№ 24RS0056-01-2020-005760-73
Дело № 2-6015/2020 ~ М-4275/2020
КОПИЯ
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 октября 2020 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,
при секретаре А.Е. Теленченко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г. Красноярска в интересах Зыковой Любови Петровны к ООО «Орбита» о возложении обязанности устранить нарушения, препятствующие началу отопительного периода 2020-2021 годов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Красноярска обратился в суд с иском к ООО «Орбита» в интересах Зыковой Любови Петровны о возложении обязанности устранить нарушения, препятствующие началу отопительного периода 2020-2021 годов. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района совместно со специалистом Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Енисейское управление Ростехнадзора) 07.09.2020 проведена выездная проверка теплоснабжающей организации ООО «Орбита» в ходе которой выявлено 58 нарушений. Енисейским управлением Ростехнадзора в адрес ООО «Орбита» выдано предписание № 11/150-Т от 15.08.2019 согласно которому, при проведении проверки выявлены многочисленные нарушения в деятельности теплоснабжающей организации при подготовке объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период, которые необходимо устранить. При повторной внеплановой выездной проверке Енисейским управлением Ростехнадзора, с 09.12.2019 по 27.12.2019 было установлено, что из 58 пунктов вышеуказанного предписания не выполнены 25. Ввиду чего в адрес теплоснабжающей организации ООО «Орбита» выдано новое предписание от 27.12.2019 №11/173-Т, содержащее 33 пункта со сроками исполнения до 14.08.2020, которые также не выполнены. Прокуратурой района 07.08.2020 в адрес теплоснабжающей организации ООО «Орбита» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое фактически не рассмотрено, меры по устранению выявленных нарушений не приняты, результаты рассмотрения представления в прокуратуру района не сообщены.
Учитывая наступление отопительного периода 2020-2021 гг., а также то, что ООО «Орбита» обязано своевременно обеспечить потребителей тепловой энергией, влечет срыв сроков начала отопительного периода, а также может привести к возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозы для жизни и здоровья граждан, прокурор просит обязать ООО «Орбита» устранить нарушения, выявленные прокуратурой района совместно со специалистом Енисейского управления Ростехнадзора и препятствующих началу отопительного периода 2020-2021 гг., а именно:
- ответственному за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ТЭУ пройти проверку знаний правил в комиссии органов государственного энергетического надзора;
- провести проверку знаний правил у персонала, непосредственно эксплуатирующего тепловые энергоустановки;
- составить график проверки знаний персонала, обслуживающего ТЭУ, утвержденный ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ТЭУ;
- издать приказ (распоряжение) о назначении комиссии по проведению технического освидетельствования ТЭУ из числа руководителей и специалистов структурных подразделений организации;
- при эксплуатации тепловых энергоустановок осуществлять систематический контроль за зданиями и сооружениями из числа управленческого персонала и специалистов организации, прошедших проверку знаний настоящих Правил и назначенных приказом;
- обеспечить наличие в организации, эксплуатирующей тепловые установки, исполнительную документацию на здания и сооружения;
- провести инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовой трубы с привлечением специализированной организации;
- организовать наблюдение за осадкой фундаментов нивелированием реперов;
- организовать на котельной водно-химический режим;
- провести гидравлические испытания на установках, после проведения ремонта, а также периодически не реже одного раза в 3 года;
- обеспечить наличие на насосном оборудовании эксплуатационных табличек;
- обеспечить своевременное представление на поверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору;
- составить план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий;
- организовать на котельной систему деаэрации подпиточной воды тепловой сети;
- обеспечить наличие табличек на предохранительных клапанах с указанием давления срабатывания клапана, срока проведения проверки, срока следующего проведения испытания;
- составить схемы с обозначениями и номерами оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в помещениях котельных;
- на щитах управления котлов обеспечить наличие режимных карт по эксплуатации;
- составить энергетические характеристики тепловых сетей;
- обеспечить проверку после капитального ремонта, а также ремонтов, связанных с вырезкой и переваркой участков трубопровода, заменой арматуры и тепловой изоляции, перед включением оборудования в работу исправность опор и пружинных креплений, размер затяжки пружин подвесок и опор, исправность индикаторов тепловых перемещений, возможность свободного перемещения трубопроводов, состояние дренажей и воздушников, предохранительных устройств, легкость хода подвижных частей арматуры, соответствие сигнализации крайних положений запорной арматуры, исправность тепловой изоляции;
- разработать эксплуатационные режимы систем теплоснабжения, а также мероприятия по их внедрению;
- обеспечить наличие в организации профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления;
- разработать в организации гидравлические режимы водяных тепловых сетей;
- составить планы, схемы и пьезометрические графики с обозначением эксплуатационных номеров всех тепломагистралей, камер (узлов ответвлений), насосных станций, узлов автоматического регулирования, неподвижных опор, компенсаторов и других сооружений тепловой сети;
- обеспечить контроль сварных соединений трубопроводов тепловых сетей не неразрушающим методом;
- предоставить утвержденный перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на тепловые сети;
- провести шурфовки тепловых сетей;
- составить исполнительные схемы-генпланы подземных сооружений и коммуникаций на территории организации;
- обеспечить наличие паспортов тепловых сетей с результатами технического освидетельствования;
- обеспечить наличие приборов учета производимой тепловой энергии на котельной;
- назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя;
- установить границы ответственности производственных подразделений за эксплуатацию тепловых энергоустановок;
- составить программу для подготовки работников по новой должности;
- предоставить методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, согласованные специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора;
- обеспечить техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию тепловых сетей;
- провести испытания тепловых сетей на прочность и плотность для выявления дефектов;
- составить акты по результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра, которые утверждаются руководителем предприятия с изданием распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение;
- составить ежегодный календарный план на капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений котельной организации утверждаемым руководителем организации. Составить график планово-предупредительного ремонта на здания и сооружения котельной;
- разработать техническое решение и технологическую схему по проведению консервации оборудования тепловых энергоустановок;
- составить утвержденный акт по результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра, распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение.
В судебном заседании прокурор Центрального района г. Красноярска Вигель А.Н., помощник прокурора Юшин О.В., помощник прокурора Карелина В.О. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель третьего лица Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Малыгин С.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что ответчик длительный период не устраняет нарушения.
Истец Зыкова Л.П. в зал судебного заседания не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика ООО «Орбита» в зал судебного заседания не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица МП «МУК Красноярская» в зал судебного заседания не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу ст. 117, 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду доказательства, суд считает, что требования искового заявления подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Реализация гражданами права на жилище, предусмотренного ст. 40 Конституции Российской Федерации, включает и получение гражданами коммунальных услуг надлежащего качества, то есть права граждан на получение коммунальных услуг неразрывно связано с правом на жилище.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации должны соответствовать требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;
7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 6, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют выполнение требований, установленных правилами оценки готовности к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В силу требований п. 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила), проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с п. 5 Правил проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления (далее - комиссия).
Согласно п. 6 Правил при проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил. Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения.
В пункте 18 Правил предусмотрено, что в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору должны быть проверены:
- наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;
- наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;
- наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;
- выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
Пунктом 13 Правил установлены требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций.
Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки (п. 7 Правил).
При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения (п. 8 Правил).
На основании п. 9 Правил паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований (п. 10 Правил).
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, коммунальные услуги – деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В силу п. 9 указанных Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 №261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года N 115 (далее - Правила от 24.03.2003 года № 115), в соответствии с п. 1.3 которых, электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель назначаются распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации. Для подготовки по новой должности работнику предоставляется срок, достаточный для ознакомления с оборудованием, аппаратурой, схемами и т.п. организации в соответствии с программой, утвержденной руководителем организации. Программа производственного обучения по новой должности предусматривает:
- изучение настоящих правил и нормативно-технических документов по эксплуатации тепловых энергоустановок;
- изучение правил безопасности и других специальных правил, если это требуется при выполнении работы;
- изучение должностных, эксплуатационных инструкций и инструкций по охране труда, планов (инструкций) ликвидации аварий, аварийных режимов;
- изучение устройства и принципов действия технических средств безопасности, средств противоаварийной защиты;
- изучение устройства и принципов действия оборудования, контрольно-измерительных приборов и средств управления;
- изучение технологических схем и процессов;
- приобретение практических навыков пользования средствами защиты, средствами пожаротушения и оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае; приобретение практических навыков управления тепловыми энергоустановками (на тренажерах и других технических средствах обучения). Проверка знаний настоящих Правил, должностных и эксплуатационных инструкций производится:
- первичная - у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием энергоустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3-х лет;
- периодическая - очередная и внеочередная.
Очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в три года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок - не реже 1 раза в год. Проверка знаний настоящих Правил у ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией тепловых энергоустановок, проводится в комиссии органов государственного энергетического надзора (пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.14, 2.3.15, 2.3.20 Правил от 24.03.2003 года № 115).
Пунктами 2.5.6, 2.6.1, 2.6.4, 2.6.5 Правил от 24.03.2003 года № 115 предусмотрено, что энергетические характеристики тепловых сетей составляются по следующим показателям: тепловые потери, потери теплоносителя, удельный расход электроэнергии на транспорт теплоносителя, максимальный и среднечасовой расход сетевой воды, разность температур в подающем и обратном трубопроводах. В организациях необходимо организовать постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых энергоустановок (осмотры, технические освидетельствования). Техническое освидетельствование тепловых энергоустановок производится комиссией, назначенной руководителем организации. В состав комиссии включаются руководители и специалисты структурных подразделений организации. Председателем комиссии, как правило, назначается ответственное лицо за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, либо специалист из теплоэнергетического персонала, имеющий соответствующий уровень квалификации.
Техническое освидетельствование оборудования тепловых энергоустановок и (или) сетей, подконтрольных Госгортехнадзору России, производится в соответствии с правилами Госгортехнадзора России. Теплотехнические испытания, инструментальные измерения и другие диагностические работы на тепловых энергоустановках могут выполняться специализированными организациями. При проведении работ используются соответствующие средства измерений, методики и программы. Средства измерений должны соответствовать требованиям действующих нормативно-технических документов.
Методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, должны быть согласованы специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора.
Согласно п. 2.7.1, 2.7.3, 2.7.4 Правил от 24.03.2003 года № 115 при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Сроки планово-предупредительного ремонта тепловых энергоустановок устанавливаются в соответствии с требованиями заводов-изготовителей или разрабатываются проектной организацией. Перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту, разрабатывается ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и утверждается руководителем организации. Система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов. Годовые планы ремонтов утверждает руководитель организации. При планировании технического обслуживания и ремонта проводится расчет трудоемкости ремонта, его продолжительности (время простоя в ремонте), потребности в персонале, а также в материалах, комплектующих изделиях и запасных частях. В организации составляется перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, утверждаемый техническим руководителем организации, ведется точный учет наличия запасных частей и запасного оборудования и материалов, который пополняется по мере их расходования при ремонтах. Учет, хранение, восполнение аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на складах, цехах, участках, кладовых и т.д. осуществляются согласно действующему в организации порядку материально-технического снабжения и внутренним правилам ведения складского хозяйства. Ответственный за вышеизложенное персонал периодически проверяет условия хранения, восполнение, порядок учета и выдачи запасных частей, материалов, комплектующих изделий, резервного оборудования и т.д., а также используемых средств защиты под общим контролем ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию энергоустановок.
В каждой организации на основании действующих нормативно-технических документов разрабатываются и утверждаются техническое решение и технологическая схема по проведению консервации конкретного оборудования тепловых энергоустановок, определяющие способы консервации при различных видах остановов и продолжительности простоя (п. 2.7.16 Правил от 24.03.2003 года № 115).
Обозначения и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в схемах, чертежах и инструкциях должны соответствовать обозначениям и номерам, выполненным в натуре. Все изменения в тепловых энергоустановках, выполненные в процессе эксплуатации, вносятся в инструкции, схемы и чертежи до ввода в работу за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения. Информация об изменениях в инструкциях, схемах и чертежах доводится до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих инструкций схем и чертежей. Схемы вывешиваются на видном месте в помещении данной тепловой энергоустановки или на рабочем месте персонала, обслуживающего тепловую сеть (п. 2.8.3 Правил от 24.03.2003 года № 115).
Комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению тепловых энергоустановок, выполняемый каждой организацией, включает, в числе прочего, своевременное представление в поверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору (п. 2.9.1 Правил от 24.03.2003 года № 115).
Из положений п. 3.1.2, 3.1.3 Правил от 24.03.2003 года № 115 следует, что при эксплуатации тепловых энергоустановок осуществляется систематический контроль за зданиями и сооружениями. Контроль осуществляют лица из числа управленческого персонала и специалистов организации, прошедших проверку знаний настоящих Правил и назначенных приказом. В каждой организации, эксплуатирующей тепловые установки, составляется и постоянно хранится следующая документация:
- распорядительные документы по предприятию о распределении ответственности за эксплуатацию и ремонты производственных зданий и сооружений для размещения тепловых энергоустановок между руководителями подразделений организации с четким перечнем закрепленных за ними зданий, сооружений, помещений и участков территории;
- копии приказов, распоряжений руководства по вопросам эксплуатации и ремонта производственных зданий и сооружений; приказ или распоряжение о выделении из персонала подразделений организации ответственных за контроль эксплуатации зданий, сооружений и территории, переданных в ведение подразделения, эксплуатирующего тепловые энергоустановки;
- местные инструкции по эксплуатации зданий и сооружений подразделений организации, разработанные на основании типовой с учетом конкретных местных условий;
- схема-генплан организации с нанесением на ней зданий и сооружений и границ деления территории на участки, переданные под ответственность подразделений, эксплуатирующие тепловые энергоустановки;
- исполнительные схемы-генпланы подземных сооружений и коммуникаций на территории организации;
- комплекты чертежей строительной части проектов каждого здания и сооружения организации с исполнительными чертежами и схемами на те конструкции и коммуникации, которые в процессе строительства были изменены против первоначального проектного решения;
- паспорта на каждое здание и сооружение;
- журналы технических осмотров строительных конструкций зданий и сооружений;
- журналы регистрации результатов измерения уровня грунтовых вод в скважинах-пьезометрах и материалы химических анализов грунтовых вод;
- журналы состояния окружающей среды для зданий и сооружений, где периодически возникают или возможны процессы, нарушающие параметры окружающей среды, определяемые санитарными нормами, либо отмечены коррозионные процессы строительных конструкций. Перечень таких зданий и сооружений утверждается руководителем организации;
- информационно-техническая литература, набор необходимых нормативных документов или инструкций по вопросам эксплуатации и ремонта производственных зданий и сооружений;
- утвержденные руководителем должностные инструкции персонала, осуществляющего эксплуатацию территорий, зданий и сооружений для размещения тепловых энергоустановок.
В силу п. 3.3.1, 3.3.3, 3.3.8 Правил от 24.03.2003 года № 115 производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда. Осмотры каждого здания и сооружения организации осуществляются по графику. По результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра составляется акт, который утверждается руководителем предприятия с изданием распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение.
В организациях составляются инструкции по эксплуатации металлических дымовых труб. При этом наблюдения за состоянием металлических дымовых труб при их эксплуатации организовываются со следующей периодичностью:
- визуальный внешний осмотр газоотводящего ствола, фундаментов, опорных конструкций, анкерных болтов, вантовых оттяжек и их креплений - один раз в 3 месяца;
- наблюдение за осадкой фундаментов нивелированием реперов: после сдачи в эксплуатацию до стабилизации осадок (1 мм в год и менее) - один раз в год; после стабилизации осадок - один раз в 5 лет (п. 3.3.14 Правил от 24.03.2003 года № 115).
Капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений котельной выполняют по ежегодным календарным планам, утверждаемым руководителем организации.Организация ремонта и его периодичность осуществляется в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта и настоящими Правилами( п. 3.3.29 Правил от 24.03.2003 года № 115).
Согласно п. 5.1.1, 5.1.2 Правил от 24.03.2003 года № 115 для питания котлов водой допускается применение центробежных и поршневых насосов с электрическим, паровым или ручным приводом. На корпусе каждого насоса прикрепляется табличка, в которой указываются следующие данные:
- наименование завода-изготовителя;
- год изготовления и заводской номер;
- номер по схеме котельной;
- номинальная производительность при номинальной температуре воды;
- частота вращения рабочего колеса центробежных насосов или число ходов поршня для поршневых насосов;
- максимальный напор при номинальной производительности;
- номинальная температура перекачиваемой среды перед насосом.
Пунктом 5.2.5 Правил от 24.03.2003 года № 115 определено, что после капитального ремонта, а также ремонтов, связанных с вырезкой и переваркой участков трубопровода, заменой арматуры и тепловой изоляции, перед включением оборудования в работу проверяются:
- исправность неподвижных и подвижных опор и пружинных креплений;
- размер затяжки пружин подвесок и опор в холодном состоянии;
- исправность индикаторов тепловых перемещений;
- возможность свободного перемещения трубопроводов при их прогреве;
- состояние дренажей и воздушников, предохранительных устройств;
- легкость хода подвижных частей арматуры;
- соответствие сигнализации крайних положений запорной арматуры ("открыто" - "закрыто") на щитах управления ее фактическому положению;
- исправность тепловой изоляции.
Также проводятся гидравлические испытания с целью проверки прочности и плотности отремонтированного участка со всеми элементами и арматурой пробным давлением. Результаты испытаний вносятся в паспорт.
Арматура и фасонные детали трубопроводов должны подвергаться гидравлическому испытанию пробным давлением в соответствии с действующим стандартом.
Минимальная величина пробного давления при гидравлическом испытании должна составлять 1,25 рабочего давления, но не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2).
Максимальная величина пробного давления устанавливается расчетом на прочность по нормативно-технической документации, согласованной с Госгортехнадзором России.
Величину пробного давления выбирает предприятие-изготовитель (проектная организация) в пределах между минимальным и максимальным значениями.
Общий порядок, последовательность и условия выполнения основных технологических операций, обеспечивающих безаварийную и экологически безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, устанавливается инструкциями по эксплуатации, противоаварийной инструкцией, утвержденными техническим руководителем организации, с учетом инструкций заводов-изготовителей и настоящих Правил (п. 5.3.1 Правил от 24.03.2003 года № 115).
В процессе пусконаладочных испытаний и на их основе устанавливается режим работы котлов и другого оборудования котельной установки и разрабатываются режимные карты. Режимные карты по эксплуатации котлов, утвержденные техническим руководителем организации, должны находиться на щитах управления (п. 5.3.4 Правил от 24.03.2003 года № 115).
Предохранительные клапаны должны иметь табличку с указанием:
- давления срабатывания клапана;
- срока проведения испытания;
- срока следующего проведения испытания ( п. 5.3.25 Правил от 24.03.2003 года № 115).
Гидравлические испытания проводятся на вновь смонтированных установках, после проведения ремонта, а также периодически не реже одного раза в 3 года (п. 5.3.43 Правил от 24.03.2003 года № 115).
Техническое освидетельствование установок (внешний, внутренний осмотр, испытания на прочность и плотность) производить до пуска в работу и периодически в процессе эксплуатации. Все результаты освидетельствования заносятся в паспорта оборудования (п. 5.4.10 Правил от 24.03.2003 года № 115).
Проверке неразрушающими методами контроля подвергаются сварные соединения трубопроводов в соответствии с объемами и требованиями, установленными Госгортехнадзором России (п. 6.1.11 Правил от 24.03.2003 года № 115).
В силу п. 6.2.5, 6.2.6 Правил от 24.03.2003 года № 115 в организации составляются и постоянно хранятся:
- план тепловой сети (масштабный);
- оперативная и эксплуатационная (расчетная) схемы;
- профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления;
- перечень газоопасных камер и проходных каналов.
На план тепловой сети наносятся соседние подземные коммуникации (газопровод, канализация, кабели), рельсовые пути электрифицированного транспорта и тяговые подстанции в зоне не менее 15 м от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети или бесканального трубопровода по обе стороны трассы. На плане тепловой сети систематически отмечаются места и результаты плановых шурфовок, места аварийных повреждений, затоплений трассы и переложенные участки.
План, схемы, профили теплотрасс и перечень газоопасных камер и каналов ежегодно корректируются в соответствии с фактическим состоянием тепловых сетей.
Все изменения вносятся за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения.
Информация об изменениях в схемах, чертежах, перечнях и соответствующие этому изменения в инструкциях доводятся до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих документов.
На планах, схемах и пьезометрических графиках обозначаются эксплуатационные номера всех тепломагистралей, камер (узлов ответвлений), насосных станций, узлов автоматического регулирования, неподвижных опор, компенсаторов и других сооружений тепловой сети.
На эксплуатационных (расчетных) схемах подлежат нумерации все присоединенные к сети системы потребителя, а на оперативных схемах, кроме того, секционирующая и запорная арматура.
Арматура, установленная на подающем трубопроводе (паропроводе), обозначается нечетным номером, а соответствующая ей арматура на обратном трубопроводе (конденсатопроводе) - следующим за ним четным номером.
В процессе эксплуатации все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов не позже, чем через две недели после окончания отопительного сезона (п. 6.2.13 Правил от 24.03.2003 года № 115).
Согласно 6.2.34 Правил от 24.03.2003 года № 115 для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций следует периодически производить шурфовки на тепловой сети.
Плановые шурфовки проводятся по ежегодно составляемому плану, утвержденному ответственным лицом за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и (или) тепловых сетей (техническим руководителем) организации.
Количество ежегодно проводимых шурфовок устанавливается в зависимости от протяженности сети, способов прокладок и теплоизоляционных конструкций, количества ранее выявленных коррозионных повреждений труб, результатов испытаний на наличие потенциала блуждающих токов.
На 1 км трассы предусматривается не менее одного шурфа.
На новых участках сети шурфовки начинаются с третьего года эксплуатации.
В соответствии с п. 6.2.60 Правил от 24.03.2003 года № 115 гидравлические режимы водяных тепловых сетей разрабатываются ежегодно для отопительного и летнего периодов; для открытых систем теплоснабжения в отопительный период режимы разрабатываются при максимальном водоразборе из подающего и обратного трубопроводов и при отсутствии водоразбора.
Мероприятия по регулированию расхода воды у потребителей составляются для каждого отопительного сезона.
Очередность сооружения новых магистралей и насосных станций, предусмотренных схемой теплоснабжения, определяется с учетом реального роста присоединяемой тепловой нагрузки, для чего в организации, эксплуатирующей тепловую сеть, разрабатываются гидравлические режимы системы теплоснабжения на ближайшие 3 - 5 лет.
Положениями п. 11.1 Правил от 24.03.2003 года № 115 предусмотрено, что при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются:
- устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
- испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность;
- шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб;
- промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления;
- испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами;
- разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.
Положениями п. 12.1 Правил от 24.03.2003 года № 115 предусмотрена обязанность организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла. Не допускать образование накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления.
Выбор способов деаэрации питательной воды паровых котлов и подпиточной воды тепловой сети, способов подготовки воды для подпитки котлов и подпитки систем теплоснабжения, разработка технологий водоподготовки должны производиться специализированной (проектной, наладочной) организацией с учетом качества исходной (сырой) воды, назначения котельной, санитарных требований к теплоносителю, требований, определяемых конструкцией теплопотребляющего оборудования, условий безопасной эксплуатации, технико-экономических показателей и в соответствии с требованиями заводов-изготовителей
Внутрикотловой водно-химический режим и его коррекция определяются специализированной наладочной организацией на основании теплотехнических испытаний.
Эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды не допускается.
Любые изменения проектных схем и конструкций оборудования, которые могут влиять на работу водоподготовительных установок, а также на водно-химический режим котельной, согласовываются со специализированной (проектной, наладочной) организацией(п. 12.4 Правил от 24.03.2003 года № 115).
В силу п. 15.1.3 Правил от 24.03.2003 года № 115 в организации, осуществляющей производственную деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии, организовывается круглосуточное оперативное управление оборудованием, задачами которого являются:
- ведение требуемого режима работы;
- производство переключений, пусков и остановов;
- локализация аварий и восстановление режима работы;
- подготовка к производству ремонтных работ.
Согласно Закону о прокуратуре требования прокурора, следующие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 этого Закона (п. 3 ст. 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24).
Требования прокурора, изложенные в представлении, носят обязательный характер для исполнения, поскольку буквальное толкование ст. 24 Закона о прокуратуре обязывает лицо, в адрес которого внесено представление, в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений. За неисполнение этого требования указанное лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП, если акт прокурорского реагирования не будет признан незаконным в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, между ООО «Орбита» и МП «МУК Красноярская» заключен договор теплоснабжения от 01.06.2018 в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги. Согласно данному договору ресурсоснабжающая организация ООО «Орбита» осуществляет теплоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Енисейским управлением Ростехнадзора в адрес ООО «Орбита» выдано предписание № 11/150-Т от 15.08.2019, согласно которому при проведении проверки готовности объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период выявлено 58 нарушений в деятельности теплоснабжающей организации, по которым ответчик должен принять соответствующие меры, направленные на их устранение.
Согласно акту проверки № 11/349/5335-р/кр/2019 от 27.12.2019 Енисейским управлением Ростехнадзора, с 09.12.2019 по 27.12.2019 проведена повторная внеплановая выездная проверка ранее выданного предписания № 11/150-Т от 15.08.2019 по подготовке ООО «Орбита» к работе в осенне-зимний период.
По итогам проверки установлено, что из 58 пунктов выполнены только 25. В связи с этим Енисейским управлением Ростехнадзора в адрес ООО «Орбита» выдано новое предписание, № 11/173-Т от 27.12.2019 содержащее 33 пункта со сроком исполнения до 14.08.2020, которые до настоящего времени не выполнены.
Ввиду вышеизложенного, прокуратурой района 07.08.2020 в адрес теплоснабжающей организации ООО «Орбита» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое фактически не рассмотрено, меры по устранению выявленных нарушений не приняты, результаты рассмотрения представления в прокуратуру района не сообщены.
04.09.2020 в прокуратуру Центрального района г. Красноярска обратилась Зыкова Л.П., проживающей в <адрес>, расположенной в <адрес> в г. Красноярске об обращении прокурора в ее интересах в суд с исковым заявлением о защите ее жилищных прав в части некачественного предоставления услуг теплоснабжения вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
07.09.2020 прокуратурой района совместно со специалистом Енисейского управления Ростехнадзора проведена выездная проверка теплоснабжающей организации ООО «Орбита», что подтверждается справкой старшего инспектора отдела по надзору в теплоэнергетике Енисейского управления Ростехнадзора Лошаковой А.И. от 08.09.2020. В результате данной проверки выявлены следующие 39 нарушений:
- ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ТЭУ не прошел проверку знаний правил в комиссии органов государственного энергетического надзора (нарушение п. 2.3.20 ПТЭТЭ);
- отсутствует проверка знаний правил у персонала, непосредственно эксплуатирующего тепловые энергоустановки (п. 2.3.15 ПТЭТЭ);
- отсутствует график проверки знаний персонала, обслуживающего ТЭУ, утвержденный ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ТЭУ (п. 2.3.19 ПТЭТЭ);
- отсутствует приказ (распоряжение) о назначении комиссии по проведению технического освидетельствования ТЭУ из числа руководителей и специалистов структурных подразделений организации (п. 2.6.4 ПТЭТЭ);
- при эксплуатации тепловых энергоустановок не осуществляется систематический контроль за зданиями и сооружениями из числа управленческого персонала и специалистов организации, прошедших проверку знаний настоящих Правил и назначенных приказом (п. 3.1.2 ПТЭТЭ);
- в организации, эксплуатирующей тепловые установки, отсутствует исполнительная документация на здания и сооружения (п. 3.1.3 ПТЭТЭ);
- не проводится инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовой трубы с привлечением специализированной организации – один раз в 3 года (п. 3.3.14 ПТЭТЭ);
- не проводится наблюдение за осадкой фундаментов нивелированием реперов (п. 3.3.14 ПТЭТЭ);
- на котельной не организован водно-химический режим (п. 12.1 ПТЭТЭ);
- не проводятся гидравлические испытания на установках, после проведения ремонта, а также периодически не реже одного раза в 3 года (п. 5.3.43 ПТЭТЭ);
- на насосном оборудовании отсутствуют эксплуатационные таблички (п. 5.1.2 ПТЭТЭ);
- не обеспечено своевременное представление на поверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору (п. 2.9.1 ПТЭТЭ);
- отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (п. 15.1.3 ПТЭТЭ);
- на котельной не организована система деаэрации подпиточной воды тепловой сети (п. 12.4 ПТЭТЭ);
- предохранительные клапаны не имеют таблички с указанием давления срабатывания клапана, срока проведения проверки, срока следующего проведения испытания (п. 5.3.25 ПТЭТЭ);
- отсутствуют схемы с обозначениями и номерами оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в помещениях котельных (п. 2.8.3 ПТЭТЭ);
- на щитах управления котлов отсутствуют режимные карты по эксплуатации (п. 5.3.4 ПТЭТЭ);
- не составлены энергетические характеристики тепловых сетей (п. 2.5.6 ПТЭТЭ);
- не проверяются после капитального ремонта, а также ремонтов, связанных с вырезкой и переваркой участков трубопровода, заменой арматуры и тепловой изоляции, перед включением оборудования в работу исправность опор и пружинных креплений, размер затяжки пружин подвесок и опор, исправность индикаторов тепловых перемещений, возможность свободного перемещения трубопроводов, состояние дренажей и воздушников, предохранительных устройств, легкость хода подвижных частей арматуры, соответствие сигнализации крайних положений запорной арматуры, исправность тепловой изоляции (п. 5.2.5 ПТЭТЭ);
- не разработаны эксплуатационные режимы систем теплоснабжения, а также мероприятия по их внедрению (п. 11.1 ПТЭТЭ);
- в организации отсутствуют профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления (п. 6.2.5 ПТЭТЭ);
- в организации не разработаны гидравлические режимы водяных тепловых сетей (п. 6.2.60 ПТЭТЭ);
- отсутствуют планы, схемы и пьезометрические графики с обозначением эксплуатационных номеров всех тепломагистралей, камер (узлов ответвлений), насосных станций, узлов автоматического регулирования, неподвижных опор, компенсаторов и других сооружений тепловой сети (п. 6.2.6 ПТЭТЭ);
- сварные соединения трубопроводов тепловых сетей не подвергнуты неразрушающим методом контроля (п. 6.1.11 ПТЭТЭ);
- не предоставлен утвержденный перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на тепловые сети (п. 2.7.3, п. 2.7.4 ПТЭТЭ);
- не проводятся шурфовки тепловых сетей (п. 6.2.34 ПТЭТЭ);
- отсутствуют исполнительные схемы-генпланы подземных сооружений и коммуникаций на территории организации (п. 3.1.3 ПТЭТЭ);
- отсутствуют паспорта тепловых сетей с результатами технического освидетельствования (п. 5.4.10, п. 2.6.1 ПТЭТЭ);
- отсутствуют приборы учета производимой тепловой энергии на котельной (ч. 1, 2 ст. 13 ФЗ от 21.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
- не назначены ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель (п. 2.1.2 ПТЭТЭ);
- не установлены границы ответственности производственных подразделений за эксплуатацию тепловых энергоустановок (п. 1.3 ПТЭТЭ);
- отсутствует программа для подготовки работников по новой должности (п. 2.3.4, п. 2.3.5 ПТЭТЭ);
- не предоставлены методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, согласованные специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора (п. 2.6.5 ПТЭТЭ);
- не обеспечено техническое обслуживание, ремонт, модернизация и реконструкция тепловых сетей (п. 2.7.1 ПТЭТЭ);
- тепловые сети не подвергаются испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов (п. 6.2.13 ПТЭТЭ);
- по результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра не составляются акты, которые утверждаются руководителем предприятия с изданием распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение (п. 3.3.8 ПТЭТЭ);
- нет ежегодного календарного плана на капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений котельной организации утверждаемым руководителем организации. Отсутствует график планово-предупредительного ремонта на здания и сооружения котельной (п. 3.3.29 ПТЭТЭ);
- не разработано техническое решение и технологическая схема по проведению консервации оборудования тепловых энергоустановок (п. 2.7.16 ПТЭТЭ);
- отсутствует утвержденный акт по результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра, распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение (п. 3.3.8 ПТЭТЭ).
17.09.2020 ООО «Орбита» в адрес Енисейского управления Ростехнадзора направлено ходатайство о переносе сроков исполнения предписаний от 15.08.2019 № 11/150-Т и от 27.12.2019 № 11/173-Т до 31.01.2021, в котором указано, что на 17.09.2020 им устранено 19 пунктов предписания и в работе на данном этапе имеется только 7 пунктов.
23.09.2020 Енисейским управлением Ростехнадзора в адрес ООО «Орбита» направлено уведомление об удовлетворении его ходатайства – срок для выполнения предписания от 15.08.2019 № 11/150-Т и предписания от 27.12.2019 № 11/173-Т продлен до 31.01.2021.
Доказательства выполнения предписания ответчиком в материалы дела не представлены.
Разрешая заявленные требования о возложении обязанности устранить нарушения, препятствующие началу отопительного периода 2020-2021 годов, суд пришел к следующему.
Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов Зыковой Л.П. и неопределенного круга лиц на гарантированное обеспечение тепловой энергией в необходимом количестве. Обоснованность требований подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств. Перенос сроков исполнения предписаний не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований по возложению обязанностей, которые длительное время оставлены без исполнения ответчиком, принимая во внимание отсутствие в требованиях истца определенных сроков устранения нарушений.
При таких обстоятельствах, учитывая наступление отопительного периода 2020-2021 годов, суд приходит к выводу о правомерности заявленных истцом исковых требований.
Суд считает состоятельным довод прокурора о том, что ООО «Орбита» обязано своевременно обеспечить потребителей тепловой энергией, не устранение указанных нарушений может привести к возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой аварийное отключение объектов, в том числе многоквартирного дома, обслуживаемого ООО «Орбита» и, как следствие, возникновение угрозы для жизни и здоровья граждан.
С ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию 300 рублей государственной пошлины, в порядке ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Центрального района г. Красноярска в интересах Зыковой Любови Петровны удовлетворить.
Обязать ООО «Орбита» устранить нарушения, выявленные прокуратурой района совместно со специалистом Енисейского управления Ростехнадзора и препятствующих началу отопительного периода 2020-2021 годов, а именно:
- ответственному за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ТЭУ пройти проверку знаний правил в комиссии органов государственного энергетического надзора;
- провести проверку знаний правил у персонала, непосредственно эксплуатирующего тепловые энергоустановки;
- составить график проверки знаний персонала, обслуживающего ТЭУ, утвержденный ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ТЭУ;
- издать приказ (распоряжение) о назначении комиссии по проведению технического освидетельствования ТЭУ из числа руководителей и специалистов структурных подразделений организации;
- при эксплуатации тепловых энергоустановок осуществлять систематический контроль за зданиями и сооружениями из числа управленческого персонала и специалистов организации, прошедших проверку знаний настоящих Правил и назначенных приказом;
- обеспечить наличие в организации, эксплуатирующей тепловые установки, исполнительную документацию на здания и сооружения;
- провести инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовой трубы с привлечением специализированной организации;
- организовать наблюдение за осадкой фундаментов нивелированием реперов;
- организовать на котельной водно-химический режим;
- провести гидравлические испытания на установках, после проведения ремонта, а также периодически не реже одного раза в 3 года;
- обеспечить наличие на насосном оборудовании эксплуатационных табличек;
- обеспечить своевременное представление на поверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору;
- составить план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий;
- организовать на котельной систему деаэрации подпиточной воды тепловой сети;
- обеспечить наличие табличек на предохранительных клапанах с указанием давления срабатывания клапана, срока проведения проверки, срока следующего проведения испытания;
- составить схемы с обозначениями и номерами оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в помещениях котельных;
- на щитах управления котлов обеспечить наличие режимных карт по эксплуатации;
- составить энергетические характеристики тепловых сетей;
- обеспечить проверку после капитального ремонта, а также ремонтов, связанных с вырезкой и переваркой участков трубопровода, заменой арматуры и тепловой изоляции, перед включением оборудования в работу исправность опор и пружинных креплений, размер затяжки пружин подвесок и опор, исправность индикаторов тепловых перемещений, возможность свободного перемещения трубопроводов, состояние дренажей и воздушников, предохранительных устройств, легкость хода подвижных частей арматуры, соответствие сигнализации крайних положений запорной арматуры, исправность тепловой изоляции;
- разработать эксплуатационные режимы систем теплоснабжения, а также мероприятия по их внедрению;
- обеспечить наличие в организации профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления;
- разработать в организации гидравлические режимы водяных тепловых сетей;
- составить планы, схемы и пьезометрические графики с обозначением эксплуатационных номеров всех тепломагистралей, камер (узлов ответвлений), насосных станций, узлов автоматического регулирования, неподвижных опор, компенсаторов и других сооружений тепловой сети;
- обеспечить контроль сварных соединений трубопроводов тепловых сетей не неразрушающим методом;
- предоставить утвержденный перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на тепловые сети;
- провести шурфовки тепловых сетей;
- составить исполнительные схемы-генпланы подземных сооружений и коммуникаций на территории организации;
- обеспечить наличие паспортов тепловых сетей с результатами технического освидетельствования;
- обеспечить наличие приборов учета производимой тепловой энергии на котельной;
- назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя;
- установить границы ответственности производственных подразделений за эксплуатацию тепловых энергоустановок;
- составить программу для подготовки работников по новой должности;
- предоставить методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, согласованные специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора;
- обеспечить техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию тепловых сетей;
- провести испытания тепловых сетей на прочность и плотность для выявления дефектов;
- составить акты по результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра, которые утверждаются руководителем предприятия с изданием распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение;
- составить ежегодный календарный план на капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений котельной организации утверждаемым руководителем организации. Составить график планово-предупредительного ремонта на здания и сооружения котельной;
- разработать техническое решение и технологическую схему по проведению консервации оборудования тепловых энергоустановок;
- составить утвержденный акт по результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра, распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение.
Взыскать с ООО «Орбита» в доход местного бюджета 300 рублей государственной пошлины.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решений суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение суда изготовлено 16.10.2020.
Председательствующий судья: Е.В. Бобылева
Копия верна. Подписано судьей.