УИД 24RS0033-01-2021-001337-27
Дело № 2-1097/2021
РЕШЕНИЕ (заочное)
Именем Российской Федерации
04 июня 2021 года город Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского крав в составе:
председательствующего судьи Большаковой А.В.,
при секретаре судебного заседания Копотевой Д.Н.,
представителя истца Антоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Лесосибирска к Межрайонному отделу службы приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Лесосибирска обратилась в суд с иском к Межрайонному отделу службы приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора, мотивируя свои требования следующим. 20 февраля 2021 года администрацией г. Лесосибирска получено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 11 февраля 2021 года. 17 марта 2021 года администрация г. Лесосибирска обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. 16 марта 2021 года в адрес администрации поступило постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения от 10 марта 2021 года в размере 50 000 рублей. Администрацией г. Лесосибирска приняты все возможные меры по исполнению исполнительного документа в установленные законом сроки, однако исполнить судебное решение в установленный срок не представилось возможным, поскольку исполнение решения возможно только в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при этом процедура проведения торгов и заключения контракта требует значительных временных затрат, кроме того, процедура определения исполнителя для заключения муниципального контракта по приобретению жилых помещений занимает около двух месяцев после выделения денежных средств для приобретения жилого помещения. Определенный период времени занимает оформление, регистрация и выделение приобретенного жилого помещения. Жилые помещения для детей-сирот приобретаются по соглашению, утвержденному в министерстве образования Красноярского края. Просят суд освободить администрацию г. Лесосибирска от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
Представитель истца администрации г. Лесосибирска Антонова А.В., действующая на основании по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, подтвердила, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении, не возражала пропив вынесения судом заочного решения.
Представитель ответчика Межрайонного отдела службы приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, о рассмотрении дела в его отсутствие не просили, иных ходатайств не представлено (л.д. 31).
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Министерство образования Красноярского края, Андреева Е.А., надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, иных ходатайств не представлено (л.д. 31). Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке статьи 167 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец согласен на рассмотрение в порядке заочного судопроизводства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 112 названного Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом по смыслу пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм и разъяснений, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием или незначительной степенью его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
Как установлено в судебном заседании, вступившим в законную силу решением Лесосибирского городского суда от 12 ноября 2020 года на Администрацию г. Лесосибирска возложена обязанность предоставить Андреевой Е.А. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Лесосибирска, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м, с допусками установленными пунктом 24 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года №12-961 «О защите прав ребенка».
На основании указанного решения, 17 декабря 2020 года выдан исполнительный лист № ФС №, 11 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП; должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления. Копия данного постановления Администрацией г. Лесосибирска получена 20 февраля 2021 года (л.д. 10).
10 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, в размере 50 000 рублей с должника администрации г. Лесосибирска, ввиду неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок (л.д. 4).
Из представленных материалов следует, что должником принимались все возможные меры для надлежащего исполнения решения Лесосибирского городского суда от 12 ноября 2020 года, вместе с тем, исполнительный документ исполнить в установленный срок невозможно вследствие того, что в настоящее время в муниципальной собственности отсутствуют свободные жилые помещения, отвечающие требованиям, установленным решением суда.
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность обеспечения жильем лиц данной категории лежит на исполнительных органах государственной власти субъекта федерации. По Закону Красноярского края от 24.12.2009г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», администрация города Лесосибирска обязана обеспечивать жильем данную категорию лиц, в пределах выделенных на это средств субвенций, из вышестоящего бюджета.
Администрация г. Лесосибирска по вступлении решения суда в законную силу обращалась 25 декабря 2020 года в министерство образования и науки Красноярского края о выделении дополнительного финансирования для приобретения жилых помещений (л.д. 8); кроме того, в пределах срока добровольного исполнения обратилась в Лесосибирский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда (л.д. 6-7), что свидетельствует о добросовестном отношении истца к исполнению содержащихся как в решении суда, так и в исполнительном документе требований.
Выполнение работ по приобретению жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Закона, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона, не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В целом процедура определения исполнителя для заключения муниципального контракта по приобретению жилых помещений занимает около двух месяцев после выделения денежных средств для приобретения жилого помещения.
Определенный период времени занимает оформление, регистрация и выделение приобретенного жилого помещения.
Кроме того, согласно положениям п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
С учетом того, что решение суда от 12 ноября 2020 года, вступило в законную силу только в декабре 2020 года, то есть после принятия бюджета г. Лесосибирска на 2021 год, выделение бюджетных ассигнований на исполнение решения суда было возможно только после внесения соответствующих изменений в бюджет г. Лесосибирска на 2021 год, что фактически невозможно было сделать в 5-дневный срок, предоставленный для его добровольного исполнения.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что администрация г. Лесосибирска фактически не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах срока, предоставленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, обратилась с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, фактически не имела возможности исполнить такое решение в установленные сроки без нарушений требований БК РФ, а также в связи с отсутствием в дефицитном бюджете города средств на приобретение жилья, отсутствием в муниципальной собственности помещения, соответствующего требованиям, установленным в решении суда, можно сделать вывод об отсутствии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда в установленный срок, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации г. Лесосибирска к Межрайонному отделу службы приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию г. Лесосибирска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю от 10 марта 2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП, возбужденного на основании решения Лесосибирского городского суда № 2-1713/2020 по иску прокурора города Лесосибирска в интересах Андреевой Е.А. к Администрации города Лесосибирска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, через Лесосибирский городской суд.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, через Лесосибирский городской суд.
Председательствующий судья А.В. Большакова
Мотивированное решение составлено 10 июня 2021 года.