РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2021 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Рудяевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1505/2021 по иску и.о. прокурора г. Салехард, действующего в интересах ФИО, к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности по проведению мероприятий по адаптации общего имущества многоквартирного жилого дома для инвалида-колясочника,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г. Салехард, действуя в интересах ФИО, обратился в суд с иском к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности по проведению мероприятий по адаптации общего имущества многоквартирного жилого дома для инвалида-колясочника.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка по заявлению Захаровой Е.А. В ходе проверки установлено, что в октябре 2013 Захаровой Е.А., воспитывающей сына инвалида-колясочника ФИО, на основании договора социального найма жилого помещения предоставлена <адрес>. Общее имущество указанного многоквартирного дома не в полной мере адаптировано под потребности инвалида-колясочника, в связи с чем, она с 2014 обращалась в администрацию МО г. Салехард с заявлением о строительстве пандуса. В 2018 комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, проведено обследование общего имущества <адрес>, о чем составлен акт от 29.10.2018 №. Согласно акту, наружный дверной проем имеет ширину менее 1,2 метра; наружные двери имеют пороги, превышающие 15 миллиметров; входные двери не оборудованы доводчиками; крыльцо многоквартирного дома, не соответствует требованиям доступности; на участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, не оборудована рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей; дверные запоры на путях эвакуации не оборудованы ручками нажимного действия (усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм); не оборудован съезд с тротуара к подъезду дома, не адаптирован уровень пола помещения при входе в здание (должен быть нулевой или не менее 14 миллиметров со скошенными краями (при необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров); двери не оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19, 5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд. В целях приспособления общего имущества многоквартирного дома под потребности инвалида МКУ «СДЕЗ» разработан проект, в котором предусмотрена установка подъемного устройства и оборудование соответствующего съезда. Между МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства» и ООО «РСК-ЯМАЛ» был заключен муниципальный контракт от 20.08.2020 № на выполнение работ по адаптации общего имущества вышеуказанного дома. Вопреки выявленных несоответствий общего имущества многоквартирного дома требованиям доступности для маломобильных граждан, ООО «РСК-ЯМАЛ» проведены работы по установке подъемного устройства, однако проигнорированы требования по адаптации съезда. При этом в связи с несоответствием площади подъемной конструкции размеру инвалидной коляски и не учета необходимости сопровождения инвалида-колясочника, эксплуатация указанного подъемного устройства не представляется возможной. Разрешительная документация из Ростехнадзора на эксплуатацию оборудования до настоящего времени не получено. Иные мероприятия по адаптации общего имущества многоквартирного дома для потребностей инвалида-колясочника проигнорированы. На протяжении 3 лет мер к адаптации общего имущества инвалида-колясочника администрацией МО г. Салехард не принято. С 2018 года по настоящее время общее имущество подъезда № <адрес> фактически не адаптировано под потребности инвалида-колясочника ФИО Прокуратурой города Главе МО г. Салехард 11.05.2021 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако мер к восстановлению прав инвалида не принято.
Просить обязать администрацию МО г. Салехард провести мероприятия по адаптации общего имущества подъезда № <адрес> для инвалида-колясочника, а именно: оборудовать на участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид рельефную (тактильная полоса) полосу дорожных указателей шириной 0,5-0,6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0,8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы; установить в качестве дверных запоров на путях эвакуации ручки нажимного действия (усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм); оборудовать съезд с тротуара у подъезда дома; адаптировать уровень пола помещения при входе в здание и в подъезде дома (должен быть нулевой или не менее 14 миллиметров со скошенными краями; оборудовать двери доводчиками с регулируемым усилием не более 19, 5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд; оборудовать подъезд шахтным подъемником для инвалида-колясочника с вертикальным перемещением, вместимостью инвалида-колясочника совместно с сопровождающим, размером платформы (внутреннее) не менее 1400х1000мм и возможностью работы в условиях Крайнего Севера при низких температурах до – 50 градусов по Цельсию.
В судебном заседании помощник прокурора Усенова Б.А. настаивала на удовлетворении требований иска, выступила по доводам, приведенным в иске и в заявлении об уточнении иска
Захарова Е.А. настаивала на удовлетворении требований иска, просила указать в решении суда размером платформы (внутреннее) не менее 1400х1000мм.
Представитель ответчика администрации МО г. Салехард Ефимова Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что администрацией МО г. Салехард ведутся работы по адаптации общего имущества подъезда № <адрес> для инвалида-колясочника, обращение в суд с иском инициировано преждевременно.
Третье лицо – ФКУ «ГБ МСЭ по ЯНАО» Минтруда РФ своего представителя в суд не направило, по запросу суда представили медицинские документы и письменный отзыв на иск.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В письменном отзыве на иск указали, что требования истца являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно п.5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2).
Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (п. 23 Правил).
Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (п. 12 - 22 Правил).
Таким образом, из совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что придомовая территория многоквартирного жилого дома должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечивать инвалиду возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения его жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного жилого дома под потребности инвалида.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО, <дата> г.р., проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
ФИО является инвалидом с детства первой группы, передвигается на кресле-коляске.
Согласно документам, предоставленным, ФКУ «ГБ МСЭ по ЯНАО» Минтруда РФ ФИО имеет ограничения жизнедеятельности: ограничение способности к самообслуживанию 3 степени, ограничение способности к передвижению 3 степени, ограничение способности к ориентации 3 степени, ограничение способности к общению 3 степени, ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени. Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом специальными средствами и приспособлениями: для инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, в том числе использующим кресла-коляски и иные вспомогательные средства передвижения – нуждается.
Согласно п.29 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» работами и услугами по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме является проверка состояния и при необходимости выполнение работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома.
При указанных обстоятельствах, и руководствуясь п.5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах лежит на органе местного самоуправления.
Прокуратурой г. Салехард по заявлению Захаровой Е.А. проведена проверка, в ходе которой установлено, что в октябре 2013 Захаровой Е.А., воспитывающая сына инвалида-колясочника ФИО, на основании договора социального найма жилого помещения предоставлено жилое помещение, по адресу: <адрес>.
Общее имущество указанного многоквартирного дома не в полной мере адаптировано под потребности инвалида-колясочника, в связи с чем, Захарова Е.А. с 2014 обращалась в администрацию МО г. Салехард с заявлением о строительстве пандуса.
Согласно Акту от 29.10.2018 № в 2018 Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды было, проведено обследование общего имущества <адрес>.
Согласно Акту, наружный дверной проем имеет ширину менее 1,2 метра; наружные двери имеют пороги, превышающие 15 миллиметров; входные двери не оборудованы доводчиками; крыльцо многоквартирного дома, не соответствует требованиям доступности; на участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, не оборудована рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей; дверные запоры на путях эвакуации не оборудованы ручками нажимного действия (усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм); не оборудован съезд с тротуара к подъезду дома, не адаптирован уровень пола помещения при входе в здание (должен быть нулевой или не менее 14 миллиметров со скошенными краями (при необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров); двери не оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19, 5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд.
МКУ «СДЕЗ», в целях приспособления общего имущества многоквартирного дома под потребности инвалида, был разработан проект, в котором предусмотрена установка подъемного устройства и оборудование соответствующего съезда.
20.08.2020 между МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства» и ООО «РСК-ЯМАЛ» был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по адаптации общего имущества вышеуказанного дома.
Не взирая на тот факт, что общее имущество указанного многоквартирного дома не отвечало требованиям доступности для маломобильных граждан, ООО «РСК-ЯМАЛ» были проведены работы по установке подъемного устройства, однако за исключением требования по адаптации съезда.
В связи с несоответствием площади подъемной конструкции с учетом размера инвалидной коляски и необходимости нахождения лица, сопровождающего инвалида-колясочника, эксплуатация указанного подъемного устройства не представляется возможной.
Разрешительная документация из Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на эксплуатацию подъемного устройства в суд не предоставлена.
Иные мероприятия по адаптации общего имущества многоквартирного дома для потребностей инвалида-колясочника проигнорированы.
Таким образом, с 2018 работы надлежащих, действенных мер по адаптации общего имущества в указанном многоквартирном доме администрацией МО г. Салехард не принято. Общее имущество подъезда № <адрес> фактически не адаптировано под потребности инвалида-колясочника ФИО
11.05.2021 прокуратурой г. Салехард Главе МО г. Салехард внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что бездействие администрации МО г. Салехард, выразившееся в отсутствии действенных мер по адаптации общего имущества в указанном многоквартирном доме, с целью беспрепятственного доступа к общему имуществу инвалида-колясочника ФИО, создает препятствие для улучшения условий жизни инвалида-колясочника ФИО, что нарушает его право, как инвалида, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем, суд приходит к выводу о возложении на администрацию МО г. Салехард обязанности по адаптации общего имущества подъезда № <адрес> в г. Салехарде для инвалида-колясочника, а именно: оборудовать на участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, на котором проживает инвалид рельефную (тактильная полоса) полосу дорожных указателей шириной 0,5-0,6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0,8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы; установить в качестве дверных запоров на путях эвакуации ручки нажимного действия (усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм); оборудовать съезд с тротуара у подъезда дома; адаптировать уровень пола помещения при входе в здание и в подъезде дома (должен быть нулевой или не менее 14 миллиметров со скошенными краями; оборудовать двери доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд; оборудовать подъезд шахтным подъемником для инвалида-колясочника с вертикальным перемещением, вместимостью инвалида-колясочника совместно с сопровождающим, размером платформы (внутреннее) не менее 1400х1000мм и возможностью работы в условиях Крайнего Севера при низких температурах до – 50 градусов по Цельсию.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск и.о. прокурора г. Салехард, действующего в интересах ФИО, к администрации МО г. Салехард, - удовлетворить.
Обязать администрацию МО г. Салехард провести мероприятия по адаптации общего имущества подъезда № <адрес> в г. Салехарде для инвалида-колясочника, а именно:
оборудовать на участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид рельефную (тактильная полоса) полосу дорожных указателей шириной 0,5-0,6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0,8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы;
установить в качестве дверных запоров на путях эвакуации ручки нажимного действия (усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм);
оборудовать съезд с тротуара у подъезда дома;
адаптировать уровень пола помещения при входе в здание и в подъезде дома (должен быть нулевой или не менее 14 миллиметров со скошенными краями);
оборудовать двери доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд;
оборудовать подъезд шахтным подъемником для инвалида-колясочника с вертикальным перемещением, вместимостью инвалида-колясочника совместно с сопровождающим, размером платформы (внутреннее) не менее 1400х1000мм и возможностью работы в условиях Крайнего Севера при низких температурах до – 50 градусов по Цельсию.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, прокурором представления, через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова