Решение по делу № 2-558/2016 ~ М-559/2016 от 20.06.2016

дело №2-558/2016 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2016 года                                                                                  город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего - судьи Лайпановой З.Х.,

при секретаре судебного заседания - Васильченко Т.В.,

с участием:

прокурора - помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Узденова М.М.,

представителя ответчика администрации Усть-Джегутинского муниципального района - Салпагарова Р.Б, действующего на основании доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена),

представителя ответчика муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» - заведующей Биджиевой ФИО7, действующей на основании учредительных документов и распоряжения о назначении на должность (номер обезличен) от (дата обезличена),

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по иску Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, заявленному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Усть-Джегутинского муниципального района и муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» о возложении обязанности выделить денежные средства, необходимые для организации физической охраны в образовательной организации, и организовать физическую охрану образовательной организации в срок 6 месяцев,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском, заявленным в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Усть-Джегутинского муниципального района и муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» о возложении обязанности выделить денежные средства, необходимые для выполнения указанных работ и устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности образовательной организации, организовать физическую охрану образовательной организации в срок 6 месяцев.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой с участием сотрудников ОВО Отдела МВД России по Усть-Джегутинскому району, безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений Усть-Джегутинского муниципального района установлено, что в МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» работа по обеспечению надлежащей охраны жизни и здоровья детей в ходе образовательного процесса не налажена и находится в неудовлетворительном состоянии, что является недопустимым. В МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской», посещаемом несовершеннолетними детьми и являющимся местом массового пребывания людей, не созданы меры безопасности их пребывания. В данном учреждении организация пропускного режима не осуществляется должным образом, учреждение не может считаться обеспеченным, в силу требований действующего законодательства, защитой от возможных террористических посягательств и чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п.п. 3, 9 раздела 4 Единого регионального стандарта безопасности образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики охрану в образовательной организации должна осуществлять охранная организация (подразделения ФГУП «Охрана» МВД России по Карачаево- Черкесской Республике, либо частная охранная организация, имеющие лицензию на ведение охранной деятельности), в образовательной организации необходимо наличие пропускного режима для прохода в здание образовательной организации работников и обучающихся, обеспечиваемого штатными охранниками, а так же путем привлечения на договорной основе частных охранных организаций, ФГУП (охрана МВД России по КЧР) (далее - охранные организации), в том числе за счет внебюджетных средств, либо назначенными на основании распорядительного акта образовательной организации работниками данной образовательной организации (далее - лица, ответственные за охрану). В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района. В соответствии с п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Учредителем данной образовательной организации является муниципальное образование - «Администрация Усть-Джегутинского муниципального района». Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет администрация Усть-Джегутинского муниципального района. Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств. Таким образом, администрация Усть-Джегутинского муниципального района, обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества казенной организации, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных организациях. Законодательство Российской Федерации не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Администрация района наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, администрация Усть-Джегутинского муниципального района наделена вышеперечисленными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст.ст. 20, 38, 41, Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья, детство находится под защитой государства. Статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» определено, что целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация создает необходимые условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Согласно ч. 6,7 ст. 28 №ФЗ-273, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность, создавая безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Согласно ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 г. №2446-1 «О безопасности», безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В силу ст.ст. 2, 3, 20 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», террористический акт - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях; борьба с терроризмом - это деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности. Основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма. Отсутствие надлежащей охраны охранными предприятиями, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, большинство из которых дети, и не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», Правительством Российской Федерации утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. Согласно пункту 24 указанных требований, в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. Имеющиеся в образовательной организации средства предупреждения преступных посягательств нельзя признать достаточными. Образовательная организация является объектом массового пребывания людей, в том числе несовершеннолетних детей, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отсутствие охраны в данном образовательном учреждении отрицательно сказывается на безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечены надлежащим образом антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательной организации, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. В связи с этим, осуществление деятельности образовательной организации при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, несовершеннолетних детей, а также ущерб имуществу. Необходимость организации надлежащей физической охраны образовательного учреждения направлена на достижение конституционно значимых целей государства по противодействию терроризму. Таким образом, отсутствие охраны, препятствует обеспечению надлежащего пропускного режима на территории образовательной организации, в целях обеспечения безопасности детей и других лиц во время образовательного процесса и способствует свободному доступу посторонних лиц на территорию образовательной организации и совершению общественно-опасных преступных деяний, что может повлечь за собой нежелательные последствия. Подобное состояние защищенности детей от преступных посягательств ежегодно приводит к трагическим случаям во многих общеобразовательных организациях Российской Федерации. Обеспечение физической охраной способствует профилактике террористических проявлений и обеспечению реальной защиты обучающихся и персонала от террористических и иных посягательств. Неисполнение требований законодательства должностными лицами образовательной организации и Администрации Усть-Джегутинского муниципального района, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, обучающихся, а также работников организации. В соответствии с п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора, что указывает на принятие Российской Федерацией обязательств, в том числе международно-правовых, по обеспечению безопасности несовершеннолетних детей. Таким образом, в ходе проверки установлено, что вышеуказанные полномочия, отнесенные действующим законодательством к компетенции администрации района, а также образовательной организации, не выполняются, о чем свидетельствуют сведения, полученные из отдела образования Администрации Усть-Джегутинского муниципального района, об отсутствии охраны в образовательных организациях. Поскольку граждане, реализуя свое право на свободу, постоянно меняют место жительства, место учебы в образовательных учреждениях, определить точное количество детей, чьи права нарушены в результате отсутствия физической охраны в образовательной организации не представляется возможным. Наличие выявленных нарушений влекут за собой нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - несовершеннолетних и работников образовательной организации, противоречат принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся воспитанников и других лиц во время образовательного процесса, способствуют нарушению прав граждан, предусмотренных ст.2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человеческая жизнь является высшей ценностью.

Определением судьи Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 июня 2016 года поданное Усть-Джегутинским межрайонным прокурором исковое заявление было оставлено без движения в виду несоответствия искового заявления требованиям, предъявляемым нормами статей 131, 132 ГПК РФ.

В срок, установленный вышеуказанным определением от 24 июня 2016 года, Усть-Джегутинским межрайонным прокурором представлено исковое заявление по тем же основанием, но с изменением исковых требований, изложенных в следующей редакции: обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района выделить денежные средства, необходимые для организации физической охраны в образовательной организации МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской», обязать МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» организовать физическую охрану образовательной организации в срок 6 месяцев.

В ходе производства по делу в порядке статьи 39 ГПК РФ исковые требования прокурором были уточнены и изложены в следующей редакции: обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района и муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» оборудовать главный вход в здание муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» постом лицензированной физической охраны.

В судебном заседании прокурор, поддержав заявленные требования в последней редакции и доводы, приведенные в их обоснование, просил иск удовлетворить в полном объеме, полагая, что наличие такой охраны обеспечит защиту учащихся и работников образовательного учреждения от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения в здание образовательного учреждения.

Представитель ответчика администрации Усть-Джегутинского муниципального района, не признав исковые требования, полагал необходимым в иске отказать в виду необоснованности, поскольку согласно пунктам 4.3,4.9 Единого регионального стандарта безопасности образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики от 27 июля 2015 года, утвержденного Главой Карачаево-Черкесской Республики, охрана в образовательной организации может осуществляться, в том числе, лицами, состоящими в штате образовательной организации, то есть штатными сторожами и вахтерами, с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел. В штате образовательных учреждений имеются штатные сторожа, вахтеры, утверждены инструкции, разработаны паспорта безопасности. Более того, в соответствии со статьей 421 ГК РФ установлен принцип свободы договора, понуждение к заключению договора не допускается, однако, заявляя рассматриваемые требования, прокурор полагает, что образовательное учреждение обязано заключить договор с организацией, специально учрежденной для выполнения охранной деятельности, и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, в то время как действующее законодательство не обязывает образовательные учреждения заключать договоры на охрану. Пунктом 5 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, где расходными обязательствами муниципалитетов в сфере образования являются лишь обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций (в том числе оплата коммунальных услуг) и обустройство прилегающих к ним территории.

Представитель ответчика МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» Биджиева Л.И., признав исковые требования, суду пояснила, в виду того, что в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и сотрудников, заявленные прокурором требования признает актуальными, полагает, что охрана образовательного учреждения должна осуществляться лицами, занимающимися охраной на профессиональной основе. В штате вверенного ей образовательного учреждения не имеется единицы охранника, имеется единица сторожа, в обязанности которого входит охрана образовательного учреждения в ночное время, детский садик оснащен тревожной кнопкой, кнопкой пожарной сигнализации, которые установлены в помещении у главного входа в здание учреждения, пропускной режим в здание детского садика соблюдается, обязанности по контролю за прибывающими и выбывающими лицами с соответствующей записью в журнале на основании документа, удостоверяющего личность, возложены на помощника воспитателя, к функциональным обязанностям которой обеспечение пропускного режима не относится, эта обязанность, возложена на неё как бы в нагрузку, абсолютное большинство сотрудников детского сада - женщины, которые не владеют специальными навыками и достаточной физической силой, чтобы противостоять угрозе террористического характера, несанкционированному проникновению в помещение детского садика. Детский садик, являясь муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, не имеет собственных денежных средств для оборудования главного входа в учреждение постом лицензированной физической охраны, финансирование учреждения осуществляется учредителем за счет бюджетных средств.

Выслушав прокурора, представителя ответчика администрации Усть-Джегутинского муниципального района Салпагарова Р.Б., представителя ответчика МКДОУ «Детский сад «Чебурашка» с.Важное» Биджиеву Л.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу норм статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с нормами пунктов 1 и 7 статьи 2 Федерального закона №35-ФЗ от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно нормам пункта 4 статьи 3 вышеуказанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с нормами части 3 статьи 5 и статьи 5.2 Федерального закона №35-ФЗ от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Согласно нормам части 13 статьи 30 федерального закона № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Письмо Минобразования от 26 января 2011 года № МК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности», направленное руководителям образовательных организаций, содержит предписание о незамедлительном принятии мер по обеспечению дополнительных мер по охране организаций, ужесточению пропускного режима на объекты, которые в том числе могут быть обеспечены путем организации охраны лицензированной охранной организацией (лицензированным охранником) в соответствии с действующим законодательством.

Перечень мероприятий, направленных на достижение антитеррористической безопасности, конкретизирован в указании Роспотребнадзора №01/2050-8-23, МЧС РФ №43-828-19, Минобрнауки РФ №АФ-102/09 от 12 марта 2008 года, которое адресовано образовательным учреждениям всех типов и видов. В соответствии с указанным Перечнем, в целях антитеррористической безопасности при подготовке образовательных учреждений к новому учебному году следует осуществлять следующие мероприятия: установку ограждения по периметру образовательного учреждения; установку тревожной сигнализации; установку систем видеонаблюдения; организацию охраны.

В целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки Российской Федерации от 04 июня 2008 года № 03-1423, от 16 июня 2010 года № ЮС-343/09 и ЮС-350/09 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебном процессу, при этом, при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года за № 337, установлено, что Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; определяет федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Следовательно, указанный перечень мероприятий носит обязательный характер для всех образовательных учреждений.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» осуществляет образовательную деятельность по основной программе дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ).

Из Устава данного казенного дошкольного образовательного учреждения, утвержденного Постановлением администрации Усть-Джегутинского муниципального района № 566 от 29 июня 2015 года, и учредительного договора от 27 марта 2012 года судом установлено и сторонами не оспаривалось, что учредителем МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» и собственником имущества образовательного учреждения является администрация Усть-Джегутинского муниципального района.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» к основным задачам учреждения относится охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

В соответствии с нормами части 7 статьи 28 федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

Между тем по результатам проверки, проведенной Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой совместно с ОВО Отдела МВД России по Усть-Джегутинскому району, установлено, что главный вход в помещение МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» не оборудован постом лицензированной физической охраны, что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось представителями ответчиков.

В силу требований пункта 6.1 части 1 статьи 15 федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 указанной Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пунктов 2,15 части 3 статьи 28 вышеуказанного федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика администрации Усть-Джегутинского муниципального района Салпагаров Р.Б., ссылаясь на пункты 4.3, 4.9 Единого регионального стандарта безопасности образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного Главой Карачаево-Черкесской Республики 27 июля 2015 года, заявил, что физическая охрана образовательных учреждений муниципального района возможна и осуществляется лицами, состоящими в штате образовательной организации (штатными сторожами, вахтерами) с помощью технических средств, посредством вывода сигналов на местные пульты охраны с обязательной подачей сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа полиции.

Между тем, согласно пункту 4.3 раздела 4 «Основные требования по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций» Единого регионального стандарта безопасности образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики охрану в образовательной организации должна осуществлять охранная организация (подразделения ФГУП «Охрана МВД Росси по КЧР, либо частная охранная организация, имеющие лицензию на ведение охранной деятельности), или иные лица, состоящие в штате образовательной организации.

В соответствии с пунктом 4.9 раздела 4 «Основные требования по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций» Единого регионального стандарта безопасности образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики обязательным является наличие пропускного режима для прохода в здание общеобразовательной организации работников и обучающихся, обеспечиваемого штатными охранниками, а также путем привлечения на договорной основе частных охранных организаций, ФГУП (охрана МВД России по КЧР), в том числе за счет внебюджетных средств, либо назначенными на основании распорядительного акта образовательной организации работниками данной образовательной организации.

Из изложенного следует, что в образовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики в обязательном порядке должна осуществляться охрана, в том числе и лицом, состоящим в штате образовательной организации, а также осуществляться пропускной режим, являющийся составной частью охраны образовательного учреждения, который должен обеспечиваться, в том числе и работником данной образовательной организации, назначенным распорядительным актом образовательной организации, из чего можно сделать вывод, что охрана образовательной организации может осуществляться охранником, состоящим в штате образовательного учреждения, а пропускной режим может обеспечиваться любым работником образовательной организации, на которого эта обязанность возложена распорядительным актом.

В ходе судебного заседания установлено, что в МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» имеются инженерно-технические средства охраны, каковыми являются охранно-пожарная сигнализации и тревожная сигнализации, но в штате отсутствует единица охранника, в обязанности которого входили бы исключительно функции только по осуществлению охраны образовательного учреждения в дневное время, то есть в ходе образовательного процесса, когда в учреждении находятся воспитанники и сотрудники, в обязанности же штатных сторожей входит охрана образовательного учреждения только в ночное время, а пропускной режим обеспечивается помощником воспитателя, к основным функциональным обязанностям которой обеспечение пропускного режима на территорию и в помещение учреждения не относится, но на которую возложена обязанность производить контроль о прибывших и убывших лицах, с соответствующей записью в журнале на основании документа, удостоверяющего личность.

Таким образом, судом установлено, что обязанность по охране жизни и здоровья воспитанников и сотрудников МКДОУ«Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» в указанном образовательном учреждении осуществляется наличием пропускного режима, обеспечиваемого и осуществляемого помощником воспитателя - женщиной, не имеющей специальной подготовки, вследствие чего довод представителя администрации Усть-Джегутинского муниципального района о том, что физическая охрана данного образовательного учреждения осуществляется, как того допускает Единый региональный стандарт безопасности образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики, лицами, состоящими в штате образовательного учреждения и иного не требуется, признается судом несостоятельным, поскольку суд приходит к выводу, что подобная организация охраны в МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» не может надлежащим образом обеспечить безопасность жизни и здоровья воспитанников и лиц, работающих в указанном образовательном учреждении.

Согласно части 7 статьи 28 федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательных учреждений.

В соответствии с частью 3 статьи 3 закона Российской Федерации № 2487-1 от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в целях охраны разрешается предоставление услуг в виде защиты жизни и здоровья граждан.

Согласно части 1 статьи 11 вышеуказанного закона оказание услуг, перечисленных в части 3 статьи 3 закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», то есть оказание услуг в виде защиты жизни и здоровья граждан разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.

Рассматривая положения названных законов, следует сделать вывод об обязанности охраны жизни и здоровья детей, сотрудников образовательных учреждений, в том числе и МКДОУ«Детский сад «Сказка» ст.Красногорской», именно организацией, имеющей лицензию на данный вид охранной деятельности, поскольку отсутствие в образовательном учреждении поста лицензированной охраны способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.

При этом, суд признает обоснованным предъявление прокурором рассматриваемого требования о возложении обязанности по установке поста лицензированной физической охраны как на МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской», так и на администрацию Усть-Джегутинского муниципального района, поскольку администрация, являясь учредителем указанного казенного образовательного учреждения, а также органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование указанного бюджетного учреждения.

Доводы представителя администрации Усть-Джегутинского муниципального района о том, что действующее законодательство не содержит обязательных предписаний относительно оборудования здания МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» физической охраной силами организации, имеющей лицензию на охранную деятельность, необоснованны, поскольку, как следует из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления, кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности применяется системное толкование нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Доводы представителя администрации Усть-Джегутинского муниципального района о том, что в МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» имеются инженерно-технические средства охраны, каковыми являются охранно-пожарная сигнализации и тревожная сигнализации, вследствие чего оборудование главного входа указанного образовательного учреждения постом лицензированной физической охраны не является обязательным, судом также признаются несостоятельными, поскольку надлежащая эффективность имеющихся инженерно-технических средств охраны, каковыми являются охранно-пожарная сигнализация и тревожная сигнализация, может быть достигнута лишь в применении всего комплекса мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.

Довод представителя администрации Усть-Джегутинского муниципального района о том, что заявленным требованием, при его удовлетворении, МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской», в нарушение требований статьи 421 ГК РФ, провозгласившей принцип свободы договора, понуждается к заключению договора на охрану признается также несостоятельным, поскольку требование заявлено не о возложении на МКДОУ «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» обязанности заключить договор на охрану, а о возложении обязанности оборудовать главный вход образовательного учреждения постом лицензированной физической охраны.

Учитывая положения части 2 статьи 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым определить срок исполнения решения, как того просит прокурор в исковом заявлении, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Таким образом, исследовав представленные доказательства, оценив их как достоверные и допустимые, признав их совокупность достаточной для разрешения данного дела и принятия по нему решения, суд признает иск Усть-Джегутинского межрайонного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по вышеизложенным фактическим и правовым основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Усть-Джегутинского муниципального района и муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» о возложении обязанности оборудовать главный вход в здание муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» постом лицензированной физической охраны в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу - удовлетворить.

Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» оборудовать главный вход в здание муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» ст.Красногорской» постом лицензированной физической охраны в срок 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Решение составлено в совещательной комнате на компьютере в единственном экземпляре.

Председательствующий - подпись

2-558/2016 ~ М-559/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. Усть-Джегутинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Усть-Джегутинского муниципального района
МКДОУ "Детский сад "Сказка" ст. Красногорской"
Суд
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Лайпанова Замира Хасановна
Дело на странице суда
ust-djegutinsky--kchr.sudrf.ru
20.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2016Передача материалов судье
24.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2016Судебное заседание
11.08.2016Судебное заседание
11.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2016Дело оформлено
30.09.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее