Определение суда апелляционной инстанции от 28.11.2023 по делу № 11-0320/2023 от 16.11.2023

Мировой судья фио

Номер в суде апелляционной инстанции  11-320/2023

Дело № 02-0545/171/2023

УИД 77MS0171-01-2023-001267-46

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

28 ноября 2023 года                                                                                          адрес

Тушинский районный суд адрес в составе:

председательствующего судьи Уткиной О.В.,

при секретаре фио

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца ООО «Экопромсервис» по доверенности фио на решение мирового судьи судебного участка  171 адрес от 08 августа 2023 года по гражданскому делу 02-0545/171/2023 по иску ООО «Экопромсервис» к Артамоновой Нине Ивановне о взыскании платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым постановлено:

- в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме,

                                                  УСТАНОВИЛ:

Истец ООО «Экопромсервис» обратился в суд с иском к ответчику Артамоновой Н.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 г. по июнь 2021 г. в размере сумма, неустойки за просрочку оплаты за период с 11 февраля 2019 г. по 26 октября 2022 г. в размере сумма, расходов по уплате государственной пошлины в размере сумма

В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «Экопромсервис» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на адрес и адрес с 01 января 2019 г. Ответчику на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 155,6 м² на адрес по адресу: адрес, адрес.

Истец ООО «Экопромсервис» в заседание суда первой инстанции явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом о дате, месту и времени рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Артамонова Н.И. в заседании суда первой инстанции иск не признала, пояснила, что каких-либо договоров с истцом не заключала, услуги по вывозу ТКО истцом не оказываются, место накопления ТКО в адрес отсутствует, ближайшая площадка находится в адрес, на расстоянии более трех километров от дома ответчика, что делает невозможным её использование. Также в отзыве на иск (л.д. 54-57) указала на пропуск истцом срока исковой давности.

Администрация городского адрес, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, явку представителя в заседание суда первой инстанции не обеспечило, позицию по делу не представила.

Мировым судьей постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, постановлении нового об удовлетворении иска в полном объеме просит представитель истца ООО «Экопромсервис» по доверенности фио, полагая, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу - обращение с ТКО – не связана с удаленностью мусорной площадки (мусорного контейнера).

Суд апелляционной инстанции, выслушав представителя истца ООО «Экопромсервис» по доверенности фио, просившего об отмене оспариваемого судебного акта, изучив доводы апелляционной жалобы, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие иных сторон по делу и их представителей, приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

При вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции верно руководствовался общими положениями Гражданского кодекса РФ о бремени содержания имущества, об обязательствах, недопустимости одностороннего отказа от них, договоре возмездного оказания услуг, оплате услуг по нему, общими положениями Жилищного кодекса РФ об обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). При этом, в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01 января 2019 года.

В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из пункта 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г N 354, следует, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148 (23) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").

В силу п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, на собственников жилых домов, расположенных в зоне действия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложена обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и на условиях, установленных действующими положениями законодательства Российской Федерации.

Министерством экологии и природопользования адрес, как уполномоченным органом государственной власти, Распоряжением N 607-РМ от 09.10.2018 установлен порядок осуществления оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения.

28 апреля 2018 г. между ООО "Экопромсервис" и Министерством экологии и природопользования адрес заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес (Клинский и адрес), в соответствии с которым ООО "Экопромсервис" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) с 01 января 2019 г. Информация о заключении Соглашения  и предложение заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с требованиями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами была размещена истцом на официальном сайте и в средствах массовой информации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО «Экопромсервис» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Алексинском кластере адрес (Клинский и адрес).

Ответчику на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 155,6  м², расположенный по адресу: адрес, адрес, что, в общем случае, возлагает собой в силу вышеприведенных положений закона обязанность по заключению договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и на условиях, установленных действующими положениями законодательства Российской Федерации и соответствующим договором о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре, а также положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг. Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу п. 1 ст. 423 ГК РФ плата по договору за оказание правовых услуг, как и по всякому возмездному договору, производится за исполнение своих обязательств.

Возмездный характер такового договора предполагает, что обязанности потребителя услуг по внесению платы корреспондируют обязательства исполнителя по оказанию услуг в соответствии с требованиями договора, обязательными условиями, установленными действующим законодательством, подзаконными нормативными актами. Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан оказать услугу, качество которого соответствует договору.

В соответствии с п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В пункте 148 (22) Правил N 354 определено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) перерывами, превышающими допустимую продолжительность за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на адрес действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 названного закона).

Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» установлено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4 СанПиН 2.1.3684-21)

Аналогичные требования к удаленности площадок от жилых домов были так же установлены пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», пунктом 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», действовавших до принятия СанПиН 2.1.3684-21.

Из материалов дела следует, что в населенном пункте, в котором находится жилой дом ответчика (адрес, г.адрес), контейнерные площадки для накопления ТКО отсутствуют. Согласно сведениям, представленным истцом, ближайшая к жилому дому ответчика контейнерная площадка находится в соседнем населённом пункте (адрес, г.адрес). Как указал ответчик, расстояние до указанной площадки составляет более 3-х километров.

В соответствии с пп. «в» п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами N 1156 складирование твердых коммунальных отходов помимо контейнеров может осуществляться потребителями в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Согласно пункту 15 СанПиН 2.1.3684-21, допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках). В то же время, истец в обоснование доводов искового заявления не ссылался на то обстоятельство, что сбор и вывоз ТКО в адрес осуществлялся названным способом, доказательств осуществления сбора ТКО названным методом истцом не представлено.

При таком положении суд первой инстанции пришел к выводу, что деятельность истца, как регионального оператора, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении потребителя Артамоновой Н.И. осуществлялась ненадлежащим образом, в соответствии с условиями договора и обязательным требованиям, установленным законодательством, иными подзаконными актами, в связи с чем отказал в иске в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции в полной мере соглашается с выводами мирового судьи.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу - обращение с ТКО – не связана с удаленностью мусорной площадки (мусорного контейнера), суд отклоняет как основанные на неверном толковании норм права.

Доказательства того, что ответчик осуществлял накопление ТКО в ином населенном пункте в регионе деятельности, истцом не было представлено. Место накопления ТКО по заявленному адресу не организовано, контейнеры и иные емкости отсутствуют. При этом обязанность надлежащего оказания коммунальной услуги ответчику в силу публичного договора лежит на истце, освобождение от гражданской правовой ответственности юридического лица в обязательственном правоотношении допускается только при обстоятельствах непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации), чего в данном случае установлено не было.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит.

Суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 171 ░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2023 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

 

░░░░░                                                                                          ░.░. ░░░░░░

11-0320/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 28.11.2023
Истцы
ООО "Экопромсервис"
Ответчики
Артамонова Н.И.
Суд
Тушинский районный суд
Судья
Уткина О.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее