Дело №2-1165/2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2012 года г. Гай Оренбургской области
Гайский городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Волоховой Е.А.
с участием:
помощника Гайского межрайонного прокурора Резепкиной М.А.
представителей зответчика Сомова П.Ю., Иванова Н.И.
при секретаре Крюковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гайского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации МО г. Гай Оренбургской области о признании незаконным бездействия и понуждению к устранению нарушений действующего законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Гайский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации МО г. Гай Оренбургской области, указывая, что на основании жалобы гражданина <данные изъяты> проведена проверка исполнения действующего законодательства о безопасности дорожного движения ответчиком и установлено, что в нарушение ГОСТа Р52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» следующие искусственные неровности изготовлены из тротуарной плитки: искусственная неровность, расположенная напротив <адрес> в <адрес>; искусственная неровность, распложенная на подъезде к МБУЗ «<данные изъяты> напротив <адрес> в <адрес>; искусственная неровность, распложенная по <адрес> в <адрес> на пересечении с пе<адрес>; искусственная неровность, распложенная по пе<адрес> в <адрес>, перед домом № по пе<адрес> со стороны <адрес>. В нарушение п.6.3 ГОСТа Р52605-2006 искусственная неровность, распложена на подъезде к МБУЗ «Гайская ЦРБ», напротив <адрес> в <адрес>. Считает, что ненадлежащее содержание автомобильных дорог, неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения прав граждан, проживающий на территории муниципального образования. Просит признать незаконным бездействие отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования город Гай Оренбургской области в непринятии мер к устранению нарушений Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1996 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязать ответчика устранить нарушения закона о безопасности дорожного движения, а именно изготовить следующие искусственные неровности из монолитного асфальтобетона в срок до 01.05.2013г., расположенных: напротив <адрес> в <адрес>; на подъезде к МБУЗ «<данные изъяты>», напротив <адрес> в <адрес>; по <адрес> в <адрес> на пересечении с пе<адрес>; по пе<адрес> в <адрес>, перед домом № по пе<адрес> со стороны <адрес>, просит также демонтировать искусственную неровность, расположенную на подъезде к МБУЗ «<данные изъяты> <данные изъяты>», напротив <адрес> в <адрес>.
Производство по делу по иску прокурора к ответчику в части обязания ответчика изготовить искусственную неровность из монолитного асфальтобетона, расположенную на подъезде к МБУЗ «<данные изъяты>», напротив <адрес> в <адрес> прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил и увеличил исковые требования, окончательно просит признать незаконным бездействие ответчика в непринятии мер к устранению нарушений Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1996 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 08.1 1.2007 г. № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязать ответчика устранить нарушения закона о безопасности дорожного движения, а именно изготовить следующие искусственные неровности в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52605-2006 «Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» из монолитного асфальтобетона в срок до 01.06.2013 года: искусственную неровность, расположенную напротив <адрес> в <адрес>; искусственную неровность, распложенную по <адрес> в <адрес> на пересечении с пе<адрес>; искусственную неровность, распложенную по пе<адрес> в <адрес>, перед домом № по пе<адрес> со стороны <адрес>.
Демонтировать искусственную неровность, распложенную на подъезде к МБУЗ «<данные изъяты> напротив <адрес> в <адрес>.
Обязать отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования город Гай Оренбургской области обустроить следующие искусственные неровности дорожными знаками «5.20», «1.17» с нанесением разметки «1.25» с момента вступления решения суда в законную силу: искусственную неровность, расположенную напротив <адрес> в <адрес>; искусственную неровность, распложенную по <адрес> в <адрес> на пересечении с пе<адрес>; искусственную неровность, распложенную по пе<адрес> в <адрес>, перед домом № по пе<адрес> со стороны <адрес>.
Помощник Гайского межрайонного прокурора Резепкина М.А. уточненные и увеличенные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, в обоснование привела доводы, указанные в исковом заявлении.
Представители ответчика отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования город Гай Оренбургской области Сомов П.Ю., Иванов Н.И. с исковыми требованиями не согласны, суду пояснили, что обозначенные истцом элементы обустройства автомобильных дорог являются возвышающимися наземными пешеходными переходами, сделанными на основании Плана устройства пешеходного перехода, совмещенного с искусственной неровностью, утвержденного начальником Отдела ЖКХ и КС 13.02.2012 г., согласованного с начальником Управления архитектуры и градостроительства 13.02.2012г. и соответствуют требованиям соответствующих норм ГОСТов. В связи с тем, что данные элементы, по мнению ответчика, не являются искусственными неровностями, дорожными знаками «5.20», «1.17» они не обустроены.
Выслушав участников процесса, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.12.1996 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ч.1 ст. 12 вышеуказанного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 5 указанной статьи элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В ходе судебного разбирательства установлено, что искусственные неровности расположенные напротив <адрес> в <адрес>; по <адрес> в <адрес> на пересечении с пе<адрес>; по пе<адрес> в <адрес>, перед домом № по пе<адрес> со стороны <адрес> изготовлены из тротуарной плитки.
На подъезде к МБУЗ «<данные изъяты> установлена искусственная неровность, напротив <адрес> в <адрес>.
Вышеназванные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела актами.
Допрошенный в качестве специалиста ... руководитель ОАО «<данные изъяты>» показал, что использование бетонной плитки по сравнению с асфальтобетоном повышает технические характеристики материала пешеходного перехода и проезжей части дороги, создает тактильную поверхность, увеличивает межремонтный срок службы.
Аналагичные выводы содержит заключение ОАО «<данные изъяты>», руководителем которого является ...
Допрошенный по ходатайству истца инспектор ИДПС оГИБДД МОМВД России «Гайский» ..., суду пояснил, что искусственные неровности должны быть изготовлены из асфальтобетона и размечены, согласно Правилам дорожного движения РФ.
Допрошенный в качестве специалиста ... главный инженер Гайского дорожного управления ГУП Оренбургремдорстрой, показал, что любое возвышение на проезжей части, в том числе возвышенный пешеходный переход, является искусственной неровностью, которая должна соответствовать ГОСТ Р52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» и изготавливаются из асфальтабетона. Если сертификация тротуарной плитки не производилась, то она не может применяться для обустройства дорог.
В соответствии с п.4.1.1 и 6.2 ГОСТа Р 52605-2006 «Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» искусственные неровности устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее. Искусственные неровности устраивают на дорогах и улицах местного значения, перед опасными участками дорог, от 10 до 15 м до начала участков дорог, являющихся участками концентрации дорожно-транспортных происшествий, от 10 до 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена, с чередованием через 50 м друг от друга в зоне действия дорожного знака 1.23 "Дети".
Согласно п.п.4.2.1. ГОСТа Р52605-2006 монолитные конструкции, искусственные неровности должны быть изготовлены из асфальтобетона.
На основании п.6.3 ГОСТа Р52605-2006 не допускается устраивать искусственные неровности в следующих случаях: на подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи и.т.д.
В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 ГОСТ Р52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" участки дорог, на которых устроены искусственные неровности, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р52289, ГОСТ Р52290 и ГОСТ Р51256.
Перед искусственной неровностью на ближней границе ее или разметки устанавливают дорожные знаки 1.17 "Искусственная неровность" и 5.20 "Искусственная неровность".
В соответствии с пунктом 5.6.25 "ГОСТ Р52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" знак 5.20 "Искусственная неровность" применяют для обозначения границ искусственной неровности. Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно приближающихся транспортных средств.
Согласно пунктам 6.2.29 и 5.6.24 "ГОСТ Р52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" разметку 1.25 применяют для обозначения искусственных неровностей, предназначенных для принудительного снижения скорости. Разметку наносят в начале и конце неровности на наклонном участке.
Ненадлежащее содержание автомобильных дорог, неисполнение требований в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, опасность причинения вреда их жизни и здоровью, повреждения их имущества.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в нарушение вышеназванных требований и правил искусственные неровности, расположенные по вышеуказанным адресам выполнены из тротуарной плитки, а не из асфальтобетона, отсутствуют дорожные знаки 5.20 и 1.17, на подъезде к больнице расположена искусственная неровность, которую необходимо демонтировать.
После обустройства искусственной неровности в соответствии с требованиями ГОСТ Р52605-2006, подлежит нанесению разметка 1.25.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Устава муниципального образования г.Гай к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N1090 (ред. от 19.07.2012) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
Согласно ст.ст.3,5 Положения о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Гай, утвержденного Решением Гайского городского Совета депутатов №279 от 14.10.2008 г., основными задачами органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования являются решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния. Муниципальным органом управления в сфере дорожной деятельности является отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации город Гая.
В соответствии с п.2.2. Положения об отделе ЖКХ и КС основными задачами отдела является решение вопросов, в том числе содержание дорожного фонда и другие вопросы местного значения, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством и капитальным строительством.
На основании п.п. 3.22, 3.23, 3.24 должностной инструкции на начальника отдела ЖКХ и КС администрации города Гай Иванов Н.И. возложена обязанность по решению вопросов, связанных со строительством объектов, инвестируемых из бюджета города, контролирует фактическое выполнение объемов капитального строительства, осуществляет технический надзор за качеством выполняемых работ, решает вопросы безопасности дорожного движения.
Согласно п.п. 6, 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257 – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с требованиями ст.ст.17, 18 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Часть 2 ст. 15 Конституции РФ указывает, что органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Бездействие отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования город Гай Оренбургской области в непринятии мер к устранению нарушений Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1996 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 08.1 1.2007 г. № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является незаконным.
Суд считает разумным и соразмерным установление срока для устранения нарушений закона о безопасности дорожного движения в части изготовления искусственных неровностей в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52605-2006 «Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» из монолитного асфальтобетона и демонтажа искусственной неровности на подъезде к больнице, с учетом погодных условий – до 01 июня 2013 года.
Исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Гайского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ответчика в непринятии мер к устранению нарушений Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1996 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 08.1 1.2007 г. № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязать ответчика устранить нарушения закона о безопасности дорожного движения, а именно изготовить следующие искусственные неровности в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52605-2006 «Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» из монолитного асфальтобетона в срок до 01 июня 2013 года:
-искусственную неровность, расположенную напротив <адрес> в <адрес>;
- искусственную неровность, распложенную по <адрес> в <адрес> на
пересечении с пе<адрес>;
-искусственную неровность, распложенную по пе<адрес> в <адрес>, перед домом № по пе<адрес> со стороны <адрес>.
Демонтировать искусственную неровность, распложенную на подъезде к МБУЗ «<данные изъяты>», напротив <адрес> в <адрес>.
Обязать отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования город Гай Оренбургской области с момента вступления решения суда в законную силу обустроить следующие искусственные неровности дорожными знаками «5.20», «1.17» с нанесением разметки «1.25»:
-искусственную неровность, расположенную напротив <адрес> в <адрес>;
- искусственную неровность, распложенную по <адрес> в <адрес> на пересечении с пе<адрес>;
- искусственную неровность, распложенную по пе<адрес> в <адрес>, перед домом № по пе<адрес> со стороны <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца.
Судья Волохова Е.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.11.2012г.