Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2013 года г.Венёв
Венёвский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Чиковой М.С.,
при секретаре Торосян А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-648/13 по заявлению Лукьянова А.В. о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности принять решение по переустройству жилого помещения в соответствии с действующим законодательством,
установил:
Лукьянов А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности принять решение по переустройству жилого помещения в соответствии с действующим законодательством в установленные законом сроки, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит <адрес> общей площадью 45,3 кв.м в <адрес>.
В связи с тем, что центральная система отопления жилого дома не обеспечивала необходимый температурный режим в квартире, в конце 2012 года Лукьянов А.В. обратился в администрацию муниципального образования Веневский район за разрешением о переустройстве системы отопления. В архитектурном отделе администрации муниципального образования <адрес> Лукьянов А.В. было разъяснено, что запрашиваемое им переустройство возможно при согласовании общего собрания собственников помещений в жилом многоквартирном доме, а также сборе необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ Лукьянов А.В. подал в администрацию муниципального образования Веневский район заявление о переустройстве жилого помещения, приложив необходимые документы. Однако, администрация муниципального образования Веневский район, рассмотрев обращение Лукьянова А.В., ДД.ММ.ГГГГ отказала ему в выдаче решения на переустройство жилого помещения – установку индивидуального источника отопления, ссылаясь на п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 307, письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области № 21-01-12/2805 и письмо Правительства Тульской области № 65-к-4/2677 о приостановке выдаче решений на согласование установки индивидуальных квартирных источников тепловой энергии до утверждения схем теплоснабжения поселений.
Лукьянов А.В. считает, что им соблюден порядок обращения с заявлением в администрацию муниципального образования Веневский район о переустройстве жилого помещения в связи с установкой индивидуального источника отопления.
При составлении проекта газификации им были затрачены собственные средства, однако администрация муниципального образования Веневский район отказала в выдаче решения на переустройство жилого помещения со ссылкой на письмо первого заместителя губернатора Тульской области председателя правительства Тульской области Андрианова Ю.М., несмотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ Лукьянову А.В. были выданы технические условия на реконструкцию инженерных сетей в жилом помещении – <адрес>.
Просит признать незаконным решение администрации муниципального образования Веневский район от ДД.ММ.ГГГГ № в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязав администрацию муниципального образования <адрес> принять решение о переустройстве жилого помещения в соответствии с действующим законодательством в установленные законом сроки.
Заявитель Лукьянов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, заявленные требования просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Венёвский район в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в представленных возражениях просила отказать в удовлетворении заявленных требованиях Лукьянова А.В. и дело рассмотреть в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Поскольку переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, то оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст.26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.
Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены ст. 27 ЖК РФ.
В силу указанной нормы закона отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
При этом, решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Лукьянов А.В. обратился с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения – <адрес> в администрацию муниципального образования Веневский район, приложив к заявлению необходимые документы (л.д. 8-11).
Однако, решением органа местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в согласовании переустройства жилого помещения на основании п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 года № 190-ФЗ, согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения; п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 307, согласно которому в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя – до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя – до 1 Мпа; письма министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области № 21-01-12/2805 и письма Правительства Тульской области № 65-к-4/2677, в соответствии с которыми приостановлена выдача решений на согласование установки индивидуальных квартирных источников тепловой энергии до утверждения схем теплоснабжения поселений (дата планируемого утверждения 01.11.2013 года) (л.д. 40-41).
Лукьянов А.В. с указанным решением органа местного самоуправления не согласен, считает его незаконным.
Как установлено в судебном заседании, Лукьянов А.В. является собственником <адрес> общей площадью 45,3 кв.м в <адрес> <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «Управляющая компания г. Венев», в <адрес> <адрес> на регистрационном учете состоят Лукьянов А.В., ФИО6 и ФИО7.
В свою очередь, ФИО6 не возражала против переустройства <адрес> <адрес>, и от нее было получено согласие.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управляющая компания город Венев» в лице директора Пилюса А.В. выдает Лукьянову А.В. технические условия на реконструкцию инженерных сетей в <адрес> (л.д. 14).
Также ДД.ММ.ГГГГ Лукьяновым А.В. получены технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом от филиала ОАО «Тулаоблагаз» - трест «Новомосковскмежрайгаз», сроком действия 2 года (л.д. 26).
Заявителем представлен рабочий проект по установке газового оборудования – отопительного котла Vaillant 20, выполненный трестом «Новомосковскмежрайгаз» филиала ОАО «Тулаоблгаз» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-34).
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии дымовых и вентиляционных каналов следует, что дымовентканалы в <адрес> <адрес> соответствуют нормативным требованиям и пригодны к эксплуатации под газ (л.д. 16).
В соответствии с п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» N 190-ФЗ от 27.07.2010 года, запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Вышеуказанное положение закона не исключает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии вообще, а лишь вводит возможность ограничения перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, который должен быть определен Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
16 апреля 2012 года Постановлением Правительства РФ № 307 были утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения, содержащие, в том числе, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения. В данный перечень включены только источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие указанным в. п. 44 правил требованиям.
Запрет на использование электрических отопительных приборов в указанном перечне не содержится.
Соответственно, при рассмотрении заявления Лукьянова А.В. у администрации муниципального образования Веневский район не имелось предусмотренных ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении», а также п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 307, правовых оснований для отказа в согласовании переустройства принадлежащего заявителю жилого помещения.
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения. Такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2). Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.
Заинтересованное лицо не представило доказательств того, что осуществление переустройства заявителем в соответствии с представленными проектами затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не соответствует строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, нарушает права и законные интересы других граждан.
Между тем, заявителем Лукьяновым А.В. представлен протокол общего собрания собственников помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> на котором ДД.ММ.ГГГГ рассматривался вопрос о переустройстве <адрес>. На собрании присутствовало 9 человек, которые не возражали против переустройства <адрес> (л.д. 38-39).
Из справки, выданной ЖЭУ ООО «Управляющая компания <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, следует, что жилой <адрес> <адрес> является многоквартирным, общее количество жилых помещений составляет 16 квартир.
Как усматривается из представленных квитанций, Лукьянов А.В. понес расходы на составление проектной документации для переустройства инженерных сетей в <адрес> <адрес> (л.д. 35-36).
Ссылку в решении администрации муниципального образования Веневский район о том, что выдача решений на согласование установки индивидуальных квартирных источников тепловой энергии приостановлено до утверждения схем теплоснабжения поселений, о чем указано в разъяснительных письмах министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области № 21-01-12/2805 и письма Правительства Тульской области № 65-к-4/2677, суд находит несостоятельной по тем основаниям, что вышеуказанные письма носят разъяснительный характер и противоречат действующему законодательству.
В ч. 2 и 3 ст. 27 ЖК РФ установлены требования к решению об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Формы такого решения нет, поэтому органы местного самоуправления вправе составлять указанное решение в произвольной форме, но тем не менее, как следует из содержания ч. 4 ст. 27 ЖК РФ, решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения представляет собой отдельный письменный документ, принятый в пределах компетенции и по правилам делопроизводства соответствующего органа (индивидуальный правовой акт, который в обязательном порядке должен содержать указание на основание отказа, предусмотренное в ч. 1 данной статьи). Данное решение должно быть направлено заявителю в течение трёх дней с момента принятия, при этом заявитель вправе обжаловать его по правилам процессуального законодательства Российской Федерации.
Оспариваемое решение составлено в виде письменного ответа на заявление Лукьянова А.В. и по существу является отказом в согласовании переустройства квартиры заявителя, однако не соответствует требованиям ст. 27 ЖК РФ, в силу которой в решении об отказе в согласовании в обязательном порядке должна содержаться ссылка на соответствующий пункт ч. 1 ст. 27 ЖК РФ с указанием предусмотренного законом основания отказа в согласовании.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (дездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, суд находит доводы заявителя о том, что действиями администрации муниципального образования Веневский район нарушаются его права, и приходит к выводу о признании решения администрации муниципального образования Веневский район от ДД.ММ.ГГГГ № в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности Лукьянову А.В., незаконным.
Учитывая, что отказ администрации муниципального образования Веневский район в переустройстве квартиры Лукьянова А.В. носил формальный характер со ссылками на запрет перевода квартиры на индивидуальное отопление, установленный федеральным законом и Правилами, а также на рекомендательные письма Правительства Тульской области и министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, при новом рассмотрении заявления администрации необходимо заново рассмотреть все представленные заявителем документы по существу, дать им оценку, и принять новое решение в соответствии со ст.ст. 26, 27 ЖК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявленные требования Лукьянова А.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования Веневский район от ДД.ММ.ГГГГ № в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Лукьянову А.В.
Обязать администрацию муниципального образования Веневский район принять новое решение по заявлению Лукьянова А.В. о переустройстве жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством, в установленные законом сроки.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Венёвский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий