Р Е Ш Е Н И Е
г.о.Чапаевск 2 февраля 2021 года
Самарской области
Чапаевский городской суд в составе: председательствующего - судьи Овсянникова С.В., с участием должностного лица - представителя ГУ МЧС России по Самарской области – Шадрина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда жалобу Сидоренко С.А. на постановление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ОНД и ПР по г.о.Чапаевск и м.р. Безенчукский УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,-
У С Т А Н О В И Л:
В соответствии с постановлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Чапаевск и м.р.Безенчукский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - государственного инспектора г.о.Чапаевск и м.р.Безенчукский по пожарному надзору ФИО1, должностное лицо – <Данные изъяты>» Сидоренко С.А., был признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15.000 рублей. Не согласившись с принятым решением, Сидоренко С.А. обжаловал его в городской суд.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Сидоренко С.А., не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Согласно жалобе, МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» является бюджетным учреждением и руководствуется Бюджетным кодексом РФ. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с генеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Расходы учреждения на выполнение государственного (муниципального) задания финансирует учредитель. Если нарушить порядок формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания (если не допущено нецелевое использования этих средств), то должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа.
Открытая территория по адресу: <Адрес обезличен> на обслуживание не передавалась и в муниципальном задании МБУ «УБГиО» на <Дата обезличена> год отсутствует финансирование на содержание территории. Сидоренко С.А., как <Данные изъяты>», не может содержать не переданные территории. Нареканий со стороны Учредителя МБУ «Управление благоустройства и озеленение» на действия руководителя не поступало, поэтому просил оспариваемое постановление отменить.
Должностное лицо - представитель Главного управления МЧС России по Самарской области - Шадрин А.В., в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Согласно должностным обязанностям, <Данные изъяты>» не организовал работу по организации уборки и содержанию неиспользуемых и неосваиваемых территорий (пустырей). Ответственность за содержание указанных территорий несет - МБУ «Управление благоустройства и озеленение», отсутствие финансирования в этой части является пробелом деятельности Учреждения.
Изучив представленные доказательства, суд считает, что постановление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Чапаевск и м.р.Безенчукский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <Адрес обезличен> - государственного инспектора г.о.Чапаевск и м.р.Безенчукский по пожарному надзору по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Сидоренко С.А. надлежит оставить без изменения, а жалобу в Сидоренко С.А. - без удовлетворения. Выводы суда основаны на совокупности исследованных доказательств.
Юридической основой для определения системы и видов нормативных актов, выступающих в качестве источников пожарного законодательства, как и любой отрасли права, является Конституция РФ.
Конституция прямо или косвенно регламентирует права граждан РФ и других лиц, находящихся на ее территории, на жизнь, здоровье, безопасность, сохранность имущества и социальное обеспечение со стороны государства в результате их утраты по различным причинам.
Так, ст.20 Конституции РФ гарантирует каждому право на жизнь.
Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (ст.39). В частности подобные социальные гарантии устанавливаются законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера» от <Дата обезличена>
Статья 41 определяет, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Здесь же указывается, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Конституция РФ (ст.42) закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Ст.58 Конституции РФ обязывает граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со ст.ст.34, 37 Федерального закона от <Дата обезличена> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В судебном заседании установлено, что <Дата обезличена> в 11 часов 12 минут поступило сообщение о горении камыша на открытой территории по адресу: <Адрес обезличен>. Согласно расписанию выездов пожарно-спасательного гарнизона г.о. Чапаевск к месту пожара направлен дежурный караул <Номер обезличен> ПСЧ <Номер обезличен> ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по <Адрес обезличен>. <Дата обезличена> осуществлен выезд по указанному в донесении адресу. В данном месте обнаружены признаки горения камыша (сухая трава) на открытой территории на площади 30 га.
По результатам проверки установлено, что пожар произошел на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта, на котором не производится регулярный покос травы (нарушение п.п.17.1, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О противопожарном режиме»).
Данные нарушения выявлены в условиях действия особого противопожарного режима, установленного постановлением Правительства Самарской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об особом противопожарном режиме на территории Самарской области».
Установлено, что земельный участок по адресу: г.о.Чапаевск, район озера Гусиное, расположен в границах г.о.Чапаевск. Земельный участок на котором произошел пожар, расположен в территориальной зоне Р2 (зона естественного природного ландшафта). Участок входит в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Объективная сторона правонарушения по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ выражается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от <Дата обезличена> № 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.
Согласно п.19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О противопожарном режиме» запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.
Согласно п.п.1, 2 ст.63 Федерального закона от <Дата обезличена> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п.9 ст.14 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Исходя из содержания ст.38 Федерального закона от <Дата обезличена> № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе, руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с положениями ст.72 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с п.14 ст.4 Устава городского округа Чапаевск, к вопросам местного значения городского округа входит также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Контроль за исполнением настоящей статьи Устава г.о.Чапаевск возложен на <Данные изъяты>» Сидоренко С.А..
Согласно п.3.1.2 Устава МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» основными целями создания «Учреждения» является реализация комплекса мероприятий по содержанию территорий г.о.Чапаевск.
Согласно п.17 «Правил благоустройства, организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов и мусора, озеленения и обеспечения чистоты в г.о.Чапаевск (актуальная версия), утвержденных решением Думы г.о.Чапаевск от <Дата обезличена> <Номер обезличен> известно, что организация уборки и содержания не используемых в течение длительного времени и не осваиваемых территории (пустырей) осуществляется МБУ «УБГиО».
В ходе разбирательства установлено, что Сидоренко С.А., как <Данные изъяты> Учреждения, не организовал контроль за исполнением п.3.1.2 Устава МБУ «Управление благоустройства города и озеленение», не принял необходимых мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории г.о.Чапаевск путем проведения работ по своевременной очистке объектов г.о.Чапаевск и прилегающей к ним территории от сухой растительности в соответствии с действующим законодательством.
Вина должностного лица – <Данные изъяты> МБУ «УБГиО» Сидоренко С.А., в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ подтверждается совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении, материалами проверки, должностной инструкцией муниципального служащего МБУ «УБГиО», оснований, не доверять которым, нет.
Доводы заявителя об отсутствии в действиях <Данные изъяты> МБУ «УБГиО» Сидоренко С.А. признаков административного правонарушения по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, суд считает несостоятельными, опровергаются исследованными доказательствами.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Сидоренко С.А. являясь должностным лицом – <Данные изъяты> МБУ «УБГиО», обязан соблюдать требований пожарной безопасности, отвечать за организацию и состояние противопожарного режима на территории городского поселения на подведомственной территории. Имея обязанности по решению вопросов местного значения, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, Сидоренко С.А. обязан контролировать совершение иными должностными лицами и подчиненными работниками необходимых действий по соблюдению требований пожарной безопасности, не осуществил надлежащий контроль по регулярному покосу травы, допустил нарушение п.17.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О противопожарном режиме», то есть совершил административное правонарушение по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Суд считает, что должностным лицом – заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Чапаевск и м.р.Безенчукский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - государственным инспектором г.о.Чапаевск и м.р.Безенчукский по пожарному надзору при рассмотрении дела об административном правонарушении правильно установлены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, на основании которых принято обоснованное и законное решение о наличии в действиях <Данные изъяты>» Сидоренко С.А. признаков административного правонарушения по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ. Суд считает, что назначенное наказание соответствует минимальной санкции ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, оснований для отмены оспариваемого постановления нет.
Руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ, -
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░ ░ ░░ ░░ ░.░.░░░░░░░░ ░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░.2 ░░.20.4 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.30.13 ░░░░ ░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>
░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>