Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1510/2011 ~ Материалы дела от 27.04.2011

Дело № 2-1510/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года           город Пятигорск

              

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи     Лихомана В.П.,

при секретаре        Лазгиян А.С.,

с участием

представителя истца Варданяна М.Г. Хачатряна А.М.,

представителя ответчика -

Управления Федеральной службы государственной

регистрации, кадастра и картографии

по Ставропольскому краю      Лысогор А.В.,

представителя третьего лица -

администрации г. Пятигорска     Григоряна А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело № 2-1510/11 по исковому заявлению Варданяна М.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о государственной регистрации права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

В исковом заявлении Варданян М.Г., а также в судебном заседании его представитель Хачатрян А.М., в обосновании заявленных исковых требований сообщили суду, что Варданяну М.Г. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи строений от ДД.ММ.ГГГГ.

Принадлежащий истцу жилой дом <адрес> расположен на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м.

В настоящее время у истца возникла необходимость оформить земельный участок под принадлежащим ему жилым домом в собственность, для чего им были собраны все необходимые документы.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации г. Пятигорска Ставропольского края «Об утверждении границ и площади земельного участка под индивидуальным жилым домом <адрес>», утверждены границы и площадь земельного участка из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м, с учетом фактического землепользования, в границах согласно плану земельного участка.

В п. 2.1 данного постановления указано, что Варданяну М.Г. рекомендовано обратиться в месячный срок со дня подписания данного постановления в Пятигорский отдел Управления Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в п. 1 постановления.

В п. 2.2 данного постановления также указано, что Варданяну М.Г. рекомендовано оформить в месячный срок со дня постановки на кадастровый учет земельного участка, указанного в п. 1 постановления, права на земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок под принадлежащим истцу жилым домом был поставлен на кадастровый учет и выдан кадастровый паспорт на данный земельный участок, в котором на листе «В 1» указано, что данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальным жилым домом. В графе земли особо охраняемых территорий и объектов стоит прочерк, однако на дополнительном листе указано, что данный земельный участок полностью входит в зону «вторая зона округа санитарной охраны г. Пятигорска (зона ограничений), но не указано на каком основании.

Варданян М.Г. обратился в администрацию г. Пятигорска о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, под принадлежащим ему на праве собственности жилым домом.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации г. Пятигорска , Варданяну М.Г. был предоставлен бесплатно в собственность, земельный участок по <адрес>, за подписью главы г. Пятигорска.

В п. 2 указанного постановления, истцу рекомендовано обеспечить государственную регистрацию права собственности на указанный в п. 1 настоящего постановления земельный участок.

Варданян М.Г. сдал необходимые документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю для регистрации права собственности на указанный земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ истец получил сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по причине того, что из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок полностью входит в зону - вторая зона округа санитарной охраны г. Пятигорска.

Истец считает отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м под жилым домом <адрес>, принадлежащим ему на праве собственности, незаконным и нарушающим его права.

Варданян М.Г. просит суд возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по регистрации за ним права собственности на земельный участок под жилым домом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, с выдачей свидетельства о государственной регистрации права собственности.

В судебном заседании представитель истца Варданяна М.Г. - Хачатрян А.М. поддержал заявленные исковые требования и просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представители ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Лысогор А.В. и третьего лица администрации г. Пятигорска Григорян А.С. просили суд разрешить спор в соответствии с действующим законодательством.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, который не известил суд о наличии уважительных причин неявки, направив в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 36 Конституции РФ закреплено право частной собственности на землю, что обеспечивает возможность гражданам, пользующимися земельными участками на законных основаниях, продолжать пользоваться на тех же основаниях, что и ранее, оформить право частной собственности в отношении используемых ими на законных основаниях земельных участков.

При этом, выбор способа реализации своих охраняемых Конституцией РФ прав принадлежит гражданину. Закон возлагает на орган местного самоуправления обязанность по оформлению передачи земельного участка в собственность либо предоставлении земельного участка в пользование на праве аренды по заявлению гражданина.

Согласно требованию ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии с требованиями ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной пли муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности или безвозмездном пользовании здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Согласно ст. 59 ЗК РФ споры о праве и признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке. К видам прав, возникающих у заинтересованных лиц в результате предоставления земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, относятся: право постоянного (бессрочного) пользования, право аренды либо право собственности на земельный участок, передаваемый бесплатно либо посредством заключения договора купли-продажи земельного участка.

Статьей 27 ЗК РФ прямо указаны случаи, когда земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам в собственность, а именно: изъятия земельных участков из оборота, установленный в федеральном законе запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд, то есть установление на определенный срок ограничений по использованию таких земельных участков.

В силу ч. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в собственность.

Пункт 5 ст. 27 ЗК РФ содержит перечень ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в котором отсутствует указание на зону санитарной охраны, как и в целом в ст. 27 ЗК РФ.

Согласно представленным надлежащим письменным доказательствам, исследованным в судебном заседании, истец Варданян С.Г. является собственником жилого дома <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи строений от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного нотариусом г. Пятигорска Жуковой С.А. в реестре .

Постановлением руководителя администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, по обращению Варданяна М.Г. утверждены из земель населенных пунктов границы и площадь земельного участка под индивидуальным жилым домом <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с учетом фактического землепользования, в границах согласно плану земельного участка.

Постановлением администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ Варданяну М.Г. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м, под принадлежащем ему на праве собственности жилым домом литер <данные изъяты>.

Согласно представленному истцом кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям населенных пунктов.

ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ). К ним, в частности, относятся земельные участки в пределах особо охраняемых территорий; в пределах лесного фонда, за исключением случаев, указанных в законе; земельные участки в составе водного фонда; участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников: объектами археологического наследия; участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, оборонной промышленности.

Однако, спорный земельный участок, к земельный участкам, указанным в п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельным участкам, не относится.

Порядок создания (образования) особо охраняемых природных территорий установлен Федеральным законом от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях».

Исходя из требований закона, наряду с процедурой создания особо охраняемых природных территорий должно быть изменено и целевое назначение земель, а целевое назначение спорного земельного участка осталось неизменным - земли поселений, в соответствии с земельным законодательством, которое предусматривает следующие категории земель, выделяемых по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.

Постановлением Правительства РФ от 06 июля 1992 года № 462 утверждено «Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края и его Администрации», которым в частности регулируются вопросы охраны и рационального использования природных лечебных факторов, экономического и социального развития Кавказских Минеральных Вод, ее компетенция, а также границы особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод.

Указанным Постановлением установлены границы природопользования, перечень работ, проведение, которых без согласования в установленном порядке запрещаются (разведочные работы, добыча полезных ископаемых, строительство новых, расширение и реконструкция действующих предприятий), режим ведения сельского хозяйства.

Данным Постановлением не регулируются земельные отношения, вопросы ограничений оборота земельных участков и передача их в частную собственность.

23 февраля 1995 года принят Федеральный закон № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В ст. 16 Закона сказано, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в составе которой выделяется до трех зон, причем запрет на проживание и все виды хозяйственной деятельности введены только в первой зоне.

Из изложенного следует, что указанный нормативный документ регулирует вопросы охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов и не затрагивает вопросы землепользования, ограничения оборота земли особо охраняемой территории.

Статьей 32 Закона определено, что в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными целями. В целях сохранения природных факторов на их территориях организуются округа санитарной или горно-санитарной защиты.

В п. 10 предусмотрено, что на территории санитарного округа установлен режим хозяйственного ведения, запрещающий всякие работы загрязняющие почву, воду, воздух, санитарное и экологическое состояние территорий.

Изложенное свидетельствует о том, что указанный нормативный акт также не регулирует земельные отношения и приобретение права собственности на земельный участок, а лишь определяет порядок организации и режим хозяйствования, проживания и природопользования в пределах указанных территорий.

Постановлением Правительства РФ от 17 января 2006 года № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» курорт Пятигорск признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

Согласно ст. 15 раздела указанного постановления Правительства «Положение о курорте федерального значения Пятигорск» земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной охраны.

Вопросы регулирования земельных отношений, ограничений оборота земельных участков и передачи их в частную собственность данное Положение также не регулирует.

Земли г. Пятигорска, в том числе и спорный участок в пределах г. Пятигорска, относится к землям поселений и в настоящее время целевое назначение земель города не изменено в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию в установленном порядке органом государственной власти субъекта РФ, также не производился.

В соответствии со ст. 2 ЗК РФ, согласно которой нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, актах органов местного самоуправления, изданных на основании и во исполнение земельного законодательства, иных правовых актов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.

ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ), под который спорный земельный участок не подпадает.

В силу ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 5 ст. 25.2 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений ст. 35 ЗК РФ собственники здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в установленном законом порядке, право пользования, которым к ним перешло с переходом права собственности на недвижимое имущество.

В условиях состязательности процесса, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, по мнению суда, представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю не представил доказательств того, что спорный земельный участок отнесен к землям особо охраняемых территорий, расположен на территории первой санитарной зоны, изъят из оборота либо ограничен в нем.

Согласно плану земельного участка, указанный участок имеет кадастровый номер, отнесен к категории земель населенных пунктов.

Кроме того, в силу ст.ст. 94, 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Спорный земельный участок из хозяйственного пользования не изъят.

С учетом изложенного, а также, учитывая, что представитель ответчика не представил доказательства в подтверждение того, что указанный земельный участок изъят из оборота либо ограничен в нем, суд считает требование истца Варданяна М.Г. о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, обязанности по государственной регистрации за ним права собственности на земельный участок, подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 27, 28, 29, 35, 36, 39, 94, 96 ЗК РФ, ст.ст. 12, 56, 167, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

     

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести регистрацию права собственности за Варданяном М.Г. на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым (условным) номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, через Пятигорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                В.П. Лихоман

2-1510/2011 ~ Материалы дела

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Варданян Манук Гегамович
Ответчики
УФРС
Другие
Администрация г. Пятигорска
"Земельная кадастровая палата"
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
-Лихоман В.П.
Дело на сайте суда
piatigorsky--stv.sudrf.ru
27.04.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2011Передача материалов судье
27.04.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.05.2011Предварительное судебное заседание
15.06.2011Судебное заседание
22.06.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2011Дело оформлено
07.10.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее