Дело № 2-448/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 22 ноября 2017 года гражданское дело по иску Сусловой Т.С. к Администрации муниципального района «Сысольский» о признании права на получение пенсии за выслугу лет муниципальному служащему,
УСТАНОВИЛ:
Суслова Т.С. обратилась в суд с иском к Администрации МР «Сысольский» с требованиями о признании права на получение пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, возложении обязанности произвести выплату за выслугу лет муниципального служащего за период с 01.07.2017 до дня вынесения решения суда и внесении изменений в трудовую книжку в части оснований увольнения.
В обоснование требований Суслова Т.С. указала, что в период с 02.01.1992 по 31.12.2008 являлась муниципальным служащим Администрации МО «Сысольский». Распоряжением о прекращении (расторжении) трудового договора № от 31.12.2008 была уволена с должности муниципального служащего на основании п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ по её заявлению и ходатайству о переводе на работу в МУ «Управление культуры МР «Сысольский» от 31.12.2008. С 01.01.2009 ей как муниципальному служащему была назначена пенсия за выслугу лет, которую она получала до 01.07.2017. Между тем, распоряжением Администрации МР «Сысольский» №06/17 от 21.07.2017 выплата указанной пенсии была прекращена в связи с отсутствием права на неё, поскольку основанием её увольнения с муниципальной службы явилось увольнение в связи с переводом, а указанная формулировка не входит в перечень оснований увольнения, дающих право на получение пенсии за выслугу лет. Полагает, что фактически была уволена с должности муниципального служащего в связи с ликвидацией структурного подразделения районной администрации, а на момент увольнения она была введена в заблуждение относительно последствий увольнения в связи с переводом и полагала, что по указанному основанию за ней сохранится право на получение пенсии за выслугу лет.
В ходе производства по делу Суслова Т.С. исковые требования к Администрации МР «Сысольский» увеличила и просила обязать ответчика изменить в трудовой книжке запись № от 31.12.2008 в части основания увольнения на увольнение по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ (увольнение по сокращению штата) или по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ (увольнение по инициативе работника); признать право на получение пенсии за выслугу лет муниципального служащего; отменить распоряжение Администрации МР «Сысольский» от 21.07.2017 № о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет и возложить обязанность произвести выплаты пенсии за выслугу лет муниципального служащего за весь период действия распоряжения от 21.07.2017 №06/17 и в дальнейшем выплачивать пенсию ежемесячно.
В судебном заседании истец исковые требования в части изменения формулировки увольнения уточнила и просила изменить формулировку увольнения от 31.12.2008 на увольнение по инициативе работника. На исковых требованиях в окончательной редакции настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МР «Сысольский» Беляев А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования в окончательной редакции признал в полном объеме, о чем представил суду письменное заявление. Последствия признания иска ответчику известны и понятны.
Представитель привлеченной судом в качестве третьего лица Администрации Главы Республики Коми, Холопова З.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что истцом пропущен установленный Трудовым кодексом РФ срок для обращения в суд с требованиями об изменении формулировки увольнения, а признание иска ответчиком противоречит бюджетному законодательству, так как назначение пенсии за выслугу лет муниципальному служащему в отсутствие таких оснований влечет нецелевое расходование бюджетных средств.
Представитель Управления культуры Администрации МР «Сысольский» извещен о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.
Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие третьего лица Управления культуры Администрации МР «Сысольский».
В соответствии с п. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Вместе с тем, п. 2 ст. 39 ГПК РФ предусмотрено, что суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев материалы надзорного производства прокуратуры Сысольского района по обращению Сусловой Т.С., приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением Главы Администрации Сысольского района от 23.04.1999 № Суслова Т.С. была принята на должность <данные изъяты>.
01.02.2002 между Сусловой Т.С. и Администрацией МО «Сысольский район» заключен трудовой договор №, по смыслу которого Суслова Т.С. выполняла свои должностные обязанности в качестве муниципального служащего.
31.12.2008 Суслова Т.С. подала заявление об увольнении с переводом в МУ «Управление культуры муниципального района «Сысольский».
Распоряжением Администрации МР «Сысольский» № от 31.12.2008 действие трудового договора с Сусловой Т.С. № от 31.12.2008 было прекращено, Суслова Т.С. уволена 31.12.2008 по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ на основании её заявления от 31.12.2008 и ходатайства о переводе от 31.12.2008.
В связи с этим, в трудовую книжку истца под № была внесена запись об увольнении в порядке перевода в Муниципальное учреждение «Управление культуры муниципального района «Сысольский» по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Оспаривая основания увольнения истец в ходе судебного разбирательства указала, что каких-либо возражений относительно её увольнения по ч. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ не имела, поскольку полагала, что все права, в том числе право на пенсионное обеспечение по муниципальной службе за ней будут сохранены. Требования об изменении формулировки увольнения заявлены по той причине, что с июля 2017 года ей прекращена выплата пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, поскольку увольнение по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ не входит в перечень оснований дающих право на назначение указанной пенсии. Поэтому истец полагает, что увольнение по указанным основаниям повлекло нарушение её права на пенсионное обеспечение. Кроме того, истец указала, что её заявление об увольнении в связи с переводом от 31.12.2008 не содержит её подпись, в связи с чем, работодатель бы не вправе принимать его к сведению.
Признавая исковые требования истца, представитель ответчика указал, что увольнение в порядке перевода представляет собой трехстороннее соглашение между работодателем, работником и новым работодателем, в связи с чем, работодатель был вправе уволить работника в порядке перевода только при наличии ходатайства нового работодателя о приеме этого работника на работу. Между тем, такого ходатайства новым работодателем, а именно МУ «Управление культуры муниципального района «Сысольский», представлено не было, в связи с чем, Администрация МР «Сысольский» произвела увольнение Сусловой Т.С. по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ незаконно. Кроме того, представитель ответчика согласился с тем, что увольнение Сусловой Т.С. было произведено на основании заявления, в котором не была проставлена её подпись, и полагал, что данное обстоятельство свидетельствует о неправомерном увольнении Сусловой Т.С.
Изложенные доводы истца и ответчика суд не может принять во внимание ввиду следующего:
В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию. В случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона. Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.
Статьей 77 Трудового кодекса РФ предусмотрен перечень оснований для увольнения работника, к числу которых помимо прочих относятся расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса) (п.3); расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса) (п.4), а также перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) (п.5).
В соответствии со ст. 72.1 Трудового кодекса РФ под переводом на другую работу понимается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).
Таким образом, перевод работника по его просьбе или с его согласия на постоянную работу к другому работодателю предполагает прекращение прежнего трудового договора и заключение нового на условиях, согласованных с новым работодателем. По смыслу приведенной нормы необходимым условием для увольнения по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ является выраженная в письменном виде воля работника на увольнение в связи с переводом к другому работодателю.
Право работника на заключение, изменение и расторжение трудового договора, предусмотренное ст. 21 Трудового кодекса РФ, предполагает, что работник самостоятельно, исходя из собственных интересов, не противоречащих действующему законодательству, имеет возможность реализовывать свои трудовые права.
Из заявления Сусловой Т.С. следует, что она выразила желание уволиться именно в связи с переводом в МУ «Управление культуры муниципального района «Сысольский». Иные основания к увольнению истец не заявляла. С приказом об увольнении от 31.12.2008, а также с записью в трудовой книжке истец была ознакомлена, что она подтвердила в ходе судебного разбирательства, и каких-либо возражений против увольнения по указанным основаниям не имела.
Приказом МУ «Управление культуры муниципального района «Сысольский» № от 31.12.2008 Суслова Т.С. была принята в данное учреждение в порядке перевода <данные изъяты> с 01.09.2009.
Отсутствие подписи Сусловой Т.С. в заявлении об увольнении от 31.12.2008 не свидетельствует о неправомерности действий работодателя, так как Суслова Т.С. в судебном заседании подтвердила, что заявление было написано именно ей, а совершение ряда последовательных действий, в том числе трудоустройство в МУ «Управление культуры Администрации МР «Сысольский» и продолжение работы в новых условиях, позволяет суду сделать вывод о том, что воля Сусловой Т.С. была направлена на прекращение трудовых отношений с Администрацией МР «Сысольский» именно по указанным основаниям.
То обстоятельство, что в материалах личного дела Сусловой Т.С. отсутствует ходатайство либо приглашение Сусловой Т.С. на работу в МУ «Управление культуры муниципального района «Сысольский» само по себе не может свидетельствовать о незаконности её увольнения по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ, поскольку истец была уволена в соответствии с её волеизъявлением и на следующий день принята на работу к новому работодателю. При этом, со стороны МУ «Управление культуры муниципального района «Сысольский» Сусловой Т.С. не было отказано в приеме на работу в порядке перевода, с ней был заключен трудовой договор от 31.12.2008 и в дальнейшем каких-либо разногласий относительно трудовых прав истца не возникало.
Доводы истца о том, что ей не были разъяснены правовые последствия увольнения в порядке перевода и она была введена в заблуждение относительно права на получение пенсии за выслугу лет не влекут признание действий ответчика по увольнению истца по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ незаконными, так как истец собственноручно написала заявление об увольнении в порядке перевода и тем самым самостоятельно реализовала свои трудовые права.
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает нарушений трудовых прав истца при увольнении из Администрации МР «Сысольский» 31.08.2008. Следовательно, распоряжение Администрации МР «Сысольский» от 31.12.2008 № о прекращении трудового договора с Сусловой Т.С. на основании п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ является законным и обоснованным. Запись в трудовой книжке истца об увольнении соответствует распоряжению об увольнении и требованиям абз. 5 ст. 84.1 Трудового кодекса РФ, в связи с чем, оснований для внесения изменений в формулировку увольнения не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что признание ответчиком иска в части признания увольнения истца незаконным противоречит трудовому законодательству, в связи с чем суд не усматривает оснований для принятия признания иска ответчиком и удовлетворения требований истца об изменении формулировки увольнения, внесенной в трудовую книжку истца 31.12.2008 за №.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального культуры, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального культуры или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, который представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций (п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 7 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ).
Как следует из штатного расписания Администрации МР «Сысольский» по состоянию на 01.04.2008 и трудового договора № от 01.02.2002, заключенного между Администрацией МР «Сысольский» и Сусловой Т.С., последняя, выполняя обязанности <данные изъяты>, являлась муниципальным служащим.
Решением Совета МР «Сысольский» от 04.12.2008 №IV-19/133 с 01.01.2009 изменена структура Администрации муниципального района «Сысольский», и, в частности, исключен отдел культуры, в связи с чем, с 01.01.2009 должность <данные изъяты> исключена из штатного расписания.
В связи с переводом в МУ «Управление культуры муниципального района «Сысольский» Суслова Т.С. утратила статус муниципального служащего.
В связи с наличием достаточного стажа муниципальной службы и права на получение страховой пенсии по старости, Администрацией МР «Сысольский» Сусловой Т.С. с 01.01.2009 назначена пенсия за выслугу лет, что подтверждается представлением о назначении пенсии и поручением № от 28.01.2009.
Между тем, распоряжением руководителя Администрации МР «Сысольский» от 21.07.2017 № в редакции распоряжения от 30.08.2017 № выплата пенсии за выслугу лет Сусловой Т.С. прекращена с июля 2017 года в связи с установлением факта обнаружения обстоятельств и документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение приобретения права на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с п.1 и 2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и актами органов местного самоуправления.
Особенности организации муниципальной службы в Республике Коми и правовое положение муниципальных служащих Республики Коми урегулированы Законом Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми".
В соответствии с ч. 2 ст. 10(1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ (в ред. Закона РК от 04.05.2008 N 50-РЗ) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы в Республике Коми (далее - должность муниципальной службы), предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Республике Коми, при одновременном наличии следующих условий:
1) стаж муниципальной службы, определенный в порядке для определения стажа государственной гражданской службы лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми, для назначения пенсии за выслугу лет, не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин;
2) увольнение с муниципальной службы по следующим основаниям:
а) соглашение сторон трудового договора (контракта);
б) истечение срока срочного трудового договора (контракта);
в) расторжение трудового договора (контракта) по инициативе муниципального служащего;
г) ликвидация органа местного самоуправления;
д) сокращение численности или штата работников органа местного самоуправления;
е) достижение муниципальным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
ж) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;
з) признание муниципального служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы.
Согласно ч. 6 – 7 ст. 10 (1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ (в ред. Закона РК от 04.05.2008 N 50-РЗ) пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" после установления трудовой пенсии по старости (инвалидности) со дня обращения за пенсией за выслугу лет, но не ранее дня, следующего за днем увольнения лица с муниципальной службы.
По смыслу приведенных положений, пенсия за выслугу лет муниципальному служащему назначается при условии: наличия необходимого стажа муниципальной службы и права на трудовую пенсию по старости; замещения должности муниципального служащего не менее календарного года, предшествующего увольнению и увольнение с муниципальной службы по основаниям, прямо предусмотренным вышеуказанным законом.
По смыслу ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации» трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, а также в случаях, прямо предусмотренных названной нормой.
Таким образом, при определении оснований увольнения в целях применения Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ в редакции, действовавшей на момент установления Сусловой Т.С. пенсии за выслугу лет, следовало руководствоваться положениями ст. 77 Трудового кодекса РФ, устанавливающими такие основания.
Как следует из представления Администрации МР «Сысольский» от 17.01.2009 о назначении Сусловой Т.С. пенсии за выслугу лет, основанием её увольнения с муниципальной службы являлся перевод по его просьбе к другому работодателю по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Между тем, увольнение по указанным основаниям в соответствии с ч. 2 ст. 10 (1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ (в ред. Закона РК от 04.05.2008 N 50-РЗ) не дает муниципальному служащему права на получение пенсии за выслугу лет. Соответственно, по состоянию на 01.01.2009 у Сусловой Т.С. право на получение пенсии за выслугу лет муниципальному служащему не возникло.
В соответствии с п. 14 ст. 10 (1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ перечень документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет, правила ее назначения, перерасчета, выплаты, приостановления и возобновления, прекращения и восстановления устанавливаются муниципальными правовыми актами с учетом норм, установленных законодательством Республики Коми для государственных гражданских служащих Республики Коми.
Решением Совета МО муниципального района "Сысольский" от 22.03.2017 N VI-19/134 "Об утверждении Порядка обращения лиц, замещавших должности муниципальной службы, за пенсией за выслугу лет, назначения пенсии за выслугу лет и изменения ее размера, выплаты пенсии за выслугу лет, ее приостановления, возобновления, прекращения и восстановления" в п.п. 4 п. 46 установлено, что в случае установления факта обнаружения обстоятельств и документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение приобретения права на пенсию за выслугу лет, выплата пенсии за выслугу лет прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о прекращении пенсии за выслугу лет, либо с даты, указанной судом.
Законом Республики Коми от 04.05.2008 N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" установлены аналогичные основания прекращения выплаты пенсии (п. 4 ст. 9).
С учетом того, что у истца право на пенсию за выслугу лет не возникло, прекращение выплаты пенсии является правомерным. Следовательно оснований для отмены распоряжения Администрации МР «Сысольский» № от 21.07.2017 в редакции распоряжения № от 30.08.2017 не имеется.
Согласно трудовой книжке истца в период с 23.03.2011 по 02.10.2013 истец работала в Администрации МР «Сысольский» в должности <данные изъяты>, была уволена по п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ в связи с переводом в МУК «Сысольская центральная клубная система». Однако согласно штатному расписанию Администрации МР «Сысольский» на 01.01.2011 должность <данные изъяты> Управления культуры Администрации МР «Сысольский» к категории муниципальных служащих не относилась. Поэтому при увольнении из Администрации МР «Сысольский» у Сусловой Т.С. право на получение пенсии за выслугу лет также не возникло, в связи с чем, требования о признании за истцом права на получение указанной пенсии и возобновлении пенсионных выплат являются необоснованными и удовлетворению также не подлежат.
Поскольку судом установлено, что у истца отсутствует право на получение пенсии за выслугу лет муниципального служащего, суд полагает, что признание ответчиком исковых требований в части признания за истцом права на такую пенсию, отмены распоряжения Администрации МР «Сысольский» от 21.07.2017 № о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет и возложении обязанности произвести выплаты пенсии за выслугу лет муниципального служащего за весь период действия распоряжения от 21.07.2017 № и последующей ежемесячной выплате пенсии противоречит приведенным положениям Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми", в связи с чем, не может быть принято судом.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Сусловой Т.С. к Администрации МР «Сысольский» следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сусловой Т.С. к Администрации муниципального района «Сысольский» об изменении формулировки увольнения на увольнение по инициативе работника по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ, внесении изменений в запись трудовой книжки № от 31.12.2008 в части основания увольнения; признании права на получение пенсии за выслугу лет муниципального служащего, отмене распоряжения Администрации муниципального района от 21.07.2017 № о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести выплаты пенсии за выслугу лет муниципального служащего за весь период действия распоряжения от 21.07.2017 № и в дальнейшем выплачивать пенсию ежемесячно, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.В. Константинова
Мотивированное решение составлено 27.11.2017