Дело №2а-804/2022
73RS0001-01-2022-000433-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Анциферовой Н.Л.,
при секретаре Евстигнеевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Правительства Ульяновской области к УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Натальи Анатольевны об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А. об освобождении от исполнительского сбора.
В обоснование иска указало, что 24.11.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А. в отношении Правительства Ульяновской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с Правительства Ульяновской области исполнительского сбора в размере 5000 руб. по исполнительному производству №, возбужденного на основании решения Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 30.08.2012. Предмет исполнения: обязать Правительство Ульяновкой области, Администрацию МО «Тереньгульский район», Муниципальное учреждение Отдел образования муниципального образования «Тереньгульский район», Муниципальное образовательное учреждение «Скугареевская средняя (полная) общеобразовательная школа» установить в образовательном учреждении тревожную сигнализацию (кнопка экстренного вызова сотрудников полиции).
Ранее постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А. от 13.07.2021 Правительству Ульяновской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 20.01.2022.
Вместе с тем, в адрес судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А. неоднократно направлялись письма о принимаемых Правительством Ульяновской области мерах по исполнению решения Сенгилеевского районного суда Ульяновской области по данному делу.
Кроме того, была направлена заверенная копия договора от 04.07.2019 между муниципальным общеобразовательным учреждением «Скугареевская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области и ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» (Управление Росгвардии по Ульяновской области) на оказание услуг по контролю состояния технических средств охраны, установленных в образовательном учреждении. Установка данного оборудования является аналогом установки тревожной кнопки сигнализации, выполняя аналогичные функции.
Таким образом, решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области по данному делу в указанной части является фактически исполненным.
Считают, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А. необоснованно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Правительства Ульяновской области.
Просит освободить Правительство Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 руб. по исполнительному производству №-ИП.
Представитель административного истца Гордеева О.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что Правительство Ульяновской области не уклоняется от исполнения решения Сенгилеевского районного суда Ульяновской области. Правительство Ульяновской области направляло докладную записку на имя первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области об исполнении решения суда. В настоящее время решение суда исполнено, в образовательном учреждении установлена кнопка экстренного вызова сотрудников полиции, исполнительное производство окончено.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошина Н.А. в судебное заседание не явилась, извещалась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. против удовлетворения заявления возражает в связи с отсутствием законных оснований.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, извещались.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, исполнительного производства, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 24.11.2021 судебным приставом - исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Правительства Ульяновской области.
Ранее, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 04.12.2012, которым должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Нарушений законодательства об исполнительном производстве при вынесении оспариваемого постановления судом не установлено.
13.07.2021 постановлением судебного пристав-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление, которым должнику Правительству Ульяновской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 20.01.2022.
23.11.2021 исполнительное производство № в отношении Правительства Ульяновской области.
Суду представлен договор об оказании услуг по контролю состояния технических средств охраны от 04.07.2019, заключенный между муниципальным общеобразовательным учреждением «Скугаревская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Теренгульский район» Ульяновской области и ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области».
В силу ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что административный истец при исполнении решения суда должен был соблюсти процедуру, требующую более длительного срока, суд приходит к выводу о том, что не неисполнение решения суда в пятидневный срок после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения административного истца от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должника - виновного неисполнения в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющегося необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 218, 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Правительства Ульяновской области к УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Натальи Анатольевны об освобождении от исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Правительство Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Натальи Анатольевны от 24.11.2021.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. Анциферова
В окончательной форме решение изготовлено 05.03.2022