Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
20 ноября 2014 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Рыжовой Г. А.,
с участием прокурора Ильинова А. С.,
при секретаре Кропотовой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Электростали в интересах неопределенного круга лиц к Управлению городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь Московской области об обязании провести обустройство и ремонт внутридворового проезда возле дома <адрес>,
у с т а н о в и л :
30.09.2014 г. прокурор города Электростали в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь Московской области о понуждении к приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства внутридворового проезда возле дома <адрес>, и с учетом уточнений от 20.11.2014 г. просит обязать Управление городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь исполнить в полном объеме комплекс мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства, обустройство и ремонт внутридворового проезда возле дома <адрес>, - в срок до 31.10.2015 года.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой города Электростали в рамках полномочий, предоставленных ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в сфере дорожной деятельности и автомобильного транспорта. В ходе проверки установлено, что при обследовании улично-дорожной сети и средств регулирования дорожного движения имеются следующие нарушения. Так, осмотрен участок асфальтобетонной проезжей части внутридворового проезда возле дома <адрес>; на протяжении всего участка внутридворового проезда имеются ямы с неровными краями неправильной формы размерами от 43 см х 73 см до 82 см х 1,20 м, глубиной до 8 см.
В качестве правового обоснования прокурор сослался на Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ч. 2 ст. 10), п. 13 «Положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090; ст. 132 Конституции РФ; п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. п. 6 и 7 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»; ст. 12 и ст. 13 Федерального закона № 196-Ф3 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» и указал, что нарушения федерального законодательства могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают вероятность аварийной ситуации в г. Электростали Московской области, угрожают здоровью и жизни населения г. Электростали, что является недопустимым и влечет за собой нарушение требований ст. ст. 13, 17, 18, 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
В судебном заседании помощник прокурора Ильинов А. С. уточненные исковые требования, обоснование иска поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Управления городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь Московской области Романова А. Н., действующая на основании доверенности от 28.02.2014 г., она же – на основании доверенности от 22.05.2014 г. представитель третьего лица МУ «УМЗ», просила принять решение в соответствии с действующим законодательством, исковые требования не признала, указала на невозможность осуществления требуемых работ в настоящее время и на отсутствие финансирования.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц Администрации городского округа Электросталь Московской области и Комитета имущественных отношения Администрации городского округа Электросталь, что подтверждено расписками, по их просьбам, изложенным в ранее поступивших в суд заявлениях, в которых третьи лица просили принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав участвующего в деле прокурора, представителя ответчика УЖГКХ и третьего лица МУ «УМЗ», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ (п. 7); капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 10); ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п. 11); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).
В силу положений ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Прокурор просит обязать ответчика исполнить в полном объеме комплекс мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства обустройство и ремонт внутридворового проезда возле дома <адрес>.
Учитывая, что данная дорога Постановлением Правительства Московской области от 05.08.2008 N 653/26 "О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области" и Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" не отнесена к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, а также не является частной, данная дорога относится к собственности городского округа Электросталь.
Из выписки из реестра объектов муниципального имущества городского округа Электросталь (муниципальная казна) от 15.10.2014 г. следует, что дворовая территория многоквартирных домов и проездов к ним, в т. ч. по <адрес>, составляют казну муниципального образования (Постановление Главы г. Электросталь № 1063/14 от 28.12.2005).
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения помимо прочего отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ч. 1).
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 13 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу п. п. 3, 3.1.1, 3.1.5 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхности разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их благоустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, устанавливают с момента обнаружения этих причин, и оно не должно превышать значений, составляющих 4-15 суток.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязанность муниципального образования по содержанию автомобильных дорог в надлежащем состоянии.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и Положением об Управлении городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь Московской области подтверждено, что Управление городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь Московской области (УГЖКХ) является отраслевым органом Администрации городского округа Электросталь Московской области, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории городского округа Электросталь Московской области в сфере городского жилищного и коммунального хозяйства, а также обеспечивать скоординированность деятельности в указанной сфере структурных, отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Электросталь Московской области, организаций независимо от их организационно-правовой формы (п. 1.1). УГЖКХ обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права и обязанности (п. 1.4).
В соответствии с п. 3 названного Положения, УГЖКХ переданы, среди прочего, полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Электросталь Московской области, а также по осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлению дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 3.2).
Для выполнения возложенных полномочий УГЖКХ осуществляет, среди прочего, следующие функции: участвует в планировании и организации работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции, строительству автомобильных дорог общего пользования, элементов их благоустройства, относящихся к муниципальной собственности, в границах городского округа Электросталь Московской области, а также иные полномочия в обрасти использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с федеральным и региональным законодательством (п. 4.47).
В силу п. 5.1 Положения, УГЖКХ для выполнения возложенных на него полномочий обладает предусмотренными п.п. 5.1.1-5.1.7 правами и, кроме того, в силу п. 5.2 УГЖКХ обязано исполнять надлежащим образом полномочия по решению вопросов местного значения городского округа Электросталь Московской области в сфере городского жилищного и коммунального хозяйства (п. 5.2.1); несет ответственность перед государством, физическими лицами, юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5.2.3) и отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении, денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам УГЖКХ несет городской округ Электросталь Московской области (п. 5.2.4).
Из представленного суду акта по результатам мероприятий по надзору от 24.09.2014 г., составленного помощником прокурора г. Электростали, с участием госинспектора ОГИБДД, следует, что осмотрен участок асфальтобетонного покрытия проезжей части внутридворового проезда около дома <адрес>; в ходе проверки выявлены нарушения: на всей площади внутридворового проезда имеются ямы и выбоины размерами от 43 см х 73 см до 82 см х 1,20 м; глубина ям местами достигает 8 см.
В соответствии с пп. 3.1.2 "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Таким образом, судом установлено, что размеры имеющихся повреждений на участке указанной дороги превышают установленные пределы, что создает опасность дорожного движения, что ответчиком и третьими лицами не опровергнуто и не оспаривается.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 21, ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как указывалось выше, в связи с выявленными нарушениями по результатам проверки был составлен упомянутый выше акт. С учетом того, что данные нарушения при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан и государству в целом, прокурор г. Электростали обратился в суд с указанными выше требованиями - в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, т. е., понуждение к совершению действий, в связи с чем возникает необходимость в судебном порядке понудить ответчика Управление городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь исполнить в полном объеме комплекс мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства, обустройство и ремонт названного выше проезда. При этом отсутствие либо недостаточность финансирования в данном случае не может служить основанием для неисполнения требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Электросталь в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда по уточненным исковым требованиям прокурора – до 31 октября 2015 года.
Руководствуясь ст. ст. 12, 45, 56, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора г. Электростали Московской области удовлетворить.
Обязать Управление городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь исполнить в полном объеме комплекс мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства, обустройство и ремонт внутридворового проезда возле дома <адрес>, - в срок до 31 октября 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Рыжова Г. А.
В окончательной форме решение судом принято 25 ноября 2014 года.
Судья: Рыжова Г. А.