По делу № 2-1244/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новокубанск 9 декабря 2013 года
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Кувиковой И.А.
при секретаре Ростовцевой Н.А.,
с участием прокурора Дикой И.В., а также представителя администрации МО Новокубанский район Выдра М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Новокубанский район, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средней образовательной школе № 28 об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО Новокубанский район и МОБУСОШ № 28, по которому просит: 1. Обязать МОБУСОШ № 28 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: учебные кабинеты среднего звена укомплектовать регулируемой мебелью в соответствии с требованиями СaНПиН 2.2.2.-2.4.1340-03; провести замену оконных блоков; провести замену полового покрытия кабинета информатики; установить оградительные решетки на отопительные приборы; провести реконструкцию пищеблока; укомплектовать пищеблок необходимым технологическим оборудованием - мармитной линией, протирочной машиной; организовать пропускной режим в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». 2.Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район выделить денежные средства, необходимые для выполнения указанных работ и устранения выявленных нарушений санитарноэпидемиологического законодательства и законодательства о безопасности образовательной организации - МОБУСОШ № 28 г. Новокубанска.
Прокурор Дикая И.В. с учетом того, что часть нарушений ответчиками устранены до судебного заседания, поддержала требования только в части, по которым просила: 1. Обязать МОБУСОШ № 28: учебные кабинеты среднего звена укомплектовать регулируемой мебелью в соответствии с требованиями СaНПиН 2.2.2.-2.4.1340-03; провести замену оконных блоков; укомплектовать пищеблок необходимым технологическим оборудованием - мармитной линией; организовать пропускной режим в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». 2.Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район выделить денежные средства, необходимые для замены оконных блоков; укомплектования пищеблока необходимым технологическим оборудованием - мармитной линией; организации пропускного режима в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», дав пояснения аналогичные изложенным в заявлении. Прокурор в судебном заседании пояснила, что указанные недостатки были выявлены в результате проверки, проводимой прокуратурой Новокубанского района, данные нарушения затрагивают интересы всех учащихся школы, администрация МО Новокубанского района, как собственник учреждения, обязана нести расходы по организации деятельности учреждения, вместе с тем, финансирование затрат на приобретение мебели, производится за счет бюджета субъекта РФ.
Представитель ответчика МОБУСОШ № 28 г. Новокубанска в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ответчика администрации МО Новокубанский район Выдра М.В. возражала против удовлетворения требований прокурора о возложении на администрации обязанности финансирования по: укомплетованию пищеблока и организации пропускного режима в школе. В обоснование своих доводов Выдра М.В. указывала, что в силу требований Закона «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Финансирование же образовательного процесса, производится за счет средств бюджета субъекта РФ. Действующим законодательством также не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по финансированию затрат по организации пропускного режима в школах, путем заключения договоров с охранными фирмами.
Представитель третьего лица на стороне истца – Территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КК в г. Армавире, Новокубанском, Успенском и Отрадненском районах, в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом, были уведомлены о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании в ходе проведения прокуратурой Новокубанского района проверки исполнения законодательства о безопасности образовательных учреждений при подготовке к 2013-2014 учебному году, установлены нарушения в образовательных учреждениях.
Так, согласно требованиям п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту -ФЗ № 273) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Аналогичная норма, также была закреплена в п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании».
В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ № 273 образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, административной, финансово- экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в соответствии с п. 2 ч.3 ст.28 ФЗ № 273 относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местным нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (что также было закреплено п.1 ч.2 ст.32 Закона № 3266-1).
Вместе с тем понятие «обладания автономией по принятию решений) не означает, что образовательная организация обеспечивает устранение выявленных нарушений только за счет собственных средств. Главным распорядителем денежных средств при этом является администрация муниципального образования Новокубанский район, имеющая и наделенная правом распределять средства бюджета района по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета.
В части охраны здоровья в соответствии со ст.41 Федерального Закона № 273-ФЗ п.п.2, 8 ч.1 и п.3 ч.4 предусмотрено обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; организацию питания обучающихся; организации осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Территориальным отделом Управления Роспотебнадзор в г. Армавире, Успенском, Ново кубанском, Отрадненском районах в рамках работы Межведомственной комиссии по приему образовательных учреждений к новому учебному 2013-2014 учебному году установлены следующие несоблюдения требований санитарно-эпидемиологических требований и нормативов по состоянию на 13.08.2013года в МОБУСОШ №28: - учебные кабинеты среднего звена не укомплектованы регулируемой мебелью в соответствии с требованиями СaНПиН 2.2.2.-2.4.1340-03; не проведена замена изношенных оконных блоков; пищеблок не укомплектован необходимым технологическим оборудованием - мармитной линией.
Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения и не соблюдение требований законодательства в части создания безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся работников образовательной организации. (п.2 ч. 6 ст.28 ФЗ № 273).
В части профилактики терроризма, минимизации и ликвидации его проявлений в сфере антитеррористической защиты объектов от возможных террористических посягательств установлено, что в нарушение ст.ст.3,11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охрану в образовательной организации МОБУООШ № 28 осуществляют сторожа-вахтеры, то есть лица, не имеющие правого статуса частного охранника.
В соответствии со ст.1, 1.1. Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной охранной деятельности в Российской Федерации» настоящим законом частная детективная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Пропускной режим, контролируемый специально обученными для этой работы гражданами - частными охранниками это предусмотренный порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупность мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны). Для охраны жизни и здоровья граждан, находящихся на охраняемых объектах разрешено применение оружия и специальных средств.
Вместе с тем, на граждан, не прошедших специальное обучение и не получивших удостоверение частого охранника, работающего по договору в организации осуществляющей охранную деятельность в соответствии с лицензией, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.
Таким образом, наличие вахтеров, сторожей и техничек, а также лиц из числа родителей не может обеспечить пропускной режим на территории образовательной организации, в целях обеспечения безопасности детей и других лиц во время образовательного процесса.
Указом Президента РФ от 15.02.2006г. № 116 установлено, что на органы местного самоуправления возложены функции профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
Согласно ч.ч.3, 3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных культурных образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Статьи 14,15,16 и 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения для поселения, муниципального района, городского округа относят участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма.
Под понятиями «профилактика терроризма» и «минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма» законодатель определил:
, ".
«░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░». ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.2 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 194- 198 ░░░ ░░, ░░░
░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░ № 28 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░a░░░░ 2.2.2.-2.4.1340-03; ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06.03.2006 № 35-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░ ░░ ░░ 11.03.1992 № 2487-1 «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 28 ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06.03.2006 № 35-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░ ░░ ░░ 11.03.1992 № 2487-1 «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░