РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2017 года Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Васильевой Т.Г.,
при секретаре: Засядько Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Студеникиной А.С. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Челябинской области и Министерству внутренних дел РФ о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Студеникина А.С. обратилась в суд с иском Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Челябинской области и Министерству внутренних дел РФ и просила взыскать компенсацию морального вреда в сумме 30000 рублей. В обоснование иска указала, что 10 ноября 2016 года должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.12.8 КоАП РФ за нарушение п.2.7 КоАП РФ. Решением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. По своей сути административное преследование является обвинением от лица государства в нарушении закона, в связи с чем, в период незаконного административного преследования гражданин претерпевает бремя наступления административной ответственности, осознавая свою невиновность. Такое состояние непосредственно связано с нарушением личного неимущественного права гражданина, такого нематериального блага как достоинство, как самооценка своей добросовестности, законопослушности.
Дело рассмотрено без участия Студеникиной А.С., извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель истца Приходько А.С.(доверенность от 15.11.2016 года) поддержал заявленные требования.
Представитель Министерства внутренних дел РФ Андриянов А.В(доверенность от 19.01.2017 года) иск не признал и пояснил, что по смыслу ст.1069 ГК РФ для удовлетворения требований истца необходимо установление незаконности решения и действий должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также нарушение ими прав, свобод либо законных интересов истца. Доказательств, свидетельствующих о том, что в результате действий должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации, истцу причинены нравственные либо физические страдания, суду не предоставлено. Должностными лицами ОГИБДД УМВД России по г. Магнитогорску постановления о привлечения лица к административной ответственности не выносились. 10 ноября 2016 года сотрудником ГИБДД был составлен протокол о привлечении истца к административной ответственности, однако доказательства, указывающие на то, что при составлении протокола было допущено нарушение действующего законодательства.
Дело рассмотрено без участия представителя Министерства финансов РФ и Управления федерального казначейства по Челябинской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебное заседание представлены возражения, где указано, что в силу положений, закрепленных ст.1071 ГК РФ и п.3 ст.125ГК РФ, необходимо определить лицо, уполномоченное выступать от публично-правового образования за счет казны Российской федерации. Учитывая, что возникновение обязательства вследствие причинения вреда связано с принятым мировым судьей судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области и не соответствующим административном правонарушении от 26.12.2016 года. В соответствии с ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде» и ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» надлежащим органом, выступающим от лица Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, является Судебный Департамент, следовательно, Министерство финансов РФ и Управление федерального казначейства по Челябинской области не могут выступать ответчиками по делу. Удовлетворение иска возможно только при наличии условий, предусмотренных ст.1064 и 1069 ГК РФ. Студеникина А.С. не представила доказательств причинения ей морального вреда, свидетельствующих о противоправных действиях должностных лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При этом, когда в отношении лица, привлеченного к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяются правила, установленные в статьях 1069 - 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Абзацем первым пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания указанных статей в их взаимосвязи следует, что ответственность субъектов, перечисленных в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает на общих основаниях, но при наличии указанных в ней специальных условий, выражающихся в причинении вреда противоправными действиями при осуществлении властно-административных полномочий.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
На основании пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 33 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" закреплено, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова", прекращение дела не является преградой для установления в других процедурах ни виновности лица в качестве основания для его привлечения к гражданской ответственности или его невиновности, ни незаконности имевшего место в отношении лица административного преследования в случае причинения ему вреда: споры о возмещении административным преследованием имущественного ущерба и о компенсации морального вреда или, напротив, о взыскании имущественного и морального вреда в пользу потерпевшего от административного правонарушения разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Лицо, привлекавшееся к административной ответственности, участвует в таком споре не как субъект публичного, а как субъект частного права и может доказывать в процедуре гражданского судопроизводства и свою невиновность, и причиненный ему ущерб. Таким образом, предъявление лицом соответствующих требований не в порядке административного судопроизводства, а в другой судебной процедуре может привести к признанию незаконными действий осуществлявших административное преследование органов, включая применение ими мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и к вынесению решения о возмещении причиненного вреда.
Таким образом, указанные правовые нормы в их системной взаимосвязи с правовой позицией, содержащейся в указанном выше постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, допускают возможность удовлетворения требования о компенсации морального вреда лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, при наличии общих условий наступления ответственности за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Аналогичное право предоставлено Госавтоинспекции подпунктом 5 пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, согласно которому Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет в том числе право составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах своей компетенции административные наказания юридическим лицам, должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (часть 2 той же статьи).
Как установлено судом, 10 ноября 2016 года инспектором ОБДПС ГИБДД по г. Магнитогорску Г.В.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.8 КоАП РФ в отношении Студеникиной А.С..
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска от 22 декабря 2016 года Студеникина А.С. на основании ч.2 ст.12.8 КоАП РФ подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска от 28 февраля 2017 года постановление мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 26 декабря 2016 года, вынесенное в отношении Студеникиной А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.8 КоАП РФ, отменено. Производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.
Истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств вины должностного лица, в то время как незаконность действий должностного лица и причинно-следственная связь между такими действиями и наступившими последствиями являются основополагающими при возложении обязанности по возмещению ущерба.
Ссылка представителя истца на решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска в подтверждение доводов о незаконности составления протокола об административном правонарушении несостоятельна, поскольку указанным решением оценка действий сотрудника ГИБДД не давалась, между тем, давалась оценка всем представленным доказательствам по факту управления Сычева О.В. транспортным средством, принадлежащим Студеникиной А.С. в ее присутствии, в состоянии алкогольного опьянения.
Также, истцом не было представлено бесспорных доказательств причинения ей физических либо нравственных страданий незаконными действиями должностных лиц органов ГИБДД.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Студеникиной А.С. к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Челябинской области и Министерству внутренних дел РФ о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий: