З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чехов Московская область ДД.ММ.ГГГГ
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шахбанова А.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к ООО «СтартСтрой+» о перерасчете коммунальных платежей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с уточненными исковыми требованиями с к ООО «СтартСтрой+», просила обязать ООО «СтартСтрой+» восстановить ее право, как потребителя коммунальной услуги в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес>, производить оплату за отопление указанном жилом помещении совокупно с учетом показаний индивидуального приборов учета тепла и расходов по отоплению на общедомовые нужды (согласно соглашения с ООО «СтартСтрой+ от ДД.ММ.ГГГГ»), кроме того просила произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении по адресу: <адрес>, исходя из показаний ИПУ тепла и с учетом расходов по отоплению на общедомовые нужды (согласно соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истца, ее представитель уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, указанным в уточненном иске (л.д. 25-31), просили их удовлетворить.
Представитель третьего лица – Администрации городского округа <адрес> в судебном заседании разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика ООО «СтартСтрой+», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суд не известил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
3- лицо – ФИО3, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО5, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суд не известил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 167, 233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, 3- лица, в порядке заочного судопроизводства.
Заслушав пояснения истицы, ее представителя, представителя 3-го лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истица ФИО1 является собственником ? доли жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.07.2013г. (л.д.13).
Как усматривается из материалов дела, в вышеуказанном жилом помещении также зарегистрированы: ФИО3, ФИО4, ФИО5, которые являются сособственниками данного жилого помещения.
Ответчик ООО «СтартСтрой+» является обслуживающей организацией, которой производится оплата потребляемых коммунальных услуг, согласно выставляемых платежных документов.
Истице ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ФЗ от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и по согласованию с УК ООО «Губернский», установили в своих жилых помещениях теплосчетчики (индивидуальные приборы учета), которые допущены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-46).
До 01.07.2015г. ООО УК «Губернский» являлась обслуживающей организацией, которой производилась оплата потребляемых коммунальных услуг. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в этот период производился как сумма платежа согласно показаний индивидуального прибора учета тепла и платежа расходов по отоплению на общедомовые нужды. Никаких разногласий с ООО УК «Губернский» по отоплению не было. После прихода к управлению многоквартирным домом № по <адрес> по результатам конкурса УО ООО «СтартСтрой+» ДД.ММ.ГГГГ были заключены договора управления многоквартирным домом (л.д. 40-41).
Согласно пояснениям истицы, до октября-месяца 2015 г. проблем по оплате коммунальной услуги по отоплению с учетом показаний индивидуального прибора учета тепла и расходов по отоплению на общедомовые нужды не возникало.
Однако в октябре-месяце 2015 года УО ООО «СтартСтрой+» стала предъявлять претензии по оплате расходов по отоплению на общедомовые нужды.
С целью устранения имеющихся разногласий ДД.ММ.ГГГГ между жителями многоквартирного <адрес> и УО ООО «СтартСтрой+» было заключено дополнительное соглашение, в котором был определен размер платы на общедомовые нужды по отоплению (л.д.50-51).
В феврале 2016 года УО ООО «СтартСтрой+» вновь начала предъявлять претензии к жителям дома по оплате за коммунальную услугу по отоплению.
После согласования между жителями и УО ООО «СтартСтрой+» ДД.ММ.ГГГГ соглашением № был уточнен размер платы расходов по отоплению на общедомовые нужды, разногласия между ООО «СтартСтрой+» и потребителями коммунальной услуги по отоплению были устранены (л.д. 53).
С 1 марта и до сентября-месяца 2016 года оплата коммунальной услуги по отопление производилась с учетом показаний ИПУ по теплу и расходов по отоплению на общедомовые нужды.
Однако с ДД.ММ.ГГГГ УО ООО «СтартСтрой+» в одностороннем порядке отказалась от начисления оплаты по отоплению с учетом показаний ИПУ тепла.
Истица обратилась в УО ООО «СтартСтрой+» с заявлениями (вх.№ от 20.11.2017г.) об оплате за коммунальную услугу по отоплению с учетом индивидуальных приборов учета тепла. Однако УО ООО «СтартСтрой+» в своем ответе (исх.№ от 20.12.2017г.) отказала в оплате за коммунальную услугу по отоплению с учетом показаний ИПУ, сославшись на отсутствие в доме общедомового прибора учета.
Вместе с тем на территории Чеховского муниципального района <адрес> оплата за отопление производится посредством распределения затрат, путем ежемесячных платежей.
Судом установлено, что истица во исполнение условий договора об управлении многоквартирным домом, с учетом бланка для передачи показаний прибора учета по выставляемым счетам на оплату, ежемесячно указывали показания индивидуального прибора учета за отопление, однако начисление платежей производилось, без учета показаний ИПУ, что подтверждается квитанциями на оплату (л.д. 55-58).
Как следует из ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований (ст.307 ГК РФ).
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения - энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По смыслу статей 539, 544 ГК РФ обязанность по оплате оказанных услуг возлагается на абонента (потребителя).
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условия этих договоров определяются с учетом Правил N354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6.2, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации по общему правилу собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями, с которыми заключены договоры поставки соответствующих ресурсов, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Исполнитель коммунальных услуг, которым является управляющая организация в силу своего статуса, обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, и имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 31 (б), 32 (а) Правил №).
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам N354, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Согласно пункту 48 Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. Приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на обще-домовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
В связи с тем, что норматив потребления на общедомовые нужды введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ, то с этого момента в домах, где отсутствует общедомовой прибор учета, допустимо производить расчеты с ресурсоснабжающими организациями исходя из объема коммунального ресурса, составляющего совокупность показаний индивидуальных приборов учета и норматива потребления на общедомовые нужды.
Из статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Суд, проанализировав положения пп. "в" п. 21 Правил N 124, считает, что объем потребленного ресурса при отсутствии общедомового прибора учета, но при наличии индивидуальных приборов учета в жилых и нежилых помещениях определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а также с учетом объема ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, рассчитанного в случаях и порядке, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 40 действующих в спорный период Правил N 354, предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В силу п. 42(1) вышеназванных Правил при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Расчет по формуле с использованием норматива потребления коммунальной услуги: Pi = Si х Nt хTt, где: Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; Nt - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; Tt тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, используется когда в многоквартирном доме отсутствуют как общедомовой, так и индивидуальные приборы учета.
Между тем, в рассматриваемом деле методика расчета стоимости тепловой энергии пунктом 42(1) Правил N 354 не предусмотрена, однако, по мнению суда, это не свидетельствует о правомерности применения теплоснабжающей организацией формулы расчета по нормативу.
В рассматриваемом случае применение метода расчета по нормативу потребления соответствующего коммунального ресурса без учета показаний индивидуальных приборов учета в спорный период, противоречит приведенным выше положениям ст. 157 ЖК РФ, Правил N 354. Как указано выше, обязательства управляющей компании (ответчика) перед ресурсоснабжающей организацией (истцом) не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирных жилых домов перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №(2016), указанно, что соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды не подлежит установлению, а потребители вносят плату за такую услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. В целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, размер платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов. При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с ДД.ММ.ГГГГ размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, о том, что в результате не правомерных действий ответчика у истицы возникла задолженность в большем размере, чем это предусмотрено действующим законодательством.
На основании изложенного суд считает, что требования истицы является обоснованным.
Несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг является нарушением прав потребителя.
Согласно статье 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирание и истребовании доказательств.
Исследовав в совокупности все обстоятельства дела, учитывая отсутствие у сторон дополнительных доказательств по делу в обоснование заявленных требований, а также отсутствие ходатайств об истребовании дополнительных доказательств по делу, суд, руководствуясь положениями ГК РФ, ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ст. ст. 2, 56, 57, 167, 194-198, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Обязать ООО «СтартСтрой+» восстановить право ФИО1, как потребителя коммунальной услуги в жилом помещении по адресу: <адрес>, производить оплату за отопление указанном жилом помещении совокупно с учетом показаний индивидуального приборов учета тепла и расходов по отоплению на общедомовые нужды (согласно соглашения с ООО «СтартСтрой+ от ДД.ММ.ГГГГ»).
Обязать ООО «СтартСтрой+» произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу по отоплению ФИО1 в жилом помещении по адресу: <адрес>, исходя из показаний ИПУ тепла и с учетом расходов по отоплению на общедомовые нужды (согласно соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Московский областной суд через канцелярию Чеховского городского суда <адрес>.
Судья: /подпись/ А.А. Шахбанов
Копия верна
Оригинал решения находится в Чеховском городском суде <адрес> в гражданском деле 2-155/2018
Судья: А.А. Шахбанов