Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1505/2021 ~ М-1366/2021 от 13.08.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2021 года                                                                           г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:                           Токмаковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания:                   Рудяевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1505/2021 по иску и.о. прокурора г. Салехард, действующего в интересах ФИО, к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности по проведению мероприятий по адаптации общего имущества многоквартирного жилого дома для инвалида-колясочника,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора г. Салехард, действуя в интересах ФИО, обратился в суд с иском к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности по проведению мероприятий по адаптации общего имущества многоквартирного жилого дома для инвалида-колясочника.

В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка по заявлению Захаровой Е.А. В ходе проверки установлено, что в октябре 2013 Захаровой Е.А., воспитывающей сына инвалида-колясочника ФИО, на основании договора социального найма жилого помещения предоставлена <адрес>. Общее имущество указанного многоквартирного дома не в полной мере адаптировано под потребности инвалида-колясочника, в связи с чем, она с 2014 обращалась в администрацию МО г. Салехард с заявлением о строительстве пандуса. В 2018 комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, проведено обследование общего имущества <адрес>, о чем составлен акт от 29.10.2018 . Согласно акту, наружный дверной проем имеет ширину менее 1,2 метра; наружные двери имеют пороги, превышающие                          15 миллиметров; входные двери не оборудованы доводчиками; крыльцо многоквартирного дома, не соответствует требованиям доступности; на участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, не оборудована рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей; дверные запоры на путях эвакуации не оборудованы ручками нажимного действия (усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм); не оборудован съезд с тротуара к подъезду дома, не адаптирован уровень пола помещения при входе в здание (должен быть нулевой или не менее 14 миллиметров со скошенными краями (при необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров); двери не оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19, 5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд. В целях приспособления общего имущества многоквартирного дома под потребности инвалида МКУ «СДЕЗ» разработан проект, в котором предусмотрена установка подъемного устройства и оборудование соответствующего съезда. Между МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства» и ООО «РСК-ЯМАЛ» был заключен муниципальный контракт от 20.08.2020 на выполнение работ по адаптации общего имущества вышеуказанного дома. Вопреки выявленных несоответствий общего имущества многоквартирного дома требованиям доступности для маломобильных граждан, ООО «РСК-ЯМАЛ» проведены работы по установке подъемного устройства, однако проигнорированы требования по адаптации съезда. При этом в связи с несоответствием площади подъемной конструкции размеру инвалидной коляски и не учета необходимости сопровождения инвалида-колясочника, эксплуатация указанного подъемного устройства не представляется возможной. Разрешительная документация из Ростехнадзора на эксплуатацию оборудования до настоящего времени не получено. Иные мероприятия по адаптации общего имущества многоквартирного дома для потребностей инвалида-колясочника проигнорированы. На протяжении 3 лет мер к адаптации общего имущества инвалида-колясочника администрацией МО г. Салехард не принято. С 2018 года по настоящее время общее имущество подъезда <адрес> фактически не адаптировано под потребности инвалида-колясочника ФИО Прокуратурой города Главе МО г. Салехард 11.05.2021 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако мер к восстановлению прав инвалида не принято.

Просить обязать администрацию МО г. Салехард провести мероприятия по адаптации общего имущества подъезда <адрес> для инвалида-колясочника, а именно: оборудовать на участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид рельефную (тактильная полоса) полосу дорожных указателей шириной 0,5-0,6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0,8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы; установить в качестве дверных запоров на путях эвакуации ручки нажимного действия (усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм); оборудовать съезд с тротуара у подъезда дома; адаптировать уровень пола помещения при входе в здание и в подъезде дома (должен быть нулевой или не менее 14 миллиметров со скошенными краями; оборудовать двери доводчиками с регулируемым усилием не более 19, 5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд; оборудовать подъезд шахтным подъемником для инвалида-колясочника с вертикальным перемещением, вместимостью инвалида-колясочника совместно с сопровождающим, размером платформы (внутреннее) не менее 1400х1000мм и возможностью работы в условиях Крайнего Севера при низких температурах до – 50 градусов по Цельсию.

В судебном заседании помощник прокурора Усенова Б.А. настаивала на удовлетворении требований иска, выступила по доводам, приведенным в иске и в заявлении об уточнении иска

Захарова Е.А. настаивала на удовлетворении требований иска, просила указать в решении суда размером платформы (внутреннее) не менее 1400х1000мм.

Представитель ответчика администрации МО г. Салехард Ефимова Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что администрацией МО г. Салехард ведутся работы по адаптации общего имущества подъезда <адрес> для инвалида-колясочника, обращение в суд с иском инициировано преждевременно.

Третье лицо – ФКУ «ГБ МСЭ по ЯНАО» Минтруда РФ своего представителя в суд не направило, по запросу суда представили медицинские документы и письменный отзыв на иск.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В письменном отзыве на иск указали, что требования истца являются законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно п.5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2).

Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (п. 23 Правил).

Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (п. 12 - 22 Правил).

Таким образом, из совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что придомовая территория многоквартирного жилого дома должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечивать инвалиду возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения его жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного жилого дома под потребности инвалида.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО, <дата> г.р., проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

ФИО является инвалидом с детства первой группы, передвигается на кресле-коляске.

Согласно документам, предоставленным, ФКУ «ГБ МСЭ по ЯНАО» Минтруда РФ ФИО имеет ограничения жизнедеятельности: ограничение способности к самообслуживанию 3 степени, ограничение способности к передвижению 3 степени, ограничение способности к ориентации 3 степени, ограничение способности к общению 3 степени, ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени. Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом специальными средствами и приспособлениями: для инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, в том числе использующим кресла-коляски и иные вспомогательные средства передвижения – нуждается.

Согласно п.29 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» работами и услугами по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме является проверка состояния и при необходимости выполнение работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома.

При указанных обстоятельствах, и руководствуясь п.5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах лежит на органе местного самоуправления.

Прокуратурой г. Салехард по заявлению Захаровой Е.А. проведена проверка, в ходе которой установлено, что в октябре 2013 Захаровой Е.А., воспитывающая сына инвалида-колясочника ФИО, на основании договора социального найма жилого помещения предоставлено жилое помещение, по адресу: <адрес>.

Общее имущество указанного многоквартирного дома не в полной мере адаптировано под потребности инвалида-колясочника, в связи с чем, Захарова Е.А. с 2014 обращалась в администрацию МО г. Салехард с заявлением о строительстве пандуса.

Согласно Акту от 29.10.2018 в 2018 Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды было, проведено обследование общего имущества <адрес>.

Согласно Акту, наружный дверной проем имеет ширину менее 1,2 метра; наружные двери имеют пороги, превышающие 15 миллиметров; входные двери не оборудованы доводчиками; крыльцо многоквартирного дома, не соответствует требованиям доступности; на участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, не оборудована рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей; дверные запоры на путях эвакуации не оборудованы ручками нажимного действия (усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм); не оборудован съезд с тротуара к подъезду дома, не адаптирован уровень пола помещения при входе в здание (должен быть нулевой или не менее 14 миллиметров со скошенными краями (при необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров); двери не оборудованы доводчиками                               с регулируемым усилием не более 19, 5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд.

МКУ «СДЕЗ», в целях приспособления общего имущества многоквартирного дома под потребности инвалида, был разработан проект, в котором предусмотрена установка подъемного устройства и оборудование соответствующего съезда.

20.08.2020 между МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства» и ООО «РСК-ЯМАЛ» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по адаптации общего имущества вышеуказанного дома.

Не взирая на тот факт, что общее имущество указанного многоквартирного дома не отвечало требованиям доступности для маломобильных граждан, ООО «РСК-ЯМАЛ» были проведены работы по установке подъемного устройства, однако за исключением требования по адаптации съезда.

В связи с несоответствием площади подъемной конструкции с учетом размера инвалидной коляски и необходимости нахождения лица, сопровождающего инвалида-колясочника, эксплуатация указанного подъемного устройства не представляется возможной.

Разрешительная документация из Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на эксплуатацию подъемного устройства в суд не предоставлена.

Иные мероприятия по адаптации общего имущества многоквартирного дома для потребностей инвалида-колясочника проигнорированы.

Таким образом, с 2018 работы надлежащих, действенных мер по адаптации общего имущества в указанном многоквартирном доме администрацией МО г. Салехард не принято. Общее имущество подъезда <адрес> фактически не адаптировано под потребности инвалида-колясочника ФИО

11.05.2021 прокуратурой г. Салехард Главе МО г. Салехард внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что бездействие администрации МО г. Салехард, выразившееся в отсутствии действенных мер по адаптации общего имущества в указанном многоквартирном доме, с целью беспрепятственного доступа к общему имуществу инвалида-колясочника ФИО, создает препятствие для улучшения условий жизни инвалида-колясочника ФИО, что нарушает его право, как инвалида, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем, суд приходит к выводу о возложении на администрацию МО г. Салехард обязанности по адаптации общего имущества подъезда <адрес> в г. Салехарде для инвалида-колясочника, а именно: оборудовать на участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, на котором проживает инвалид рельефную (тактильная полоса) полосу дорожных указателей шириной 0,5-0,6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0,8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы; установить в качестве дверных запоров на путях эвакуации ручки нажимного действия (усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм); оборудовать съезд с тротуара у подъезда дома; адаптировать уровень пола помещения при входе в здание и в подъезде дома (должен быть нулевой или не менее 14 миллиметров со скошенными краями; оборудовать двери доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд; оборудовать подъезд шахтным подъемником для инвалида-колясочника с вертикальным перемещением, вместимостью инвалида-колясочника совместно с сопровождающим, размером платформы (внутреннее) не менее 1400х1000мм и возможностью работы в условиях Крайнего Севера при низких температурах до – 50 градусов по Цельсию.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск и.о. прокурора г. Салехард, действующего в интересах ФИО, к администрации МО г. Салехард, - удовлетворить.

Обязать администрацию МО г. Салехард провести мероприятия по адаптации общего имущества подъезда <адрес> в г. Салехарде для инвалида-колясочника, а именно:

оборудовать на участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид рельефную (тактильная полоса) полосу дорожных указателей шириной 0,5-0,6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0,8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы;

установить в качестве дверных запоров на путях эвакуации ручки нажимного действия (усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм);

оборудовать съезд с тротуара у подъезда дома;

адаптировать уровень пола помещения при входе в здание и в подъезде дома (должен быть нулевой или не менее 14 миллиметров со скошенными краями);

оборудовать двери доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд;

оборудовать подъезд шахтным подъемником для инвалида-колясочника с вертикальным перемещением, вместимостью инвалида-колясочника совместно с сопровождающим, размером платформы (внутреннее) не менее 1400х1000мм и возможностью работы в условиях Крайнего Севера при низких температурах до – 50 градусов по Цельсию.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, прокурором представления, через Салехардский городской суд.

Судья                                                                                                                    Н.А. Токмакова

2-1505/2021 ~ М-1366/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора г.Салехарда
Ответчики
Администрация МО г.Салехард
Другие
МСЭ
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Токмакова Наталья Александровна
Дело на странице суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
13.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2021Передача материалов судье
17.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2021Судебное заседание
08.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2021Судебное заседание
15.11.2021Судебное заседание
26.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2022Дело оформлено
11.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее