РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 апреля 2019 г. г.о. Самара
Судья Советского районного суда г. Самары Смолова Е.К.,
с участием прокурора Гридневой Н.В.,
при секретаре Драгуновой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное № по административному исковому заявлению Прокурора Советского района г.о.Самары, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Бабаеву А.А. о прекращении права на управление транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Самары, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Бабаеву А.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, в обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Советского района г.Самары проведена проверка соблюдения требований ФЗ №196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» на предмет законности управления транспортными средствами Бабаевым А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоящим на учете в Самарском областном наркологическом диспансере. В ходе проверки установлено, что у Бабаеву А.А. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение №<адрес>. Согласно информации ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом: «Синдром зависимости от нескольких психоактивных веществ II ст.» Имеет противопоказания к управлению транспортными средствами. Согласно ст. 24 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. В соответствии со ст. 1 ФЗ № 196-ФЗ охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения. В связи с тем, что в ст. 23 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что водители обязаны проходить медицинский осмотр, целью которого являются определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. В данном случае Бабаев А.А. имеет противопоказания.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, просил прекратить действие права на управление транспортными средствами у Бабаева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> до прекращения его диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением). Обязать Бабаева А.А. сдать в Управление ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области с целью аннулирования водительское удостоверение №<адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Советского района г.Самара Гриднева Н.В. административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причина неявки не известна.
Заинтересованное лицо – представитель Управления ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки не известна.
Заинтересованное лицо – представитель ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 39 КАС прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокуратурой Советского района г.Самары проведена проверка соблюдения требований Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» на предмет законности управления гражданами транспортными средствами.
В соответствии со ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения, в том числе, в качестве водителя транспортного средства. Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП устанавливаются федеральным законом.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно ст. 23.1 медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно которому психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболевания по МКБ-10: F10 - F16, F18, F19) являются противопоказанием к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Пунктом 1 ст. 28 ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрены следующие основания прекращения действия права на управление транспортными средствами: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (п. 2 ст. 24 ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии с п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 №1097, российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, в том числе, в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Согласно п. 27 указанных Правил Российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.
По сообщению РЭО ГИБДД УМВД России по г. Самаре ДД.ММ.ГГГГ Бабаеву А.А. выдано водительское удостоверение № <адрес>.
Согласно информации ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, Бабаев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом: «Синдром зависимости от нескольких психоактивных веществ II ст.».
По информации ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» № от ДД.ММ.ГГГГ Бабаев А.А. находился на диспансерном наблюдении с диагнозом «Синдром зависимости от нескольких психоактивных веществ II ст.» с ДД.ММ.ГГГГ, с апреля ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в связи с отсутствием сведений.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 г. N 377 определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным вышеуказанным Постановлением, установлено, что противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелым стойким или часто обостряющимися болезненными проявлениями (выражение формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально), а дополнительными противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего хроническим алкоголизмом, и предполагает наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-наркологом и оказание необходимой медицинской и социальной помощи. Решение о необходимости диспансерного наблюдения и его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией медицинского учреждения, оказывающего помощь.
При решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния ремиссии или стойкой ремиссии.
Стойкая ремиссия - это выздоровление.
В соответствии с Приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР N 704 от 12.09.1988 г. "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, больных наркоманией и токсикоманией - 5 лет.
Судом установлено, что на момент последнего посещения ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ г. ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер», наблюдаемая ремиссия 3 месяца.
Согласно информации ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» в настоящее время Бабаев А.А. имеет медицинское противопоказание к управлению транспортным средством.
Ответчиком не представлено доказательств прохождения специального лечения после постановки на учет, наличия стойкой ремиссии после специального лечения, также суду не представлены сведения о значительном улучшении состояния здоровья Бабаева А.А., что препятствует безопасному управлению им транспортными средствами, поскольку по медицинским показаниям при наличии диагноза «Синдром зависимости от алкоголя» запрещается управлять транспортными средствами.
Таким образом, судом установлено наличие прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения", и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты из прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета (ч.1 ст. 114 КАС РФ).
Таким образом, с Бабаева А.А. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуюсь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора Советского района г.о.Самары, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Бабаеву А.А. о прекращении права на управление транспортным средством - удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами у Бабаеву А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>.
Обязать Бабаева А.А. сдать в Управление ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> с целью аннулирования водительское удостоверение №<адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья