63RS0039-01-2021-003884-17
2а-2954/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 сентября 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2954/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Самары к администрации г.о. Самара о признании незаконным решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства,
установил:
Заместитель прокурора города Самары обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации г.о. Самара о признании незаконным решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В обоснование заявления указано, что постановлением администрации г.о.Самара от 18.03.2021 № 152 «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» ООО «Вымпелстрой» предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке площадью 8212 кв.м с кадастровым номером №:1248, расположенном по адресу: <адрес>, под многоэтажную жилую застройку (высотную застройку) с количеством парковочных мест (шт. на 1 кв.) 0,3 (пункт 16 постановления). Данное постановление в части предоставления ООО «Вымпелстрой» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства заявитель считает незаконным, принятым с нарушением норм действующего градостроительного законодательства, прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц. Необходимым условием получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства являются, прежде всего, неблагоприятные для застройки характеристики земельного участка, такие как конфигурация, инженерно-геологические характеристики и пр., однако документов, подтверждающих невозможность застройки земельного участка по данным причинам, не представлено, сведения о характеристиках земельного участка, препятствующих застройке, отсутствуют. В нарушение ч. 6 статьи 40 ГрК РФ оспариваемое постановление о выдаче ООО «Вымпелстрой» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не содержит указания на причины его принятия. Также нарушена процедура проведения публичных слушаний и учета мнений его участников, поскольку в протоколе и заключении учтены мнения лиц, не являющихся участниками публичных слушаний по предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, мнения ряда граждан учтены дважды. Кроме этого оспариваемое разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства выдано в отношении земельного участка, расположенного в зоне предприятий и складов V – IV классов вредности (санитарно-защитные зоны – до 100 метров) (ПК-1), использование которого для целей многоэтажного жилищного строительства не предусмотрено градостроительным регламентом.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просит:
1. Признать незаконным п.16 постановления администрации г.о.Самара от 18.03.2021 № 152 «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в городском округе Самара» в части предоставления ООО «Вымпелстрой» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке площадью 8212 кв.м, с кадастровым номером №:1248, расположенном по адресу: <адрес>, под многоэтажную жилую застройку (высотную застройку) с количеством парковочных мест (шт. на 1 кв.) 0,3;
2. Обязать администрацию г.о.Самара отменить п. 16 постановления администрации г.о.Самара от 18.03.2021 № 152 «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в городском округе Самара».
В судебном заседании прокурор Ларичева Н.В. требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске и письменных отзывах.
Представитель Администрации г.о. Самара по доверенности Володина М.В. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т.1 л.д. 111-121).
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности Агапова О.С. возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.2 л.д. 123-136).
Представитель заинтересованного лица ООО "Вымпелстрой" по доверенности Чудаев А.И. просил в иске отказать по доводам, приведенным в письменных отзывах, указывая, что строительство многоквартирного дома в настоящее время невозможно по причине отсутствия проектной документации и разрешения на строительства, а также несоответствия градостроительному регламенту, вследствие чего оспариваемое разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не может нарушать чьи-либо права (т.2 л.д. 109-111, 145-149).
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по г. Самаре по доверенности Мещерякова У.Е. исковые требования прокурора поддержала, указав, что сокращение количества парковочных мест ведет к росту аварийности на дорогах и социальной напряженности.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что ООО «Вымпелстрой» обратилось в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о.Самара о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке площадью 8212 кв.м с кадастровым номером №:1248, расположенном по адресу: <адрес>, под многоэтажную жилую застройку (высотную застройку) с количеством парковочных мест (шт. на 1 кв.) 0,3.
08.12.2020 состоялись публичные слушания по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в том числе по заявлению ООО «Вымпелстрой».
Согласно заключению Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о.Самара от 28.12.2020 с учетом итогов публичных слушаний Главе г.о.Самара рекомендовано предоставить ООО «Вымпелстрой» разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Постановлением администрации г.о.Самара от 18.03.2021 № 152 ООО «Вымпелстрой» предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части количества парковочных мест (шт. на 1 кв.) - 0,3 (пункт 16 постановления).
Полагая, что разрешение выдано с нарушением требований градостроительного законодательства, прокурор просит постановление в данной части (пункт 16) признать незаконным.
В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Градостроительный регламент определяет виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункту 9 статьи 1 ГрК РФ).
Действующими Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, определено количество парковочных мест в жилых зонах - 1 место на 1 квартиру.
Согласно статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1). Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2). Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 4). На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5), который в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6).
По смыслу положений части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ основанием для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства являются характеристики земельного участка, не позволяющие осуществить строительство в соответствии с установленными параметрами.
Между тем, ни заявление ООО «Вымпелстрой» о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, ни оспариваемое постановление о предоставлении такого разрешения не содержит оснований для применения части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ. Доказательств того, что конфигурация, инженерно-геологические или иные неблагоприятные для застройки характеристики земельного участка не позволят осуществить строительство многоквартирного дома с соблюдением установленного параметра по количеству парковочных мест, суду не представлено. Более того, из пояснений представителя ООО «Вымпелстрой» следует, что проектная документация на многоквартирный жилой дом отсутствует. В связи с этим вывод о невозможности планируемого строительства на земельном участке с имеющимися характеристиками является преждевременным.
Сама по себе возможность предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не свидетельствует о безусловном праве застройщика выйти за пределы градостроительного регламента, и не означает возможность принятия уполномоченным органом решения о предоставлении разрешения в отсутствие предусмотренных градостроительным законодательством оснований.
Предусмотренных частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ оснований для разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, подтвержденных документальными доказательствами, заявителем при обращении за его получением представлено не было и в ходе судебного разбирательства таких оснований также не выявлено. Таким образом, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого постановления.
Кроме этого, заслуживают внимания доводы истца о нарушении процедуры проведения публичных слушаний и учета мнений его участников.
Согласно части 10 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: 1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); 2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); 3) в письменной форме или в форме электронного документа в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Согласно протоколу публичных слушаний от 08.12.2020 по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров строительства по заявлению ООО «Вымпелстрой» участников публичных слушаний не зарегистрировано, при этом поступило в письменном виде 27 положительных мнений по данному вопросу, которые учтены Комиссией при принятии решения. Материалами дела подтверждено и не оспаривалось участниками процесса, что 13 из положительных мнений учтены дважды.
Доводы ответчика о том, что в силу части 11 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ у Комиссии отсутствовали основания для отказа гражданам, направившим свое мнение по рассматриваемому вопросу, в учете их мнения, являются несостоятельными. Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О целью публичных слушаний является выявление коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Двойной учет поступивших мнений искажает представление об уровне поддержки предлагаемого проекта, тем самым противоречит целям проведения публичных слушаний.
Также являются обоснованными доводы прокурора о том, что разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства выдано в отношении земельного участка, на котором невозможно возведение многоэтажной жилой застройки.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара земельный участок с кадастровым номером №:1248 расположен в зоне предприятий и складов V – IV классов вредности (санитарно-защитные зоны – до 100 метров) (ПК-1) Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 (в редакции Решения Думы городского округа Самара от 29.12.2020 N 45). В соответствии со ст. 13 названных Правил использование земельных участков для многоэтажной жилой застройки в зоне ПК-1 не предусмотрено.
То обстоятельство, что изменение зонирования в отношении земельного участка произошло после подачи ООО «Вымпелстрой» заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и после проведения публичных слушаний по данному вопросу, не означает возможность предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении земельного участка, на котором осуществление такого строительства в принципе недопустимо.
Доводы ООО «Вымпелстрой» о том, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц ввиду невозможности строительства многоквартирного дома в зоне ПК-1, не могут быть приняты во внимание, так как при внесении изменений в Правила застройки и землепользования и изменения зонирования на зону, допускающую жилую застройку, возможна реализация оспариваемого постановления в части отклонения от предельных параметров разрешенного строительства.
Вопреки доводам ООО «Вымпелстрой», отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения количества парковочных мест, в отсутствие для этого объективной и обоснованной необходимости, очевидным образом затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе право на благоприятные условия жизнедеятельности человека, комфортные условия проживания.
Доводы ООО «Вымпелстрой» о возможности обеспечения планируемой многоэтажной жилой застройки парковочными местами за счет иных земельных участков не могут быть приняты во внимание, так как данные обстоятельства не относятся к числу оснований, предусмотренных частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ, а также не гарантируют доступность парковочных мест на неограниченный по времени период, учитывая, что такие земельные участки не будут относиться к территории многоквартирного жилого дома, предназначенной для его эксплуатации.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным постановления администрации г.о.Самара от 18.03.2021 № 152 в части предоставления ООО «Вымпелстрой» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части количества парковочных мест 0,3 на 1 квартиру, поскольку оно принято с нарушением требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора города Самары к администрации г.о. Самара удовлетворить.
Признать незаконным п.16 постановления администрации г.о.Самара от 18.03.2021 № 152 «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в городском округе Самара» в части предоставления ООО «Вымпелстрой» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке площадью 8212 кв.м, с кадастровым номером №:1248, расположенном по адресу: <адрес>, под многоэтажную жилую застройку (высотную застройку) с количеством парковочных мест (шт. на 1 кв.) 0,3.
Обязать администрацию г.о.Самара отменить п. 16 постановления администрации г.о.Самара от 18.03.2021 № 152 «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в городском округе Самара».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 20.09.2021.