Дело № 2-97/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Канск Красноярского края 04 февраля 2016 года
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Гришаниной Н.В.,
с участием представителя истцов - Пивко М.Г.,
при секретаре - Рыковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карицкой ФИО12, Карицкой ФИО13 к администрации Канского района Красноярского края, администрации Терского сельсовета Канского района Красноярского края, ОАО «Племзавод Красный Маяк» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Карицкая Е.М., Карицкая Л.В. обратились в суд с иском к администрации Канского района Красноярского края, администрации Терского сельсовета Канского района Красноярского края, ОАО «Племзавод Красный Маяк», в которомпросят признать за ними, право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 42,2 кв.м. по 1/2 доли каждому.
Требования мотивированы тем, что в 1996 году данная квартира была предоставлена Карицкой Е.М. ОАО «Племзавод Красный Маяк» и Терским сельсоветом Канского района. С ДД.ММ.ГГГГ года истцы проживают и зарегистрированы по месту жительства в квартире, общей площадью 42,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, правом приватизации жилого помещения не пользовались. Договор найма жилого помещения не заключался. Истцы решили воспользоваться своим правом на приватизацию занимаемого жилого помещения, однако воспользоваться данным правом не могут в связи с тем, что жилое помещение при реорганизации совхоза в акционерное общество не было передано в муниципальную собственность.
В судебное заседание истцы Карицкая Е.М., Карицкая Л.В. не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили в суд своего представителя.
Представитель истцом Пивко М.Г. поддержала исковые требования в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Канского района Красноярского края ФИО6 в судебное заседание не явилась, направила отзыв на исковое заявление, в котором пояснила, что возражений по исковому заявлению не имеет, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика - администрации Терского сельсовета Канского района ФИО7 в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, пояснил, что по заявленным требованиям администрация сельского совета не возражает.
Представитель ответчика ОАО «Племзавод Красный Маяк» ФИО8 в судебное заседание не явилась, направила возражения на исковое заявление, в котором исковые требования признала частично, просила в иске к ОАО «Племзавод Красный Маяк» отказать в связи с тем, что передача жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации является прерогативой только органов государственной власти либо органов местного самоуправления.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя истцов, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции РФ, каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. действующей на момент возникновения правоотношений) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статья 2 названного Закона предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, относящиеся к жилищному фонду, независимо от того, на чьем балансе они находятся, предаются в муниципальную собственность городов или районов.
Согласно ст. 4 Постановления Пленума Верховного Суда от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 N 11, от 25.10.1996 N 10, от 06.02.2007 N 6, от 02.07.2009 N 14) решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 11 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В статье 4 данного закона указано, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Спорная квартира ни к одной из данных категорий не относится, следовательно, подлежит приватизации.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Судом установлено, что истцы Карицкая Е.М.и Карицкая Л.В. проживают на территории Терского сельсовета Канского района по адресу: <адрес>, участия в приватизации на территории Терского сельсовета не принимали. Как установлено в судебном заседании, квартира по адресу: <адрес> предоставлена семье Карицких в ДД.ММ.ГГГГ, все члены семьи зарегистрированы в данной квартиры, что подтверждается выпиской из домовой книги.
Согласно справке КУМИ администрации Канского района данная квартира в реестре муниципального образования Канский район не значится, не значится данная квартира и в реестре собственности Терского сельсовета Канского района. Сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Занимаемая истцами квартира при реорганизации совхоза в акционерное общество подлежала включению в состав муниципальной собственности Канского района либо, чего сделано не было. Тот факт, что муниципальные образования не оформили надлежащим образом правоустанавливающие документы на квартиру делает невозможным реализацию права истцов на приватизацию жилья наравне с другими гражданами.
По объективной причине - отсутствие у Администрации правоустанавливающих документов, истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору найма жилого помещения, что соответственно нарушает положение ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ". Отсутствие документов не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилого помещения по договору социального найма, не может служить основанием к отказу в иске и ущемлению конституционных прав граждан, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Поскольку государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно и обеспечивает реализацию этого права.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Суд с учетом вышеизложенного считает, что в соответствии с ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" истцы имеют право на приватизацию спорной жилой площади, поэтому их требования законны и подлежат удовлетворению. Однако, суд считает, что поскольку квартира должна быть передана при реорганизации предприятий и учреждений в муниципальную собственность городов и районов, ОАО «Племзавод Красный Маяк» и Администрация Терского сельсовета не могут быть надлежащими ответчиками по данному спору.
Приведенные обстоятельства подтверждаются доводами иска, материалами дела: выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой администрации Терского сельсовета Канского района от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой МКУ "КУМИ администрации Канского района Красноярского края" от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой администрации Терского сельсовета Канского района от ДД.ММ.ГГГГ №, уведомлением об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимого имущества, копией кадастрового паспорта помещения, копией заявления К;арицкой Е.М., копией паспорта Карицкой Л.В., копией паспорта Карицкой Е.М.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карицкой Е.М., Карицкой Л.В. к администрации Канского района Красноярского края удовлетворить.
Признать за Карицкой ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Карицкой ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право общей долевой собственности в порядке приватизации по 1/2 доли каждому на квартиру, общей площадью 42,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
ОАО «Племзавод Красный Маяк» и администрацию Терского сельсовета Канского района исключить из числа ответчиков.
Расходы по госпошлине отнести за счет истцов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Гришанина