Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1971/2017 от 15.03.2017

Дело № 2- 1971 /12-2017г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2017 года г.Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи: Машошиной С.В.,

при секретаре: Мишковой К.Ю.,

с участием прокурора: Сабыниной Е.В.

истца: Емельянова Г.Н.,

представителя ответчика по доверенности: Мельникова С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова <данные изъяты> к Военному комиссариату Курской области о перерасчете размера ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, причиненного вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, взыскании денежной суммы,

УСТАНОВИЛ:

Истец Емельянов Г.Н. обратился в суд с иском к ответчику Военному комиссариату Курской области, в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика произвести ему перерасчет суммы возмещения вреда здоровью с момента последующего переосвидетельствования – с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. и произвести ему единовременную выплату недополученной суммы долга в размере 1061938 руб. 92 коп. Также, просит обязать Военный комиссариат <адрес> с ДД.ММ.ГГГГг. производить ему выплату возмещения вреда здоровью в размере 43576 рублей 51 копейка ежемесячно, бессрочно.

В обоснование заявленных требований Емельянов Г.Н. указал, что он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. С октября 1998г. он является инвалидом вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 19.10.1998г. по 19.09.2003г. ему была установлена 3- я группа инвалидности с утратой трудоспособности 60%, с 05.09.2008г. – 2 -я группа инвалидности с утратой трудоспособности 80% бессрочно. Решением Ленинского районного суда г. Курска от 20.03.2000г. было постановлено о выплате ему возмещения вреда здоровью исходя из суммы среднего заработка за 12 месяцев, предшествующих окончанию работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в размере 1801 рубль исходя из 3 - й группы инвалидности с утратой трудоспособности 60 % с последующим перерасчетом в соответствии с законодательством РФ. С учетом дальнейшей индексации, исходя из 3 – й группы инвалидности и 60 % утраты трудоспособности, сумма возмещения вреда здоровью составила 9995 рублей 88 копеек. Он неоднократно обращался в Военный комиссариат Курской области о перерасчете ему суммы возмещения вреда здоровью исходя из фактического уровня утраты трудоспособности 80%, в чем ему было отказано. Решением Ленинского районного суда г. Курска от 18.05.2004г. в перерасчете суммы возмещения вреда здоровью в связи с изменением группы инвалидности и степени утраты трудоспособности 80% ему было отказано. Считает, что исходя из действующего законодательства он имеет право на сохранение прежнего способа определения размера ежемесячных денежных выплат возмещения вреда здоровью.

В судебном заседании истец Емельянов Г.Н. заявленные требования с учетом уточнения поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что он имеет право на сохранение прежнего способа определения размера ежемесячных денежных выплат возмещения вреда здоровью, что подтверждено многочисленными определениями Конституционного суда РФ.

Представитель ответчика по доверенности Мельников С.М. возражал относительно удовлетворения предъявленных к ним истцом требований, ссылаясь на то, что инвалиды – чернобыльцы, получавшие до ДД.ММ.ГГГГг. суммы возмещения вреда здоровью, исчисленные из заработка, имеют право сохранить только ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме, чем и воспользовался истец, а не способ определения ежемесячных денежных выплат.

Выслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, просившего отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также, предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, настоящий закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в пункте 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года).

Согласно данной норме гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ), введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 части 1 статьи 14 данного закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ было определено, что гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ была изменена и изложена в следующей редакции: гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

В 2004 году также была изменена редакция части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 8 статьи 3).

В новой редакции части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше пункте 25 части 1 статьи 14 названного закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15.

Из приведенных нормативных положений следует, что федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 15 февраля 2001 года введено новое правовое регулирование этих отношений путем принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ. Данным Федеральным законом с 15 февраля 2001 года осуществлен переход на новый способ определения размеров возмещения вреда здоровью, предполагающий в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок. Соответственно, суммы возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были установлены в твердом размере в зависимости от полученной пострадавшим группы инвалидности.

Вместе с тем, поскольку при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда, законодатель, избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, предоставил гражданам, получавшим суммы в возмещение вреда здоровью до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, возможность сохранить право на ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме в случае, если размер компенсации, определенный в зависимости от группы инвалидности, не достигал ранее назначенной суммы возмещения вреда. При этом правовая норма (пункт 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I), которая предусматривала возможность перерасчета сумм в возмещение вреда здоровью в зависимости от изменения степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) в связи с принятием Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ с 15 февраля 2001 года действует в новой редакции и не содержит положений, допускающих изменение размера возмещения вреда здоровью (ежемесячной компенсации) по такому основанию, как изменение степени утраты трудоспособности.

Отказ федерального законодателя от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и переход к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья - предполагает соблюдение принципа правовой определенности и стабильности правовых отношений и, по сути, направлен на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (часть 3 статьи 17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации) (пункт 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П).

В судебном заседании было установлено, что Емельянов Г.Н. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, что подтверждается справкой командира войсковой части 11350 от ДД.ММ.ГГГГг. С октября 1998г. он является инвалидом вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 19.10.1998г. по 19.09.2003г. ему была установлена 3- я группа инвалидности с утратой трудоспособности 60%, с 05.09.2008г. – 2 -я группа инвалидности с утратой трудоспособности 80% бессрочно.

Решением Ленинского районного суда г. Курска от 20.03.2000г. было постановлено о выплате ему возмещения вреда здоровью исходя из суммы среднего заработка за 12 месяцев, предшествующих окончанию работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в размере 1801 рубль исходя из 3 -й группы инвалидности с утратой трудоспособности 60 % с последующим перерасчетом в соответствии с законодательством РФ.

В последующем решениями Ленинского районного суда г. Курска взысканная сумма индексировалась.

01.10.2003г. после очередного переосвидетельствования истцу была установлена 2 – я группа инвалидности с утратой трудоспособности 80 %.

Решением Ленинского районного суда г. Курска от 18.05.2004г. в перерасчете суммы возмещения вреда здоровью в связи с изменением группы инвалидности и степени утраты трудоспособности 80% ему было отказано.

При этом, 2 группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 80% Емельянову Г.Н. были определены после 15 февраля 2001 года (даты вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ).

Также, в судебном заседании было установлено, что после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ Емельянов Г.Н. продолжал получать ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме.

Исходя из положений пункта 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) в совокупности с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, право выбора способа возмещения вреда здоровью, а именно: получать возмещение вреда в твердых суммах с установлением суммы возмещения вреда в зависимости от степени утраты здоровья (группы инвалидности) или в размере, который исчисляется из заработка и, как следствие, сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат в зависимости от изменения утраты трудоспособности, инвалидам-чернобыльцам не предоставляется, поскольку новый порядок не предусматривает увеличение или уменьшение размера ежемесячной денежной выплаты в возмещение вреда здоровью в зависимости от изменения процента утраты профессиональной трудоспособности и на основании этого возможности перерасчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом изменения процента утраты профессиональной трудоспособности. Инвалидам-чернобыльцам, получавшим до 15 февраля 2001 года суммы возмещения вреда здоровью, исчисленные из заработка, было предоставлено только право сохранить ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме, а не способ определения размера ежемесячных денежных выплат.

Ввиду того, что законодателем осуществлен переход к новому способу определения размеров возмещения вреда в виде ежемесячных денежных компенсаций в фиксированных размерах в зависимости от группы инвалидности, изменение процента утраты профессиональной трудоспособности у Емельянова Г.Н. с 60% на 80% не может являться основанием для перерасчета выплачиваемых ему сумм возмещения вреда, поскольку увеличение степени утраты профессиональной трудоспособности имело место после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, которым с 15 февраля 2001 года не предусмотрен перерасчет сумм возмещения вреда в связи с изменением степени утраты профессиональной трудоспособности гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

С учетом вышеизложенного, доводы истца Емельянова Г.Н. о том, что за ним сохраняется прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью - право получать возмещение вреда в размере, который исчисляется из заработка, и производить перерасчет суммы возмещения вреда здоровью в зависимости от изменения процента утраты профессиональной трудоспособности, основаны на неправильном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований, предъявленных Емельяновым <данные изъяты> к Военному комиссариату Курской области о перерасчете размера ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, причиненного вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, взыскании денежной суммы, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:

2-1971/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Емельянов Геннадий Николаевич
Ответчики
Военный комиссариат Курской области
Суд
Ленинский районный суд г. Курска
Судья
Машошина Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
lensud--krs.sudrf.ru
15.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.03.2017Передача материалов судье
17.03.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.04.2017Предварительное судебное заседание
18.04.2017Предварительное судебное заседание
12.05.2017Судебное заседание
15.05.2017Судебное заседание
19.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2018Дело оформлено
20.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее