Дело № 2 - 186
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Очёр 16 мая 2012 г.
Очёрский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пименовой И.С.
при секретаре Шардаковой В.А.
с участием прокурора Копьева Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Очёрского района в интересах Уточкиной Н.Т. к администрации Очерского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор просит обязать администрацию Очерского муниципального района предоставить Уточкиной благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на день предоставления жилого помещения, как ребенку, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, так как мать Уточкиной в отношении ее лишена родительских прав. Постановлениями местной администрации несовершеннолетняя была направлена в Вознесенский детский дом, и поставлена на учет, как лицо оставшееся без попечения родителей и нуждающееся в улучшении жилищных условий. После выпуска из детского дома поступила в Строгановский колледж, проживает в общежитии, собственного жилья не имеет.
В судебном заседании Уточкина подтвердила изложенные выше обстоятельства, пояснила, что мать лишена родительских прав, об отце информации нет. Она проживала в <адрес> детском доме <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ после выпуска из детдома поступила на дневное отделение «<адрес> колледжа», в настоящее время проживает в общежитии колледжа, регистрация по <адрес>, данное жилое помещение принадлежит постороннему лицу, она в нем не проживает. В собственности или по социальному найму жилья не имеет.
Представитель администрации Очерского муниципального района исковые требования не признал, считает администрацию Очерского района ненадлежащим ответчиком, так как она не была наделена государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, на 2012 г. денежные средства Очёрскому району на указанные цели выделены только на 3 квартал. Также считает, что в подтверждение нуждаемости у лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть уведомление о наличии его в Реестре, у Уточкиной такого уведомления нет.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился. В заявлении в суд (л.д. без №) просит рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. Считает Правительство Пермского края ненадлежащим ответчиком по делу, так как оно не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений, лишь распределяет денежные средства на указанные цели среди получателей Пермского края, полагает необходимым предоставление дополнительных документов, подтверждающих отсутствие жилья у матери.
Исследовав доказательства, суд находит исковые требования обоснованными.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
В силу ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанная категория лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным нормам и техническим требованиям. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Положения ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Согласно ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ. Жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жильём.
В силу требований ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 № 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. метра для одиноких граждан.
Судом установлено, что Уточкина в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, мать решением Очерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав (л.д.21). Сведения об отце в свидетельстве о рождении указаны со слов матери (л.д.10). Постановлением главы Очерского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ устроена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот (л.д.19). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в ГКОУ «<данные изъяты> детский дом» (л.д. 22). Постановлением главы Очерского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ включена в список лиц, имеющих право на получение жилья во внеочередном порядке, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте (л.д.12). Документы БТИ и государственного регистрационного органа подтверждают отсутствие у истца и её матери жилых помещений (л.д. 15,17,18,23).
После окончания пребывания в образовательном учреждении оставшийся без попечения родителей ребёнок снимается с полного государственного обеспечения и, следовательно, должен незамедлительно быть обеспечен жильем, в противном случае будет нарушено его право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. До настоящего времени оставшейся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей Уточкиной жилое помещение не предоставлено, своего жилья она не имеет. Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями сторон и документами дела.
Довод ответчика о необходимости представления уведомления о наличии лица в Реестре суд признает несостоятельным, поскольку перечень документов, необходимых для включения в Реестр соответствует перечню документов, имеющихся в деле, нуждаемость подтверждена постановлением местной администрации о включении в список лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке, как ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Обеспечение вне очереди жилым помещением этой категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, доводы ответчиков не основаны на законе.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Очерского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Уточкиной Н.Т. благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на день предоставления, жилое помещение в г. Очёр за счет средств краевого бюджета и субсидий из краевого бюджета, выделяемых на приобретение или строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение 1 месяца со дня его вынесения.
Судья И. С. Пименова