Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6839/2019 от 18.10.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

    10 декабря 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Марковой Н.В.

при секретаре Васильевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6839/2019 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области к Петинову Ю.О. о взыскании недоимки по налогу и пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с иском к Петинову Ю.О. о взыскании задолженности по налогу и пени, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 84 698 руб.

В обоснование иска указано, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества. Поскольку должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, ему было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам. Однако ответчиком данное требование не было исполнено.

В последующем истец исковые требования изменил, просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год по требованию № 9112 от 14.02.2018 года в размере 16 343,93 руб., перерасчет налога произведен в связи исключением из Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, определенного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года № 3033, объекта налогообложения: иное строение, помещения, сооружения, расположенное по адресу: г. Тольятти, <адрес> кадастровый номер , а также в связи с уплатой налогоплательщиком в счет налога ни имущество денежных средств в размере 1 453,07 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, письменно просит рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что по состоянию на 09.12.2019 года у Петинова Ю.О. задолженность по настоящему делу отсутствует.

Административный ответчик Петинов Ю.О. в судебном заседании обязанность по уплате налога на имущество не оспорил, пояснив, что кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером на основании решения Самарского облсуда от 08.08.2019 года, вступившим в законную силу 13.09.2019 года, составляет 2 680 000 руб., таким образом, с учетом перерасчета за 3 налоговых периода размер налога на имущество составляет 1452,61 руб., указанная сумма ответчиком была уплачена 21.09.2018 года, то есть на сегодняшний день задолженность отсутствует.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения административного ответчика, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.

Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 403 НК РФ Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с законом Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 года «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», в соответствии с ФЗ от 04.10.2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» единой датой начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, установлено 01 января 2015 года.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с п.п. 1,5,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со ст. 75 НК РФ

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

Судом установлено, что на основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика Петинова Юрия Олеговича было направлено налоговое уведомление № 81148634 от 10.11.2017 года о подлежащей уплате сумме налога. Налоговым органом был начислен налог на имущество за 2016 года в общем размере 84 698 руб., из них: объект с кадастровым номером по адресу: г. Тольятти, <адрес> – 1 203 руб., объект с кадастровым номером по адресу: г. Тольятти, <адрес> – 398 руб., объект с кадастровым номером по адресу: г. Тольятти, <адрес> – 588 руб., объект с кадастровым номером по адресу: г. Тольятти, ул. <адрес> – 80 374 руб., объект с кадастровым номером по адресу: г. Тольятти, <адрес> – 2 135 руб. Установлен срок оплаты до 18.01.2018 года.

Факт направления в адрес налогоплательщика указанного уведомления стороной ответчика оспорен не был.

В связи с неуплатой в полном размере в установленный срок налога в адрес Петинова Ю.О. было направлено требование об уплате налога на имущество за 2016 год в размере 84 698 руб. с предложением добровольно погасить недоимку до 10.04.2018 года, что подтверждается требованием № 9112 по состоянию на 14.02.2018 года.

Указанное требование также содержит обязанность по уплате пени за нарушение сроков уплаты налога на имущество в размере 525,05 руб.

Факт направления данного уведомления ответчику подтверждается списком корреспонденции со штампом Почты России об отправке 21.02.2018 года.

Данное требование было оставлено без исполнения, в связи с чем, налоговая инспекция 13.06.2018 года обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанных налоговых платежей и пени.

15.06.2018 года мировым судьей судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 21.06.2018 года был отменен на основании заявления Петинова Ю.О.

После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу. Иск подан в суд 21.08.2018 года.

Таким образом, административным истцом сроки, предусмотренные ст.ст. 48 НК РФ и 286 КАС РФ, при обращении в суд общей юрисдикции нарушены не были.

В рамках данного административного дела было установлено, что в связи с вынесением Министерством имущественных отношений Самарской области приказа № 151 от 13.02.2019 года, которым из Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, определенного приказом министерства от 30.11.2015 года № 3033, исключен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, <адрес>, принадлежащий Петинову Ю.О.

В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Между тем, в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения п. 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ в редакции настоящего ФЗ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01 января 2019 года.

В письме Минфина России от 20.12.2018 N 03-05-06-02/93171 о применении кадастровой стоимости в связи с ее изменением по решениям комиссии (суда), принятым после 01.01.2019, в целях исчисления и уплаты земельного налога и налога на имущество физлиц, также разъяснено, что изменения, предусмотренные Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступят в силу с 1 января 2019 года и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости, измененная на основании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда об установлении рыночной стоимости этого объекта налогообложения, принятых после 01.01.2019 года (в том числе по искам, поданным до 01.01.2019 года), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса РФ (в редакции ФЗ от 03.08.2018 года № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 НК ПФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

Принятым Самарским областным судом 08 августа 2019 года решением, вступившим в законную силу 13.09.2019 года, требования Петинова Ю.О. об изменении в Едином государственном реестре недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером удовлетворены, размер кадастровой стоимости данного объекта установлен в сумме 2 680 000 руб.

Таким образом, доводы административного ответчика о том, что расчет налога на имущество физических лиц за 2016 год в отношении объекта с кадастровым номером необходимо производить исходя из кадастровой стоимости в размере 2 680 000 руб., суд считает обоснованными.

Ответчиком также указано, что налоговым органом был произведен перерасчет налога на имущество за три налоговых периоды и указано к взысканию по требованию № 9112 от 14.02.2018 года налога на имущество в размере 1 452,61 руб. Данный налог ответчиком был уплачен 21.09.2018 года.

Административным истцом суду представлены пояснения, в которых указывается, что по состоянию на 09.12.2019 года задолженность по данному делу у ответчика отсутствует.

Между тем, судом установлено, что требования о взыскании недоимки по налогу за 2016 год, в том числе по налогу на имущество, административным истцом были заявлены 13.06.2018 года посредством обращения к мировому судье о выдаче судебного приказа и 21.08.2018 года посредством подачи административного иска в суд. Погашение недоимки произведено ответчиком 21.08.2019 года.

Указанное свидетельствует, что обращение административного истца в суд по вопросу взыскания с Петинова Ю.О. недоимки по налогу за 2016 год было обоснованным, поскольку погашение недоимки ответчиком было произведено только в рамках рассмотрения дела судом.

Таким образом, в силу требований налогового законодательства РФ с ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество с физических лиц за 2016 год по требованию № 9112 от 14.02.2018 года в размере 1 452,61 руб., в силу оплаты указанной суммы в рамках рассмотрения административного дела, считать решение суда в указанной части исполненным.

В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 400 руб.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Взыскать с Петинова Юрия Олеговича в пользу государства задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год по требованию № 9112 от 14.02.2018 года в размере 1 452 рубля 61 копейку, в указанной части решение считать исполненным.

Взыскать с Петинова Юрия Олеговича в доход государства государственную пошлину в 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2019 года.

Председательствующий:

2а-6839/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области
Ответчики
Петинов Ю.О.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Маркова Н. В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
17.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2019Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
21.10.2019Передача материалов судье
21.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2019Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2020Дело оформлено
01.09.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее