Дело № 2-90/2020
Принято в окончательной форме 24.01.2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2020 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Курчак А.Н.
при секретаре Алещенко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» к Варфоломееву Сергею Александровичу о взыскании задолженности по договору целевого жилищного займа,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее по тексту - ФГКУ «Росвоенипотека») обратилось в суд с иском к Варфоломееву С.А. о взыскании задолженности по договору целевого жилищного займа.
В обосновании требований указано, что 15.03.2010 года между ФГКУ «Росвоенипотека» и Варфоломеевым С.А. был заключен договор целевого жилищного займа №***, предоставляемого участнику НИС жилищного обеспечения военнослужащих (далее – договор ЦЖЗ). Целевой жилищный займ предоставлялся на погашение первоначального взноса в размере 424 467,96 руб. при получении ипотечного займа по договору займа № *** от 15.03.2010 года, предоставленного Акционерным коммерческим банком Московский областной банк, для приобретения в собственность ответчика жилого помещения, расположенного по адресу: *** и на погашение обязательств по ипотечному кредиту за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете ответчика.
Именной накопительный счет Варфоломеева С.А. закрыт 30.03.2017 года на основании сведений об исключении из реестра с правом на использование накоплений с датой возникновения оснований для исключения из реестра 30.11.2016 года.
Таким образом, все средства, учтенные на именном накопительном счете ответчика, истец перечислял в погашение обязательств по ипотечному кредиту после возникновения оснований для исключения из Реестра участников НИС, в связи с чем, у Варфоломеева С.А. образовалась задолженность по договору ЦЖЗ в размере 102 748,28 руб., в том числе: 85 780,24 руб. сумма задолженности, 16 968,04 руб. сумма процентов по состоянию на 18.10.2019 года за пользование целевым жилищным займом по ставке рефинансирования ЦБ РФ 10,50% со дня увольнения ответчика с военной службы – 30.11.2016 года, которую истец просит взыскать с ответчика в свою пользу.
Представитель ФГКУ «Роевоенипотека» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно ходатайству, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в связи с занятостью. Настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик Варфоломеев С.А. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного разбирательства извещался по известному суду месту жительства (регистрации) путем направления судебной повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил. В адрес ответчика направлялось определение с разъяснением процессуальных прав, в котором разъяснялись последствия непредставления доказательств и возможность рассмотрения дела в порядке заочного производства. Заказное письмо с судебной повесткой и определением о разъяснении процессуальных прав, направленное в адрес ответчика по месту жительства, возвращено в суд за истечением сроков хранения. Доказательства непроживания ответчика по месту регистрации у суда отсутствуют.
На основании абз. 2 п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, с учетом положений, изложенных в абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика о месте и времени судебного заседания.
Исходя из обстоятельств спора и поведения ответчика, суд полагает, что ответчик уклоняется от явки в суд, и, с учетом положений ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассматривает дело в отсутствие ответчика в заочном порядке.
Исследовав материалы дела, обозрев личное дело военнослужащего запаса Варфоломеева С.А., суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу статьи 59 и пункта «т» статьи 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Федеральный закон), накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих – это совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 20.04.2005 № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Указ Президента РФ) функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента РФ п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2005 № 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»», для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы, в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», которое выступает по всем сделкам в интересах Российской Федерации.
Участники накопительно-ипотечной системы – военнослужащие-граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников (п. 2 ст. 3 Федерального закона).
Целевой жилищный заем – денежные средства, предоставляемые участнику накопительно-ипотечной системы на возвратной безвозмездной или возвратной возмездной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 8 ст. 3 Федерального закона).
Источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника (п.6 ст. 14 Федерального закона).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Как следует из материалов дела, 15.03.2010 года между ФГКУ «Росвоенипотека» и Варфоломеевым С.А. был заключен договор целевого жилищного займа № ***, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту.
Согласно данному договору, целевой жилищный заем предоставляется:
а) на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита для приобретения в собственность заемщика жилого помещения за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете заемщика, в размере 424 467,96 руб.;
б) на погашение обязательств по ипотечному кредиту за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на именном накопительном счете заемщика.
Жилое помещение находится по адресу: ***, общей площадью жилого помещения 43,30 кв.м., стоимостью 1 530 000 рублей.
Согласно условиям договора жилое помещение приобретается с использованием целевого жилищного займа и ипотечного кредита, предоставленного Акционерным коммерческим банком Московский областной банк ОАО в г. Мурманске по кредитному договору от 15 марта 2010 года № 590, и на основании п. 4 ст. 77 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ (далее - ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»), п. 10 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2008 № 370 (далее – Правила предоставления целевых жилищных займов), п. 4 Договора ЦЖЗ, считается находящимся одновременно в залоге у кредитора и у займодавца с даты государственной регистрации права собственности на жилое помещение.
Требования займодавца (ФГКУ «Росвоенипотека») удовлетворяются после удовлетворения требований кредитора.
Право собственности на указанное выше жилое помещение подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия *** от 06 апреля 2010 года, в котором указано также ограничение (обременение) права – ипотека в силу закона.
Таким образом, судом установлено из представленных в материалы дела доказательств, что ответчик Варфоломеев С.А. в период прохождения военной службы реализовал свое право, предоставленное государством, стал участником накопительно-ипотечной системы и приобрел в собственность жилое помещение с привлечением средств целевого жилищного займа на основании заключенного 15.03.2010 года с ФГКУ «Росвоенипотека» соответствующего договора.
В обоснование заявленных исковых требований ФГКУ «Росвоенипотека» ссылается на то обстоятельство, что ввиду поступления в сведений о закрытии 30.03.2017 года уполномоченным органом именного накопительный счета ответчика с правом на использование накоплений, на Варфоломеева С.А. должна быть возложена обязанность по возврату полученных денежных средств, накоплений, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с пунктом 6 Договора целевого жилищного займа целевой жилищный заем предоставляется и погашается в порядке, установленном Правилами предоставления целевых жилищных займов.
В соответствии с Правилами формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2005 № 89, регистрирующий орган вносит в реестр запись об исключении военнослужащего из реестра с указанием реквизитов этих документов и направляет в уполномоченный федеральный орган сведения об исключении военнослужащего из реестра по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом.
На основании п. 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета является исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы.
Документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа исполнительной власти об исключении военнослужащего из реестра участников НИС.
Из ответа на запрос суда ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» г. Североморск следует, что Варфоломеев С.А. включен в реестр участников НИС – 21.10.2015 года, исключен из реестра – 30.11.2016 года.
Согласно справке ФГКУ «Росвоенипотека» от 15.10.2019 года именной накопительный счет Варфоломеева С.А. закрыт 30.03.2017 года на основании сведений об исключении из реестра с правом на использование накоплений с датой возникновения оснований для исключения из реестра 30.11.2016 (вх.№ 1107 от 20.03.2017 года).
Из материалов личного дела ответчика следует, что *** Варфоломеев Сергей Александрович уволен с военной службы приказом командира войсковой части *** по строевой части от 30.11.2016 года № *** в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы (подпункт «б» пункта 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - 30.11.2016 года. Календарная выслуга в Вооруженных Силах 15 лет 5 месяцев. В льготном исчислении 22 года 5 месяцев.
Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» предусмотрено, что основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является:
1) увольнение его с военной службы;
2) исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.
При этом нормами статьи 10 указанного Закона регламентировано, что основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является:
1) общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более;
2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;
3) исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
4) увольнение военнослужащего по состоянию здоровья – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений законодательства, основания увольнения Варфоломеева С.А. и выслуги лет, указанное позволяет ответчику воспользоваться денежными средствами, учтенными на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
В силу пункта 77 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 370, при исключении из реестра участников участника, у которого возникли основания, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 Федерального закона, излишне перечисленные средства подлежат возврату уполномоченному органу без уплаты процентов в течение 6 месяцев со дня направления участнику соответствующего уведомления.
В случае невозврата излишне перечисленных средств в течение 6 месяцев со дня направления участнику уведомления уполномоченный орган ежемесячно, начиная со дня, следующего за днем истечения 6-месячного срока, начисляет на сумму остатка проценты по ставке рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на день возникновения основания для исключения участника из реестра участников.
В случае невозврата излишне перечисленных средств и начисленных в соответствии с настоящими Правилами процентов в течение 12 месяцев со дня направления участнику уведомления уполномоченный орган обращается в суд для взыскания долга и в течение 5 рабочих дней со дня такого обращения извещает об этом кредитора.
После получения от федерального органа сведений об исключении участника из реестра участников уполномоченный орган прекращает погашение обязательств по ипотечному кредиту и в течение одного месяца уведомляет об этом кредитора (п. 78 Правил).
25.04.2017 года (принято в почтовом отделении 03.05.2017 года) ФГКУ «Росвоенипотека» направило ответчику по адресу нахождения жилого помещения, приобретенного им с использованием целевого жилищного займа письмо с указанием образовавшейся задолженности в связи с закрытием именного накопительного счета, с получением которого заемщик обязан был осуществлять возврат задолженности.
Однако, до настоящего времени указанное требование ответчиком не исполнено. Доказательств обратного суду не представлено.
Исходя из представленного истцом расчета задолженность образовалась по состоянию на 18.10.2019 года в размере 102 748,28, в том числе: сумма задолженности – 85 780,24 руб., проценты – 16 968,04 руб., рассчитанные по ставке рефинансирования ЦБ РФ на дату увольнения 30.11.2016 года – 10,50%.
Представленный истцом расчет судом проверен, сомнений не вызывает, ответчиком не оспорен.
С учетом вышеизложенного, суд удовлетворяет требования истца в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с ответчика госпошлину за рассмотрение дела, от уплаты которой истец освобожден, в доход местного бюджета.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований статьи 56 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» к Варфоломееву Сергею Александровичу о взыскании задолженности по договору целевого жилищного займа - удовлетворить.
Взыскать с Варфоломеева Сергея Александровича, рожденного *** года в ***, в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» задолженность по договору целевого жилищного займа в размере 102 748 рублей 28 копеек.
Взыскать с Варфоломеева Сергея Александровича, рожденного *** года в ***, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 3254 рубля 97 копеек.
Ответчик (ответчики) вправе подать в Североморский районный суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.Н. Курчак