Копия Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-1471/13
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск «20 » августа 2013 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего И.С. Кочновой
с участием прокурора Д.М.Карпова
с участием представителя заявителя Ю.В.Куликовой
с участием заинтересованного лица Е.Н. Валюженич
при секретаре судебного заседания К.Н.Васенковой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волкова Н. А. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области Валюженич Е. Н.,
установил:
Зарегистрированный кандидат на должность главы сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района <адрес> Волков Н.А. обратился в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Волоколамского муниципального района Московской области N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области Валюженич Е.Н., мотивируя свои требования тем, в связи с нарушением п.12 ст. 37 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч.7 ст.27 Закона Московской области от 11.07.2006 г. № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» в подписных листах, представленных кандидатом Валюженич Е.Н. в ТИК Волоколамского района, в адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, не указано наименование района «Волоколамский». В соответствии с п.п. 3 п.6.4 ст.38 ФЗ, п.п. 8 ч.12 ст.28 Закона Московской области признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме. Из чего следует, что все 19 подписей избирателей в подписных листах, представленных Валюженич Е.Н., являются недействительными. Ненадлежащая реализация норм федерального и регионального законодательства привела к нарушению избирательных прав заявителя, как кандидата, что получило выражение в неравенстве допуска кандидатов к участию в реализации своего пассивного избирательного права и исполнению в полном объеме требований законодательства по соблюдению предвыборных процедур.
Заявитель Волков Н.А. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенной о дате, месте и времени слушания дела.
Представитель заявителя по доверенности Куликова Ю.В. уточненное заявление Волкова Н.А. поддержала.
Представитель заинтересованного лица, Территориальной избирательной комиссия Волоколамского района Московской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя ТИК, возражал против заявления.
Заинтересованное лицо Валюженич Е.Н. в судебном заседании возражала против заявления.
Рассмотрев заявление, исследовав письменные материалы дела, в том числе подлинные документы, представленные ТИК, заслушав представителя заявителя, заинтересованное лицо Валюженич Е.Н., заключение прокурора Карпова Д.М. о законности решения, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 259 ГПК РФ кандидаты, считающие, что решениями избирательной комиссии нарушаются избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом.
В судебном заседании установлено, что Решением Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы на должность главы сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области.
Решением избирательной комиссии Московской области полномочия избирательной комиссии городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области возложены на территориальную избирательную комиссию Волоколамского муниципального района Московской области (ТИК Волоколамского района ).
Кандидатами на должность главы сельского поселения Осташевского Волоколамского муниципального района Московской области зарегистрированы Волков Н.А., Валюженич Е.Н., что подтверждается решениями избирательной комиссии N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (часть 2).
Статьей 12 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 часть 2).
Формирование органов местного самоуправления путем свободных выборов один из признаков демократического правового государства, каковым является Российская Федерация (статья 1 Конституции РФ).
Подлинно свободные демократические выборы, осуществляемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, представляют в частности, право любых лиц, отвечающих установленным избирательным законодательством условиям и выполнившими предусмотренные им требования, участвовать в выборах в качестве кандидатов, и право других лиц свободно выражать свое отношение к ним, голосуя «за» или «против».
Согласно подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в ст.28 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию кандидатом Валюженич Е.Н. были представлены 19 подписей избирателей на 4 подписных листах при необходимых для регистрации 16 подписях избирателей.
В результате проведенной проверки подписных листов из общего количества представленных подписей избирателей, 19 подписей были признаны избирательной комиссией действительными, что составляет 100% от общего количества подписей, что является достаточным для регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подп. 4 ч. 12. ст. 28 Закона Московской области № 101\2006-ОЗ признаются недействительными подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
Подпункт пункта статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подпункт 8 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области № 101\2006-ОЗ определяет, что признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.
Согласно ст. 1 ч. 2 Закона Московской области № 101\2006-ОЗ основные понятия и термины, используемые в этом Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе № 67-ФЗ.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ адрес места жительства – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Следовательно, действующее законодательство устанавливает единственный орган, в компетенцию которого входит определение адреса места жительства гражданина – это орган регистрационного учета по месту жительства гражданина.
Указание адреса места жительства иным органом либо с помощью иных информационных систем не может применяться к положениям, регулируемым Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» № 101\2006-ОЗ подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях с 3 по 8 к настоящему Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Пунктом 18 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной миграционной службы «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» результатом предоставления государственной услуги является: получение гражданином свидетельства о регистрации по месту пребывания, свидетельства о регистрации по месту жительства (для граждан, не достигших 14-летнего возраста) установленной формы; проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о регистрации по месту жительства установленной формы; снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания; проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства.
В соответствии с п.п. 3 и 5 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» отметка о регистрации по месту жительства в паспорта граждан РФ производится органами регистрационного учета – структурными подразделениями Федеральной миграционной службы России, образы печатей и штампов, необходимых для оформления паспорта гражданина РФ, устанавливаются ФМС России.
При заполнении всех реквизитов регистрации по месту жительства гражданина РФ, а именно: регион (область), район, населенный пункт, улица, дом, корпус, квартира – при распечатывании штампа по месту жительства для граждан, зарегистрированных в гор. Волоколамске, реквизит «Волоколамский район» не распечатывается, т.е. отсутствует.
Статьей 2 п.5 Федерального закона № 67-ФЗ определено понятие адреса места жительства – это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), про которому гражданин Российской федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В ходе исследования подлинных подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Валюженич Е.Н., судом установлено, что лицом, осуществляющим сбор подписей являлась сама кандидат Валюженич Е.Н., во всех представленных в избирательную комиссию 5 подписных листах в графе "Подписной лист удостоверяю" указаны фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего сбор подписей в поддержку кандидата – Валюженич Е.Н., ее адрес места жительства, серия и номер паспорта с указанием даты его выдачи, наименования и кода выдавшего органа, подпись и дата ее внесения. При этом указанный адрес места жительства, указан по данным паспорта.
Суд считает, что указание названия «Волоколамский район» в графе подписного листа «адрес места жительства» не требуется, поскольку местом жительства избирателей указан г.Волоколамск, являющийся административным центром города, это не препятствует однозначному восприятию указанных данных.
В связи с чем, суд исходил из того, что в каждом из 5 подписных листов содержатся сведения об адресе места жительства Валюженич Е.Н., которая является как кандидатом на должность главы Осташевского сельского поселения, так и лицом, осуществлявшим сбор подписей, а потому у избирательной комиссии имелись все основания для регистрации ее в качестве кандидата на должность главы Осташевского сельского поселения Волоколамского района Московской области.
Таким образом довод заявителя о незаконности принятого решения не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Поскольку предусмотренных законом оснований для отмены решения ТИК Волоколамского района от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> о регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения Осташевское Валюженич Е.Н. не имеется, требования Волкова Н.А. не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Волкова Н. А. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области Валюженич Е. Н.,
- отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение пяти дней со дня принятия судом решения через Волоколамский городской суд Московской области.
Председательствующий : <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>