Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1318/2019 ~ М-1346/2019 от 22.10.2019

Дело № 2-1318/2019 (10RS0016-01-2019-001666-65)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2019 года                                                   г. Сегежа

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тугоревой А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Медведевой О.Г.,

с участием представителя истца Кабонен Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хяргинен Л.Л. к Администрации Сегежского муниципального района об обязании принять решения об изъятии земельного участка и выкупе жилого помещения,

установил:

Хяргинен Л.Л. обратилась в суд с иском, указав, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: г.... Указанный дом решением IX сессии IV созыва Совета Сегежского городского поселения от 23.04.2019 № 50, вынесенным на основании заключения межведомственной комиссии от 22.04.2019 № 55, признан аварийным и подлежащим сносу, на Администрацию возложена обязанность по принятию решения о сроках отселения и сносе дома. Во исполнение данного решения Администрацией Сегежского городского поселения 13.05.2019 издано распоряжение № 200-р об организации мероприятий по предоставлению собственникам взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости либо выкупу по цене рыночной стоимости, определённой в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, в срок до 01.01.2029. Кроме издания вышеуказанного распоряжения, в котором не установлено сроков по соблюдению процедуры изъятия земельного участка и выкупа жилого помещения истца, ответчиком не предпринято никаких действий по предоставлению собственникам до 01.01.2029 жилых помещений или выкупной стоимости. Бездействие ответчика в части принятия решения об изъятии земельного участка и выкупа жилого помещения привело к тому, что истец, являясь инвалидом 2 группы, будет вынуждена проживать в аварийном, непригодном для проживания доме в течение еще 10 лет. Определяя выкупную стоимость на основании Приказа Министерства строительства и ЖКХ РФ от 16.06.2016 № 419/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2016 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на III квартал 2016 года», Решения Совета Сегежского муниципального района от 24.11.2016 № 283 «Об утверждении норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Сегежскому муниципальному району на четвертый квартал 2016 года для расчета размеров социальных выплат по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», решений по делам № 2-307/2017, № 2-198/2018, просит, уточнив исковые требования: обязать Администрацию Сегежского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод, возложить обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором располагается жилой дом, по адресу: <...>, признанный аварийным и подлежащим сносу, с соблюдением процедуры, предусмотренной частями 2-4 статьи 32 ЖК РФ, а также об изъятии квартиры 5 путем ее выкупа по стоимости не менее 508 851 руб., взыскать с ответчика судебные расходы в размере 10 300 рублей.

Истец в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом.

Представитель истца Кабонен Р.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам искового заявления. Дополнительно пояснил, что поскольку распоряжением ответчика от 13.05.2019 № 200-р не предусмотрена процедура предшествующая выкупу жилья у собственника, а предусмотрена окончательная дата выкупа жилья, обжалование данного распоряжения бессмысленно. Принимая во внимание, что проживание истца в спорном жилом помещении невозможно из-за реальной опасности для жизни и здоровья, требование об обязании принят решение об изъятии жилого помещения путем выкупа подлежит удовлетворения независимо от сроков, установленных нормативными актами ответчика.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала. В письменном отзыве и в суде представитель указал, что права собственников жилых помещений в доме, признанном аварийном и подлежащем сносу, обеспечиваются в порядке ст. 32 ЖК РФ. В случае, если дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения или его выкуп; в противном случае – только на выкуп. Поскольку жилой дом, в котором расположена квартира истца, не включен в региональную программу РК по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, речь может идти только о выкупе жилого помещения. Порядок выкупа определен ст. 32 ЖК РФ. Решение вопроса о выкупе требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам требования о сносе аварийного дома, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники не выполнили требование о его сносе. Для правильного рассмотрения дела требуется установление факта длительного незаконного бездействия Администрации района, выразившегося в неисполнении обязанностей, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ. Между датой принятия решения о признании дома аварийным и подачей иска прошло 6 месяцев. Истцом не обжаловано распоряжение от 13.05.2019 № 200-р, которым установлен срок решения вопроса о выкупе жилых помещении. Поскольку указанный в данном распоряжении сроки (01.01.2029) не истекли, у Администрации отсутствуют основания для принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен дом, и жилых помещений в указанном доме, принадлежащем гражданам на праве собственности. При указанных выше обстоятельствах отсутствует незаконное, длительное бездействие со стороны Администрации по изъятию у истца жилого помещения, которое могло бы повлечь нарушение его жилищных прав. Документы, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии дома, не являются основанием для удовлетворения заявленных исковых требований. Кроме того, истцом не обоснована выкупная цена, поскольку ссылка на Приказ Минстроя России и решение Совета является несостоятельной, противоречит ст. 8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истец Хяргинен Л.Л. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ...

Решением Совета Сегежского городского поселения IX Сессии IV Созыва от 23.04.2019 № 50 ... РК признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением Администрации Сегежского городского поселения от 13.05.2019 № 200-р предписано организовать мероприятия по предоставлению собственникам изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение либо выкупу по цене рыночной стоимости в срок до 01.01.2029.

Данное распоряжение не оспорено.

Уставом муниципального образования «Сегежское городское поселение», в действующей редакции, предусмотрено, что Администрация Сегежского городского поселения не образуется; полномочия администрации Сегежского городского поселения исполняются администрацией Сегежского муниципального района (ст. 37).

Решение вопросов местного значения Сегежского городского поселения передано администрации Сегежского муниципального района с 01.10.2019.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8, части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 35, часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46).

Из названных положений Конституции Российской Федерации, предопределяющих правовое положение участников гражданского оборота, в том числе при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 2) и 17 (часть 3) вытекает требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц, которое означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы других лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 г. № 6-П и от 22 апреля 2011 г. № 5-П).

В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).

Статья 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2001 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Дом 16-а по ул. Мира в г. Сегеже Республики Карелия в Региональную адресную программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен, что следует из ответа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 08.11.2019 № 16198/14.2-05/МСЖКХиЭи. Таким образом, вопрос об обеспечении жилищных прав истца может быть решен только путем выкупа принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч. 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Нормами части 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В пункте 22 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в сиу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным части 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, убытки, причиненные собственнику его изъятием.

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Материалы дела не содержит доказательств того, что Администрацией Сегежского муниципального района (ранее – Администрацией Сегежского городского поселения) собственникам жилых помещений многоквартирного дома 16а по ул. Мира в г. Сегеже Республики Карелия направлялось требование о сносе аварийного дома, а также доказательств, подтверждающих принятие администрацией решения об изъятии земельного участка под указанным домом для муниципальных нужд, и об изъятии жилых помещений (путем выкупа) в вышеуказанном доме.

Поскольку процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у истца, не соблюдена, оснований для возложения на ответчика обязанности по принятию решения о выкупе принадлежащего Хяргинен Л.Л. жилого помещения не имеется.

Жилой дом, в котором расположена квартира истца, до настоящего времени не снесен, что не позволяет сделать вывод о том, что принадлежащая истцу квартира фактически изъята из ее владения в результате распорядительных действий ответчика без предоставления равноценного возмещения и соблюдения предварительной процедуры.

Распоряжение Администрации Сегежского городского поселения от 13.05.2019 № 200-р в части срока, установленного для выполнения мероприятий по расселению дома, никем не оспорено и является действующим.

В настоящее время возможность выкупа изымаемого имущества с соблюдением предварительной процедуры, предусмотренной законом, не утрачена.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано, в том числе, решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) (п. 4 ч. 2).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ).

В подпункте «б» пункта 21 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 указано, что решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Таким образом, к отношениям, возникающим по поводу изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, подлежат применению нормы законодательства, предусматривающие возможность изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд в случае, если об этом уполномоченным органом принято соответствующие решение, и при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка.

То есть законом установлена процедура по изъятию земельного участка, принятие решения об изъятии земельного участка является правом, но не обязанностью органа местного самоуправления.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что принятие решения об изъятии земельных участков относится к исключительной компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и решением суда такая обязанность на Администрацию Сегежского муниципального района возложена быть не может.

Заявленные требования истца сводятся к реализации прав лиц, подлежащих отселению из аварийного дома, минуя предусмотренную законом процедуру, установленную ст. 32 Жилищного кодекса РФ, главой VII1 Земельного кодекса РФ.

Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, предусмотренных в части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для его обжалования гражданами в установленном законом порядке. При наличии действующего распоряжения Администрации Сегежского городского поселения о сроках проведения мероприятий по отселению граждан из аварийного дома, такие требования истцом не заявлены.

Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении исковых требований, оснований для взыскания судебных расходов в порядке, предусмотренном ст. 98 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.197-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Хяргинен Л.Л. к Администрации Сегежского муниципального района об обязании принять решения об изъятии земельного участка и выкупе жилого помещения отказать.

     Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                А.В. Тугорева

Решение в окончательной форме изготовлено 28.11.2019.

2-1318/2019 ~ М-1346/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Хяргинен Лидия Леонидовна
Ответчики
Администрация Сегежского муниципального района
Другие
Кабонен Роман Станиславович
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Тугорева А.В.
Дело на странице суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
22.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2019Передача материалов судье
24.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2019Судебное заседание
25.11.2019Судебное заседание
27.11.2019Судебное заседание
28.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2020Дело оформлено
01.09.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее