Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-250/2023 ~ М-156/2023 от 30.03.2023

Решение

Именем Российской Федерации

03 мая 2023 г.                                                                                                                     с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Блинковой О.В., при секретаре Дементьевой С.Д., с административного истца и.о. прокурора Шигонского района Кудимова И.В., представителя административного ответчика Администрации муниципального района Шигонский Самарской области Логиновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-250/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по совершению определенных действий,

установил:

Заместитель прокурора Шигонского района Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выраженное в длительном не создании запасов продовольствия и возложить на Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области обязанность в целях гражданской обороны создать запасы продовольствия на территории муниципального района Шигонский Самарской области.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения требований законодательства о гражданской обороне, по результатам проведения которых были выявлены нарушения. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной зашиты и иных средств. В соответствии с п. 2, 3, 8, 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне. Установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией района до настоящего времени в целях гражданской обороны не созданы запасы продовольствия. 28.04.2022    в адрес главы муниципального района Шигонский Самарской области направлено представление об устранении нарушений законодательства о    гражданской обороне. Из ответа на представление следует, что Собранием Представителей муниципального района Шигонский будет рассмотрен вопрос о выделении дополнительных бюджетных средств для создания материального резерва. ДД.ММ.ГГГГ    администрацией униципального района принято постановление «О порядке создания, хранения, использования восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального района Шигонский Самарской области». Проверкой установлено, что запасы продовольствия па территории муниципального района Шигонский до настоящего времени не созданы.

В ходе судебного заседания представитель административного истца и.о. прокурора <адрес> ФИО2 административный иск поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального района Шигонский Самарской области Логинова Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, пояснила что не согласна с исковыми требованиями в части признания незаконным бездействия выраженного в длительном не создании запасов продовольствия. В Администрации района были разработаны и приняты постановления о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального района Шигонский Самарской области. Начальником отдела ОБ, ГО и ЧС ДД.ММ.ГГГГ была направлена на имя Главы муниципального района Шигонский служебная записка с вопросом выделении денежных средств для закупки продовольственного резерва. В случае, удовлетворения исковых требований, просила суд продлить срок создания запасов продовольствия на территории муниципального района Шигонский в целях гражданской обороны и для ликвидации чрезвычайных ситуаций до шести месяцев.

Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ), лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдения срока обращения в суд; на административного ответчика возложена обязанность представить доказательства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличие оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По мнению суда, административный истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований, в том числе нарушения прав неопределенного круга лиц оспариваемым бездействием, тогда как административным ответчиком доказательств законности оспариваемого бездействия не представлено.

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Шигонского района проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения требований законодательства о гражданской обороне, по результатам проведения которых были выявлены нарушения.

По факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы муниципального района Шигонский 28.04.2022    направлено представление об устранении нарушений законодательства о    гражданской обороне.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального района Шигонский указала, что Собранием Представителей муниципального района Шигонский будет рассмотрен вопрос о выделении дополнительных бюджетных средств для создания материального резерва.

09.01.2023    Администрацией муниципального района принято постановление «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального района Шигонский Самарской области».

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Администрацией муниципального района Шигонский Самарской области направлено сообщение, что постановлением администрации муниципального района Шигонекий от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального района Шигонекий Самарской области» создан резерв материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС. В соответствии с приложением Постановления установлен запас продовольствия в виде индивидуальных рационов питания в количестве 50 комплектов. В соответствии с приложением Постановления функции по созданию, размещению и восполнению резерва по продовольствию возложены на заместителя главы администрации - руководителя аппарата администрации муниципального района Шигонский. ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела ОБ, ГО и ЧС администрации муниципального района Шигонекий подготовлена служебная записка на имя Главы муниципального района Шигонекий, о необходимости приобретения 50 комплектов индивидуальных рационов питания. Служебная записка направлена в финансовое управление администрации муниципального района Шигонекий и принята в работу. В настоящее время проводится работа по изысканию средств и подготовке конкурсной документации на осуществление закупки необходимого продовольствия в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 4 статьи 14 Федерального закона -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу пункта 21 части 1 статьи 15 Федерального закона -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьей 7 Устава муниципального района Шигонский Самарской области также предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

В соответствии с п.п. 2, 3, 12, 13 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , подготовка к ведению гражданской обороны подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами.

Указанные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, т.е. неопределенного круга лиц, могут привести к невозможности их своевременного оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Кроме того, непринятие в дальнейшем действенных мер по устранению выявленных нарушений законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может привести к наступлению негативных последствий, выразившихся в неготовности органов местного самоуправления к действиям в режиме чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушения прав населения муниципального образования на защиту их жизни, здоровья, имущества в случаи их возникновения.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В связи с изложенным суд полагает необходимым административный иск удовлетворить.

Как установлено п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом требований разумности, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Допустимых и достаточных доказательств того, что указанный срок для исполнения решения суда явно недостаточен и что необходим более длительный срок, административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в частности, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче иска освобожден, с административного ответчика взысканию не подлежит.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

    решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Шигонский Самарской области по непринятию мер по созданию запасов продовольствия.

Возложить на Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области обязанность в срок до 03.07.2023 в целях гражданской обороны создать запасы продовольствия на территории муниципального района Шигонский Самарской области.

Возложить на административного ответчика обязанность сообщить об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

    Председательствующий                                                                                            О.В. Блинкова

            Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2а-250/2023 ~ М-156/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурора Шигонского района
Ответчики
Администрация м.р. Шигонский
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Блинкова О.В.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация административного искового заявления
30.03.2023Передача материалов судье
04.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
04.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.04.2023Предварительное судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее