№ 2-1951/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2020 г. |
г. Севастополь |
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе: | |
председательствующего судьи |
Блейз И.Г., |
при секретаре судебного заседания |
Бойко Т.А., |
с участием: представителя прокурора |
Скворцовой А.М. |
рассматривает в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Нахимовского района города Севастополя в интересах Турчука А.А. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение лицу из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма специализированного жилищного фонда, |
установил:
<адрес> г. Севастополя обратился с иском в интересах Турчука А.А. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя об обязании предоставить жилье по нормам предоставления площади по договору социального найма и включенного в список, установленный законодательством г. Севастополя для договоров социального найма. Требования мотивированы тем, что Турчук А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 25.11.2015 года № 311 Турчук А.А. включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Однако, до настоящего времени специализированным жильем не обеспечен. Просит обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Турчуку А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержала заявленные требования в полном объёме, по доводам изложенным в исковом заявлении. Просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя суду не представлено.
Заслушав объяснения участников процесса, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что распоряжением Департамента образования города Севастополя от 25.11.2015 года № 311 Турчук А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилым помещением.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу статьи 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом статьи 8 указанного закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены вышеуказанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме, вышеуказанных лиц достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодателем предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При этом Федеральным законом № 159-ФЗ не установлена очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Также согласно статье 8 Закона города Севастополя от 09.02.2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по достижении ими 18-летнего возраста, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право Турчука А.А. на предоставление ей жилого помещения ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, Турчуку А.А. до настоящего времени жильем не обеспечен, что также не оспаривается ответчиком.
Согласно частей 2, 3, 8 статьи 8 Закона № 159-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В силу Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, ответчик является исполнительным органом государственной власти Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере жилищной политики, реализации федеральных целевых программ.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку до настоящего времени Турчук А.А. жилым помещением не обеспечен, это дает ему право на защиту нарушенных прав в судебном порядке.
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
Исковые требования прокурора Нахимовского района г. Севастополя удовлетворить.
Обязать Департамент капитального строительства г. Севастополя предоставить Турчуку А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилое помещение по договору социального найма, и включенного в список, установленный законодательством города Севастополя для договоров социального найма
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст решения составлен 30 июня 2020 года.
Председательствующий И.Г. Блейз
Копия верна