Копия
Дело №2-97/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01.03.2018 город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Базуевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Большаковой К.И.,
с участием помощника прокурора г. Карпинска Заводчиковой Ю.С.,
представителя ответчика Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Карпинский машиностроительный техникум» Гусевой М.С., действующей на основании доверенности от 25.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Карпинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Свердловской области «Карпинский машиностроительный техникум» о возложении обязанности установить технические средства охраны с выводом каналов передачи тревожных сообщений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Карпинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Карпинский городской суд Свердловской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вышеуказанным исковым заявлением. В исковом заявлении указано, что прокуратурой г.Карпинска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности граждан от террористических посягательств и антитеррористической защищенности критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания граждан. В ходе проведенной проверки в ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум» установлено нарушение требований законодательства о безопасности в части отсутствия технических средств охраны с выводом каналов передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112». Техникум является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. Просит возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу установить технические средства охраны с выводом каналов передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Помощник прокурора г. Карпинска Заводчикова Ю.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Карпинский машиностроительный техникум» Гусева М.С. в судебном заседании исковые требования не признала, подтвердила доводы, изложенные в отзыве от 01.03.2018, согласно которому в настоящее время в соответствии с законом утверждены перечни объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, и объектов, в отношении которых частная охрана запрещена. Однако Техникум к таким объектам не относится. В соответствии с положением Свода правил можно требовать предусмотреть в здании такие помещения, а не обязания заключить договор охраны с органами вневедомственной охраны войск национальной гвардии и только в случае, если здание попадает в сферу действия Свода правил. Данный документ применяется только при проектировании нового строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, а также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, и распространение его действия на ранее введенные в эксплуатацию здания не предусматривается п.1 Свода правил (Постановление Верховного Суда РФ от 20.05.2016 № 31-АД16-5), а также Свод правил не является законом, соответственно, не может содержать каких – либо норм, обязывающих граждан и юридических лиц заключать договоры охраны именно с органами вневедомственной охраны войск национальной гвардии. Таким образом, единственно возможным юридическим фактом возникновения отношений по охране является договор, заключение которого возможно только на добровольной основе. При этом ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум» свободен в выборе исполнителя услуг. Все предусмотренные федеральными законами обязанности ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум» по организации обеспечения безопасности, в том числе антитеррористической защищенности, исполнены путем заключения договоров оказания охранных услуг с помощью тревожной и охранной сигнализации с ООО «Бастион», имеющим лицензию на соответствующие виды деятельности. Согласно договорам при поступлении с объекта охраны сигнала исполнитель обязуется обеспечить прибытие группы быстрого реагирования, обеспеченной специальными средствами и огнестрельным оружием в течение 5 минут. Кроме того, в ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум» в обоих учебных корпусах города Карпинска установлена система видеонаблюдения (видеокамеры для записи полученного изображения и его хранения для последующего использования). Угрозы жизни и здоровью людей от того, что обслуживание охранной и тревожной сигнализации осуществляется частной охранной организацией, а не органами вневедомственной охраны войск национальной гвардии, не возникает. В письме – предложении своих услуг Краснотурьинский отдел вневедомственной охраны не указал своих преимуществ перед частными охранными организациями, каких-либо лучших условий исполнения договора охраны (например, меньшее время реагирования, меньшая цена), в нем содержались лишь необоснованные обвинения в несоблюдении ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум» федерального законодательства и угроза применения прокурорского воздействия в случае отказа от заключения договора. Поэтому при определении исполнителя услуг в полном соответствии с законом предпочтение было сделано в пользу ООО «Бастион», с которым уже сложились договорные отношения. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав помощника прокурора г. Карпинска Заводчикову Ю.С., представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В числе основных принципов противодействия терроризму в п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ названы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, и приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу п.6 ст.3 указанного закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 № 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Пунктом 6.48 СП 118.13330.2012. «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10 предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Из Приложения «В» к СНиП 31-06-2009 следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты), учреждения профессионального образования (высшего, среднего и дополнительного).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п.4 ст.3 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, раскрытию и расследования террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 27.12.2017 следует, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица Государственного Автономного Профессионального Образовательного Учреждения Свердловской области «Карпинский машиностроительный техникум» 15.06.2015.
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Карпинский машиностроительный техникум» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Проанализировав названные положения законодательства, суд пришел к выводу о том, что в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Карпинский машиностроительный техникум» имеются системы видеонаблюдения, система сигнализации, но не выведены каналы передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112», что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников.
В связи с чем, осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Суд исходит из того, что к числу мер по противодействию терроризму относится, в силу закона, создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов. Установка названных систем не связана с реконструкцией или капитальным ремонтом здания. Ответчиком доказано, что здание учреждения оборудовано системами видеонаблюдения и охранной сигнализации, но ответчиком не оспорено, что не выведены каналы передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112». Это свидетельствует о недостаточном уровне безопасности объекта. Следовательно, не имеется оснований для освобождения ответчика от обязанности исполнить требования закона по выведению каналов передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Выполнение возложенной судом обязанности направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Обеспечение состояния защищенности здания включено законом в систему профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Таким образом, иск прокурора города Карпинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Свердловской области «Карпинский машиностроительный техникум» о возложении обязанности установить технические средства охраны с выводом каналов передачи тревожных сообщений, подлежит частичному удовлетворению.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.3, п.14 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу искового заявления не имущественного характера составляет 6 000 руб..
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ 112».
░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 06.03.2018.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░