Дело № 12-72
РЕШЕНИЕ
26 июня 2014 года город Питкяранта
Судья Питкярантского городского суда Республики Карелия Пуцыкина Н.Ю., при секретаре Рогальской И.В., рассмотрев жалобу Ковалева Сергея Юрьевича, <данные изъяты>
на постановление главного государственного инспектора Олонецкого и Питкярантского районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности Олонецкого и Питкярантского районов УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия подполковника внутренней службы Лукина В.В. по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Олонецкого и Питкярантского районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности Олонецкого и Питкярантского районов УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия подполковника внутренней службы Лукина В.В., Ковалев С.Ю. привлечен к административной ответственности за совершение им административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С указанным постановлением Ковалев С.Ю. не согласен, им подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обосновании жалобы указывает, что пожарный водоем, расположенный в д. Ууксу Питкярантского района, ул. Геологическая на балансе муниципального образования не состоит, отсутствует информация, что он является пожарным водоемом.
В судебное заседание Ковалев С.Ю. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель Ковалева С.Ю. -Потина М.В., действует на основании доверенности, доводы жалобы поддержала. С постановлением от 07.05.2014 года не согласна. Просила постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Ковалева С.Ю. состава административного правонарушения. Показала, что административным органом не доказан факт нахождения пожарного водоема, расположенного в д. Ууксу Питкярантского района, ул. Геологическая, на балансе муниципального образования «Питкярантское городское поселение», что подтверждается Ведомостью имущества казны, не представлено доказательств того, что водоем является пожарным водоемом. Кроме того, пояснила, что в 2013 году проводились работы по укреплению оснований 2 мест для забора воды спецтехникой с берега реки, что подтверждается договором БО-6 от 23.12.2013 г., в связи с чем, для целей тушения пожара можно было забирать воду из реки Ууксу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения представителя Ковалева С.Ю.-Потиной М.В., свидетеля Лукина В.В., оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожара. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
На основании статьи 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.
В силу п.п. 8,9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 1310ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статья 38 названного Федерального закона).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности.
Как следует из оспариваемого постановления 01.04.2014 года из информационного письма, поступившего в ОНД Олонецкого и Питкярантского районов УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия от начальника ФГКУ «5 отряд ФПС по Республике Карелия» установлено, что 28.03.2014 года в ходе тушения пожара, произошедшего в частном жилом доме Краснюка В.В., расположенного в п. Ууксу, ул. Питкярантская, д. 1В, пожарным подразделениям не представилось возможным забрать воду из наружных водоисточников имеющихся на территории п. Ууксу Питкярантского городского поселения Питкярантского муниципального района. В ходе проверки, были выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации и Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно пункты 16, 55,61,80 Правил и ст. 6,63,68 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В частности: пожарный водоем (п. Ууксу, ул. Геологическая) находящийся на расстоянии 300 метров от места пожара замерз (не утеплен должным образом в зимний период времени); администрацией Питкярантского городского поселения не организовано проведение проверок исправности и работоспособности сетей наружного противопожарного водоснабжения п. Ууксу Питкярантского муниципального района; администрацией Питкярантского городского поселения для целей пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории п. Ууксу Питкярантского муниципального района и прилегающей к нему территории; территория п. Ууксу Питкярантского муниципального района не обеспечена запасами воды для целей пожаротушения.
Имеющимися в материалах административного дела доказательствами подтверждается, что администрацией Питкярантского городского поселения нарушены правила пожарной безопасности. Доводы представителя о том, что пожарный водоем не стоит на балансе администрации, в связи с чем, она не занимается его содержанием, суд считает несостоятельными, поскольку в силу прямого указания закона администрация обязана обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах поселения.
В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В силу ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима (далее - ППР), согласно пункту 16 которых, вступившему в силу с 01 сентября 2012 года, на территории поселений обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с пунктом 80 ППР органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178 утвержден "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (СИ 8.13 I 30.2009)" (далее - Свод правил), в соответствии с примечанием 1 к пункту 4.1 которого предусмотрено, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы): населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение; зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с; 1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.
Пунктом 9.17 Свода правил предусмотрено, что емкости и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Судом установлено, что к вопросам местного значения муниципального образования «Питкярантское городское поселение» относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п.8,9 Устава).
Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Из вышеприведенных нормативных актов следует, что поддержание на территории поселения средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью администрации Питкярантского городского поселения.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина, как обязательный элемент субъективной стороны административного правонарушения, подлежит выяснению и доказыванию в рамках дела об административном правонарушении (пункт 3 ст. 26.1 КоАП РФ).
Исходя из положений статьи 1.5 КоАП РФ, обязанность по установлению вины возлагается на административный орган.
Наличие выявленных нарушений объективно подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, вывод административного органа о наличии в действиях Ковалева С.Ю. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является правомерным.
Учитывая, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности посягают на порядок общественных отношений, установленный государством в области пожарной безопасности, создают реальную угрозу жизни и здоровью неограниченного круга лиц, угрозу повреждения имущества физических и юридических лиц, и, исходя из полномочий органов местного самоуправления по вопросам обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования об отмене постановления от 07 мая 2014 года о назначении административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6,30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора Олонецкого и Питкярантского районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности Олонецкого и Питкярантского районов УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 07 мая 2014 года оставить без изменения, жалобу Ковалева Сергея Юрьевича - без удовлетворения.
Судья Н.Ю.Пуцыкина