Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3781/2023 ~ М-2324/2023 от 30.03.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                                 г. Самара

Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Пудовкиной Е.С.,

при помощнике судьи, ведущего протокол судебного заседания, Ивановой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к несовершеннолетнему С, действующему в лице законных представителей Сысоева ДА, Сысоевой ОП о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пеням,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Сысоеву М.Д., действующему в лице законных представителей Сысоева Д.А., Сысоевой О.П. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пеням.

В обоснование требований административный истец указал, что административный ответчик в лице законных представителей является плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с чем в его адрес направлялись налоговые уведомления об уплате налога. Однако в добровольном порядке налогоплательщик не уплатил обязательные платежи, в связи с чем в его адрес направлены требования об уплате недоимки и начисленных на сумму недоимки пеней, которые в установленный срок не исполнены, в связи с чем административный истец просил суд взыскать с Сысоевой О.П., Сысоева Д.А. как законных представителей С () недоимку по обязательным платежам и санкциям на общую сумму <данные изъяты> рублей, из которых налог на имущество физических лиц за 2015 г. в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты>; за 2017 г. налог <данные изъяты> рубля и пени <данные изъяты>; за 2018 г. налог <данные изъяты> рубля и пени <данные изъяты> рублей; за 2019 г. налог <данные изъяты> рублей и пени <данные изъяты>; уплату государственной пошлины возложить на ответчика.

Административный истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В судебное заседание административный ответчик С в лице законных представителей Сысоева Д.А., Сысоевой О.П. не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших об его отложении.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители, усыновители, опекуны (статьи 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Исходя из положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Из материалов административного дела следует, что Сысоеву М.Д. в юридически значимый период времени (2015, 2017, 2018, 2019 гг.) на праве собственности принадлежало 1/4 доли в квартирах, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>.

С учетом положений вышеуказанных норм, С является плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с наличием у него указанных объектов налогообложения.

Установлено, что налогоплательщику С налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за 2015, 2017, 2018, 2019 гг., о чем налогоплательщику направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

В установленный срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налогов, в связи с чем налоговым органом на основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на день возникновения налоговых правоотношений) в адрес налогоплательщика направлены требования: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Однако в добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате недоимки по налогу и пени.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Промышленного судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с законных представителей несовершеннолетнего С - Сысоева Д.А., Сысоевой О.П. в пользу налоговой инспекции недоимки по налогу на имущество физических лиц и задолженности по пеням за 2015, 2017, 2018, 2019 гг. в сумме 2 400,75 рублей.

Определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ по возражениям законного представителя должника Сысоева Д.А. был отменен.

Однако обязанность по уплате задолженности по обязательным платежам и санкциям налогоплательщиком в полном объеме не исполнена, в связи с чем налоговая инспекция ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течении шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, обратилась в суд с административным иском о взыскании с несовершеннолетнего С в лице законных представителей недоимки в принудительном порядке.

Разрешая заявленные требования суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Исходя из пункта 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес>, а также как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик С ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирован по адресу: <адрес> совместно со своей матерью Сысоевой О.П. Отец несовершеннолетнего С - Сысоев Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, налоговые уведомления и требования были направлены С по адресу: <адрес>, что не относится к месту регистрации административного ответчика и его законных представителей. Доказательств того, что данный адрес является местом жительства С не имеется.

Предоставленные налоговым орган скриншоты о направлении требований с указанием даты вручения, не являются прямым доказательством надлежащего уведомления налогоплательщика о необходимости уплаты налога, а также подтверждающими факт получения указанных требований непосредственно законными представителями С

Таким образом, административным истцом не предоставлено суду доказательств (почтовых реестров, сведений о направлении через ЛК ЕПГУ) того, что налоговые уведомления об уплате налога направлялись в адрес налогоплательщика: <адрес>.

Учитывая отсутствие факта направления в адрес административного ответчика налоговых уведомлений, суд приходит к выводу о том, что у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога, в связи с чем, налоговый орган не вправе был направлять требования об уплате налога.

Данный вывод в полной мере согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 468-О-О, согласно которым в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.

При этом в соответствии с абзацем вторым статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление (а в случае неуплаты налога по уведомлению - требование об уплате налога) может быть передано руководителю организации, ее законному или уполномоченному представителю, физическому лицу, его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление (налоговое требование) вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При таких обстоятельствах требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Самарской области удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к несовершеннолетнему С, действующему в лице законных представителей Сысоева ДА, Сысоевой ОП о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2017, 2018, 2019 гг. в сумме 2 400,75 рублей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                                                                     Е.С. Пудовкина

2а-3781/2023 ~ М-2324/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области
Ответчики
Сысоев М.Д.
Другие
Сысоева О.П.
Сысоев Д.А.
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Пудовкина Е. С.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация административного искового заявления
31.03.2023Передача материалов судье
03.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
15.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее