Дело № 12-116/2017
Р Е Ш Е Н И Е
27 июня 2017 года г. Ярославль
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Хахиной А.М.
при секретаре Трофиловой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Громова А.С.
на постановление № II-058-14 старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Воробьевой М.В. от 16 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ
у с т а н о в и л :
Постановлением № II-058-14 старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Воробьевой М.В. от 16 мая 2017 г. Громов А.С. как должностное лицо – директор по производству ЗАО «Агрофирма «Пахма» привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В постановлении указано, что по результатам проверки (акт от 28.04.2017 г. № 10-20), проведенной в отношении ЗАО «Агрофирма «Пахма», установлено, что общество имеет лицензию на пользование недрами от 12.02.2014 г. ЯРЛ 00028 ВП с целевым назначением – геологическое изучение недр для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, технологического обеспечения водой объектов (животноводческих комплексов). Срок окончания действия лицензии – 31.03.2019 г. Участни недр, предоставленные обществу для добычи пресных подземных вод, расположены в д.Богослов, д.Медведково, д.Сабельницы Ярославского муниципального района Ярославской области. Обществом не были выполнены условия лицензионного соглашения:
- пп. 4.2.2 п.4 – в срок до 31.12.2014 г. ЗАО «Агрофирма «Пахма» необходимо было разработать проект геологического изучения участков недр;
- пп.4.2.3 п.4 – в срок не позднее 3 лет с даты государственной регистрации лицензии выполнить комплекс геофизических исследований, опытно-фильтрационные работы и пр.
Кроме того, отчет о выполнении условий пользования недрами ЗАО «Агрофирма Пахма» не предоставлен в Отдел геологии и лицензировании по Ярославской области в установленные условиями сроки, тем самым нарушен п. 9 условий пользования недрами, указанными в приложении 1 лицензии ЯРЛ 00028 ВП.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 приказа Федеральной службы государственной статистики от 07.07.2011 г. № 308 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод», статистический отчет по форме 4-ЛС («Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод») пользователями недр предоставляется до 20 января в территориальный орган Роснедра в субъекте Российской Федерации. Указанная форма статистической отчетности ЗАО «Агрофирма «Пахма» в установленные законом сроки не предоставлена, тем самым нарушен п. 12 условий пользования недрами лицензии ЯРЛ 00028.
В нарушении п. 7, пп. 11.1.5 п. 11 условий пользования недрами, указанными в приложении 1 лицензии ЯРЛ 00028 ВП, проект зон санитарной охраны для водозаборных скважин ЗАО «Агрофирма «Пахма» не предоставлен.
Указано, что в соответствии с должностной инструкцией, меры по обеспечению соблюдения требований законодательства по охране окружающей среды принимает директор по производству. Согласно приказу от 10.02.2014 г., директором по производству назначен Громов А.С., которым не были приняты меры к соблюдению условий пользования недрами, указанных в приложении 1 лицензии ЯРЛ 00028 ВП, чем нарушены п.4, 5, 10 ст.22 Федерального закона от 21.02.1992 г. № 2395-I «О недрах».
Громов А.С. обратился в суд с жалобой на указанное выше постановление, просил данное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывал на то, что отсутствует событие административного правонарушения, не верно определен субъект правонарушения. На момент проверки скважины в д.Сабельницы, д.Медведково переданы ОРГАНИЗАЦИЯ о чем имеются соответствующие акты приема-передачи. На балансе заявителя находится 2 скважины в с.Богослов, которые обеспечивают водой население данного села, и которые общество пытается передать в ведомство Ярославского муниципального района, так как водоснабжение является социальной функцией органов местного самоуправления. Также указывает на отсутствие состава административного правонарушения, так как отсутствует вина в совершении правонарушения, поскольку заявитель считал, что ЯМР, приняв скважины, выполнит условия лицензии. Отчет о выполнении условий пользования недрами предоставлен не был, однако водный налог обществом уплачен своевременно. Также указывает на то, что в приложении 1 к лицензии на пользование недрами не указано, что заявитель обязан иметь проект зон санитарной охраны, при этом существующие скважины огорожены надлежащим образом, доступа посторонних лиц не имеется.
Также ссылается на то, что отсутствует какая-либо действительно значимая общественная опасность деяния и причиненного вреда, с учетом конкретных обстоятельств дела возможно применить правила ст.2.9 КоАП РФ, либо положения ст.4.1.1 КоАП РФ.
Громов А.С. в судебном заседании просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его защитника.
Защитник Громова А.С. по устному ходатайству Бородина Н.В. доводы жалобы в судебном заседании поддержала, дала пояснения аналогичные описательной части решения. Также пояснила, что при проверке предоставлялись акты приемки-передачи скважин в д.Сабельницы и д.Медведково, подробные объяснения, однако это не было учтено административным органом.
Представитель административного органа – Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по доверенности Парамонова К.М. в суд не явилась, представила отзыв, в котором возражала против удовлетворения жалобы.
Заслушав защитника Громова А.С., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему:
В судебном заседании установлено, что в период с 03 по 28 апреля 2017 г. на основании распоряжения заместителя директора департамента – председателя комитета государственного экологического надзора от 20.03.2017 г. № 141 проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении ЗАО «Агрофирма «Пахма» с целью проверки соблюдения обязательных требований действующего законодательства в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Извещение о проведении вышеуказанной проверки и распоряжение получено ЗАО «Агрофирма «Пахма» 28.03.2017 г.
Согласно акта проверки № 10-20 от 28.04.2017 г. выявлены нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении.
Из лицензии на пользование недрами ЯРЛ 00028 ВП, сроком действия до 31.03.2019 г., выданной ЗАО «Агрофирма «Пахма» следует, что она выдана в целях геологического изучения недр для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, технологического обеспечения водой объектов промышленности в д.Богослов (скважины № 3189, 3197), д.Медведково (скважины № 2842, 2395-1), д.Сабельницы (скважина № 2810) Ярославского района Ярославской области. Приложением № 1 к данной лицензии предусмотрены Условия пользования недрами (далее – Условия).
Пунктом 4.2.2 данных Условий предусмотрено, что недропользователь в срок до 31.12.2014 г. обязан разработать проект геологического изучения участков недр и согласовать в установленном порядке. Пунктом 4.2.3 установлено, что недропользователь в срок не позднее 3-х лет с даты государственной регистрации лицензии выполнить комплекс геофизических исследований, опытно-фильтрационные работы, гидрогеохимическое опробование подземных вод, химико-аналитические исследования качества воды.
Пунктом 7 данных Условий установлено, что водозаборы подземных вод должны быть размещены таким образом, чтобы имелась возможность создания первого пояса зоны санитарной охраны в соответствии с требованиями государственного санитарного надзора.
Согласно п.9 Условий недропользователь обязан своевременно в установленном порядке должен предоставлять информационный отчет о выполнении Условий пользования недрами в Отдел геологии и лицензирования по Ярославской и Тверской областям Департамента по недропользованию по ЦФО. Сроки предоставления: за 6 и 9 месяцев – до 1 числа месяца, после отчетного периода, за год – до 25 декабря текущего года.
Пунктом 11.5 Условий установлено, что владелец лицензии обязан обеспечивать соблюдение других требований законодательства РФ, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ.
Пунктом 12.2 Условий предусмотрены существенные условия пользования недрами, к которым в том числе относятся своевременное предоставление отчетности.
В судебном заседании установлено, что действительно со стороны недропользователя ЗАО «Агрофирма «Пахма» имело место нарушение Условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии.
Согласно приказа № 26а от 10.02.2014 г. Громов А.С. переведен заместителем генерального директора по производству ЗАО «Агрофирма «Пахма». В силу п.5 должностной инструкции Громов А.С. принимает меры по охране окружающей среды.
Действия Громова А.С. правильно квалифицированы по ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ как пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
В силу своих должностных обязанностей Громов А.С. должен был принимать меры по соблюдению требований по охране окружающей среды, руководить в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
Считаю несостоятельным доводы жалобы о том, что Громов А.С. не является субъектом административного правонарушения, что отсутствует его вина.
ЗАО «Агрофирма «Пахма» в силу выданной лицензии является недропользователем и обязано соблюдать Условия пользования недрами.
Факт нарушения данных Условий подтверждается актом проверки, оснований не доверять которому, не имеется.
Громов А.С. как должностное лицо в силу своей должностной инструкции обязан был принимать меры к выполнению Условий пользования недрами, приложением к лицензии.
Вместе с тем, суд считает, что постановление подлежит изменению в части назначенного наказания по следующим основаниям:
Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора) юридического лица. Громов А.С. ранее не привлекался к административной ответственности.
Из актов о приеме-передачи объектов социальной сферы от 15.04.2016 г. следует, что скважины, расположенные в д.Медведково, д.Сабельницы Ярославского района Ярославской области переданы в ОРГАНИЗАЦИЯ однако данные участки недр не были исключены из перечня участков недр, указанных в лицензии. Сведений о том, что в результате нарушения условий пользования недрами, выразившихся в непредоставлении необходимой отчетности, наступили какие-либо неблагоприятные последствия, в материалах дела не содержится.
На основании вышеизложенного считаю, что наказание в виде штрафа, назначенное Громову А.С.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 1 - 30.9 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление № II-058-14 старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Воробьевой М.В. от 16 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в отношении Громова А.С. изменить, заменив в соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ назначенное наказание в виде административного штрафа наказанием в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд Ярославской области.
Судья А.М.Хахина