Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2018 года г. Волгоград
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Рыкова Д.Ю.,
при секретаре судебного заседания Голоскоковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шапошниковой Раисы Семёновны к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании распоряжения незаконным и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Шаповникова Р.С. обратилась в суд с иском к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании распоряжения незаконным и возложении обязанности.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в лице департамента муниципального имущества администрации Волгограда ей было о предоставлении в собственность земельного участка с учетным номером №. Причиной отказа послужило несоответствие жилого дома объекту капитального строительства. Считает, что оснований для отказа в предоставлении данного земельного участка у ответчика не имеется. Просит суд признать распоряжение департамента муниципального имущества администрации Волгограда №р от ДД.ММ.ГГГГ не законным и понудить администрацию <адрес> заключить договор купли – продажи земельного участка с кадастровым номером №, а так же взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 рублей.
Истец Шапошникова Р.С. и её представитель Бородычев А.В. действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента земельных ресурсов администрации г.Волгограда, действующий на основании доверенности Сидоров В.А. в судебном заседание возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 610 Гражданского кодекса РФ договор аренды заключается на срок определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
На основании подпункта 10 пункта 2 и пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику этого объекта.
Существенным условием предоставления земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с пунктом 2 ч. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ является то, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области (арендодатель) и ФИО6 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №-№ о предоставлении арендатору земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием: для размещения индивидуального жилого дома без права содержания скота и птицы, расположенного по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка (л.д. <данные изъяты>). Срок аренды участка установлен договором на ДД.ММ.ГГГГ лет.
Далее согласно договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №-№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 (цедент) уступила Шапошниковой Р.С. (цессионарий) права и обязанности в полном объеме по договору аренды земельного участка №-В от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. <данные изъяты>).
В судебном заседании установлено, что истец подала заявление в Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда о предоставлении в собственность земельного участка с учетным номером №, кадастровый № для эксплуатации индивидуального жилого дома.
Как следует из материалов дела, Шапошниковой Р.С. было отказано в предоставлении в собственность данного земельного участка в виду не соответствия признакам объекта капитального строительства и не являющимся таковым (л.д. <данные изъяты>).
Разрешая требования истца о возложении обязанности на Департамента муниципального имущества администрации Волгограда заключить договор купли – продажи земельного участка с кадастровым номером №, суд исходит из следующего.
Спорный объект зарегистрирован в ЕГОРП за истицей как объект недвижимости индивидуальный жилой дом. Таким образом правовой статус указанного объекта определен. При этом следует исходить из того, что Департамента муниципального имущества администрации Волгограда принимал меры к оспариванию регистрации данного объекта в ЕГРП с указанным статусом и решением Ворошиловского районного суда Волгограда ДД.ММ.ГГГГ. ему в данном иске к Шапашниковой Р.С. было отказано, тем самым суд признал за указанным объектов данный статус. Исходя из этого суд полагает, что у ответчика не имеется правовых оснований для отказа в предоставлении истице земельного участка по снованиям несоответствия данного дома статусу жилого дома – объекта недвижимости.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, поскольку распоряжение Департамента муниципального имущества администрации Волгограда об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по основанию не соответствия признакам объекта капитального строительства, нарушает права истца, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные требования истца о признании незаконным распоряжения Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда №р от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию оплаченная им при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать распоряжение Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№р об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным.
Обязать Департамент муниципального имущества администрации Волгограда заключить с Шапошниковой Раисой Семёновны договор купли – продажи земельного участка с кадастровым номером №.
Взыскать с Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в пользу Шапошниковой Раисы Семёновны в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.Ю. Рыков
Справка: решение принято в окончательной форме 17 сентября 2018 года.
Председательствующий Д.Ю. Рыков