Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-371/2021 ~ М-391/2021 от 18.11.2021

Дело (УИД) № 36RS0024-01-2021-000714-36

Производство №2а-371/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нововоронеж Воронежской области         09 декабря 2021 г.

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Фроловой И.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нартовой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Нововоронежского городского суда Воронежской области гражданское дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 17 по Воронежской области к Козлову Александру Федоровичу о взыскании налога на имущество, земельного налога, пени,

                                УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 82 537 руб. и пени на указанную недоимку за период с 04.12.2018 по 24.12.2018 в сумме 438,83 руб., задолженность по земельному налогу за 2017 г. в сумме 6 897 руб. и пени на указанную недоимку за период с 04.12.2018 по 24.12.2018 в сумме 36,67 руб., всего 89 909,50 руб.

Требования мотивированы тем, что административный ответчик имеет имущество, подлежащее налогообложению, является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога. Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление от 05.09.2018 № 39964398 об уплате налогов за 2017 г. В связи с тем, что в установленный срок налоги не были оплачены, ответчику начислена пеня в соответствии со ст.75 НК РФ, выставлено требование от 25.12.2018 № 205831. Мировым судьей судебного участка №2 в Нововоронежском судебном районе вынесено определение от 27.10.2020 об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

Кроме того, МИФНС России № 17 по Воронежской области заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на взыскание налогов, пени, так как в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (постановление от 17.12.1996 №20-П), Первого Кассационного суда общей юрисдикции (кассационное определение от 25.08.2020 №88а-20297/2020) обязанность платить налоги - безусловное требование государства.

Налоговым органом последовательно принималась меры по взысканию налоговой задолженности. 27.11.2020 МИ ИФНС России №13 по Воронежской области реорганизована путем присоединения к ИФНС России по Левобережному району г.Воронеж. 30.11.2020 ИФНС России по Левобережному району г.Воронеж переименована в МИ ФНС №17 по Воронежской области (л.д.15-16).

В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о слушании дела. Причины уважительности неявки не сообщены. Заявлений об отложении слушания дела не поступило. В связи с этим суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, согласно ст.150 КАС РФ.

Изучив материалы дела, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности – достаточности, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ч.1, ч.5 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ч.1 ст.45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.

Согласно ч.1 ст.48 НК РФ (в редакции на дату выставления требования) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Ч.2 ст.48 НК РФ (в редакции на дату выставления требования) предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно ч.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как указано в ч.1, ч.2, ч.4 ст.69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Ч.1 ст.70 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату выставления требования) установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

П.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Ч.1 ст.401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с ч.1 ст.403 НК РФ (в редакции на дату выставления требования) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Ст.405 НК установлено, что налоговым периодом признается календарный год.

Ст.406 НК РФ установлены налоговые ставки.

Исходя из ч.1 ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исходя из ч.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога (признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу ч.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Ч.1 ст.390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Как указано в ч.1, ч.3 ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе не устанавливать отчетный период.

Исходя из ч.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно ч.1 ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено следующее.

В налоговом уведомлении от 05.09.2018 № 39964398 указано, что в 2017 г. ответчик являлся собственником транспортного средства, а также:

земельного участка по адресу: <адрес>, строение 17; кадастровая стоимость 2 459 787 руб. (владел 12 месяцев),

квартиры по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость 1 898 137 руб. (владел 12 месяцев),

иного строения по адресу: <адрес>, строение 16; кадастровая стоимость 5223 461 руб. (владел 12 месяцев) (л.д.28).

В связи с наличием данного имущества МИФНС произведено начисление ответчику налога на имущество физических лиц, земельного налога; установлен размер налога на имущество физических лиц в сумме 56 420 руб., земельного налога в сумме 6 897 руб.; срок уплаты до 03.12.2018 (л.д.28).

Вследствие неоплаты налогов в установленный срок начислена пеня по налогу на имущество физических лиц в сумме 438,83 руб., по земельному налогу в сумме 36,67 руб. Ответчику направлено требование об уплате налога и пени № 20583 по состоянию на 25.12.2018; срок уплаты до 23.01.2019 (л.д.31).

Требование отправлено заказной корреспонденцией.

Таким образом, срок для обращения с заявлением о взыскании налогов, пени с учетом положений ч. 2 ст. 6.1 НК РФ истек 23.07.2019.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате налога и пени налоговый орган обратился 14.10.2020.

27.10.2020 мировым судьей судебного участка № 2 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области отказано в принятии заявления МИ ФНС №13 по Воронежской области о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по налогам, так как из представленных документов усматривается, что требование не является бесспорным (л.д.17).

С настоящим административным исковым заявлением от 27.10.2021 налоговый орган обратился в суд 15.11.2021 (как усматривается из почтового штемпеля на конверте).

Ввиду отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа административный истец МИ ФНС обратилась в Нововоронежский городской суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу, пени с нарушением 6-ти месячного срока, установленного ч.2 ст.48 НК РФ, согласно которой заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, указан в ст.6.1 НК РФ.

Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Ч.5, ч.8 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на обращение с иском в суд.

Доводы о том, что пропущенный срок обусловлен организационными мероприятиями в налоговом органе, является несостоятельным. В связи с организационными мероприятиями налоговый орган не был лишен возможность своевременно обратиться в суд.

Не свидетельствуют о последовательности действий налогового органа, направленных на принятие мер по взысканию задолженности с административного ответчика такие действия как направление требования об уплате налога и пени; предъявление исковых требований до истечения шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, поскольку срок на обращение с заявлением о взыскании налоговой задолженности начинает исчисляться непосредственно с момента окончания срока, установленного в требовании налогового органа об уплате налога и пени.

Не является безусловным основанием для восстановления срока утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, страховых взносов, пеней, штрафа в случае непринятия им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию.

Из системного толкования положений ч.2 ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ следует, что заявление о восстановлении срока подлежит обязательному рассмотрению судом, что не предполагает его обязательное удовлетворение.

Предусмотрев в НК РФ и КАС РФ норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, положения ст.95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 N 611-О и от 17.07.2018 N 1695-О).

При изложенных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления.

При принятии решения суд исходит из того, что в соответствии с:

ч.1 ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;

ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом;

ч.1 – ч.3 ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.178 КАС суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В связи с этим суд считает, что требования не доказаны.

В соответствии с ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Ч.1, ч.2 ст.114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

Поскольку заявленные требования не удовлетворяются, а административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина относится на бюджет.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

                     РЕШИЛ:

Отказать межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области в восстановлении пропущенного срока для предъявления административного искового заявления и в удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Козлову Александру Федоровичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 82 537 руб. и пени на указанную недоимку за период с 04.12.2018 по 24.12.2018 в сумме 438,83 руб., задолженности по земельному налогу за 2017 г. в сумме 6 897 руб. и пени на указанную недоимку за период с 04.12.2018 по 24.12.2018 в сумме 36,67 руб., всего 89 909,50 руб.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

            Судья                    И.И.Фролова

В соответствии с ч.2 ст.177 КАС РФ мотивированное решение составлено 09.12.2021.

Дело (УИД) № 36RS0024-01-2021-000714-36

Производство №2а-371/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нововоронеж Воронежской области         09 декабря 2021 г.

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Фроловой И.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нартовой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Нововоронежского городского суда Воронежской области гражданское дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 17 по Воронежской области к Козлову Александру Федоровичу о взыскании налога на имущество, земельного налога, пени,

                                УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 82 537 руб. и пени на указанную недоимку за период с 04.12.2018 по 24.12.2018 в сумме 438,83 руб., задолженность по земельному налогу за 2017 г. в сумме 6 897 руб. и пени на указанную недоимку за период с 04.12.2018 по 24.12.2018 в сумме 36,67 руб., всего 89 909,50 руб.

Требования мотивированы тем, что административный ответчик имеет имущество, подлежащее налогообложению, является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога. Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление от 05.09.2018 № 39964398 об уплате налогов за 2017 г. В связи с тем, что в установленный срок налоги не были оплачены, ответчику начислена пеня в соответствии со ст.75 НК РФ, выставлено требование от 25.12.2018 № 205831. Мировым судьей судебного участка №2 в Нововоронежском судебном районе вынесено определение от 27.10.2020 об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

Кроме того, МИФНС России № 17 по Воронежской области заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на взыскание налогов, пени, так как в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (постановление от 17.12.1996 №20-П), Первого Кассационного суда общей юрисдикции (кассационное определение от 25.08.2020 №88а-20297/2020) обязанность платить налоги - безусловное требование государства.

Налоговым органом последовательно принималась меры по взысканию налоговой задолженности. 27.11.2020 МИ ИФНС России №13 по Воронежской области реорганизована путем присоединения к ИФНС России по Левобережному району г.Воронеж. 30.11.2020 ИФНС России по Левобережному району г.Воронеж переименована в МИ ФНС №17 по Воронежской области (л.д.15-16).

В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о слушании дела. Причины уважительности неявки не сообщены. Заявлений об отложении слушания дела не поступило. В связи с этим суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, согласно ст.150 КАС РФ.

Изучив материалы дела, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности – достаточности, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ч.1, ч.5 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ч.1 ст.45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.

Согласно ч.1 ст.48 НК РФ (в редакции на дату выставления требования) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Ч.2 ст.48 НК РФ (в редакции на дату выставления требования) предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно ч.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как указано в ч.1, ч.2, ч.4 ст.69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Ч.1 ст.70 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату выставления требования) установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

П.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Ч.1 ст.401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с ч.1 ст.403 НК РФ (в редакции на дату выставления требования) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Ст.405 НК установлено, что налоговым периодом признается календарный год.

Ст.406 НК РФ установлены налоговые ставки.

Исходя из ч.1 ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исходя из ч.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога (признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу ч.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Ч.1 ст.390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Как указано в ч.1, ч.3 ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе не устанавливать отчетный период.

Исходя из ч.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно ч.1 ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено следующее.

В налоговом уведомлении от 05.09.2018 № 39964398 указано, что в 2017 г. ответчик являлся собственником транспортного средства, а также:

земельного участка по адресу: <адрес>, строение 17; кадастровая стоимость 2 459 787 руб. (владел 12 месяцев),

квартиры по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость 1 898 137 руб. (владел 12 месяцев),

иного строения по адресу: <адрес>, строение 16; кадастровая стоимость 5223 461 руб. (владел 12 месяцев) (л.д.28).

В связи с наличием данного имущества МИФНС произведено начисление ответчику налога на имущество физических лиц, земельного налога; установлен размер налога на имущество физических лиц в сумме 56 420 руб., земельного налога в сумме 6 897 руб.; срок уплаты до 03.12.2018 (л.д.28).

Вследствие неоплаты налогов в установленный срок начислена пеня по налогу на имущество физических лиц в сумме 438,83 руб., по земельному налогу в сумме 36,67 руб. Ответчику направлено требование об уплате налога и пени № 20583 по состоянию на 25.12.2018; срок уплаты до 23.01.2019 (л.д.31).

Требование отправлено заказной корреспонденцией.

Таким образом, срок для обращения с заявлением о взыскании налогов, пени с учетом положений ч. 2 ст. 6.1 НК РФ истек 23.07.2019.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате налога и пени налоговый орган обратился 14.10.2020.

27.10.2020 мировым судьей судебного участка № 2 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области отказано в принятии заявления МИ ФНС №13 по Воронежской области о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по налогам, так как из представленных документов усматривается, что требование не является бесспорным (л.д.17).

С настоящим административным исковым заявлением от 27.10.2021 налоговый орган обратился в суд 15.11.2021 (как усматривается из почтового штемпеля на конверте).

Ввиду отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа административный истец МИ ФНС обратилась в Нововоронежский городской суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу, пени с нарушением 6-ти месячного срока, установленного ч.2 ст.48 НК РФ, согласно которой заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, указан в ст.6.1 НК РФ.

Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Ч.5, ч.8 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на обращение с иском в суд.

Доводы о том, что пропущенный срок обусловлен организационными мероприятиями в налоговом органе, является несостоятельным. В связи с организационными мероприятиями налоговый орган не был лишен возможность своевременно обратиться в суд.

Не свидетельствуют о последовательности действий налогового органа, направленных на принятие мер по взысканию задолженности с административного ответчика такие действия как направление требования об уплате налога и пени; предъявление исковых требований до истечения шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, поскольку срок на обращение с заявлением о взыскании налоговой задолженности начинает исчисляться непосредственно с момента окончания срока, установленного в требовании налогового органа об уплате налога и пени.

Не является безусловным основанием для восстановления срока утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, страховых взносов, пеней, штрафа в случае непринятия им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию.

Из системного толкования положений ч.2 ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ следует, что заявление о восстановлении срока подлежит обязательному рассмотрению судом, что не предполагает его обязательное удовлетворение.

Предусмотрев в НК РФ и КАС РФ норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, положения ст.95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 N 611-О и от 17.07.2018 N 1695-О).

При изложенных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления.

При принятии решения суд исходит из того, что в соответствии с:

ч.1 ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;

ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом;

ч.1 – ч.3 ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.178 КАС суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В связи с этим суд считает, что требования не доказаны.

В соответствии с ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Ч.1, ч.2 ст.114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

Поскольку заявленные требования не удовлетворяются, а административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина относится на бюджет.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

                     РЕШИЛ:

Отказать межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области в восстановлении пропущенного срока для предъявления административного искового заявления и в удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области к Козлову Александру Федоровичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 82 537 руб. и пени на указанную недоимку за период с 04.12.2018 по 24.12.2018 в сумме 438,83 руб., задолженности по земельному налогу за 2017 г. в сумме 6 897 руб. и пени на указанную недоимку за период с 04.12.2018 по 24.12.2018 в сумме 36,67 руб., всего 89 909,50 руб.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

            Судья                    И.И.Фролова

В соответствии с ч.2 ст.177 КАС РФ мотивированное решение составлено 09.12.2021.

1версия для печати

2а-371/2021 ~ М-391/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИ ФНС №17 по Воронежской области
Ответчики
Козлов Александр Федорович
Суд
Нововоронежский городской суд Воронежской области
Судья
Фролова Ирина Ивановна
Дело на странице суда
novovoronezhsky--vrn.sudrf.ru
18.11.2021Регистрация административного искового заявления
18.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2021Судебное заседание
09.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее