Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1039/2018 ~ М-957/2018 от 12.09.2018

Дело №2-1039/2018 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
10 октября 2018 года                             г.Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Яровицыной Д.А.,

при секретаре Рычковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Мишуковой М.В. к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии, выплатить недополученную часть пенсии,

установил:

Мишукова М.В. обратилась в суд с иском к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу (далее по тексту – ОПФР по НАО) о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии, выплатить недополученную часть пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что с 25.06.1996 является получателем страховой пенсии по старости, которая на 01.01.2017 составляла 13 733 руб. 03 коп. При этом пенсия была назначена на основании ее заявления от 24.06.1996 к которому была приложена справка о размере среднего месячного заработка за 24 последних месяца работы. 10.01.2017 она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, при этом ею была представлена справка о размере заработной платы за 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности и на основании которого ей с 01.02.2017 был сделан перерасчет размера страховой пенсии и который составил 19 787 руб. 97 коп. Полагает, что пенсионный орган обязан произвести ей перерасчет пенсии за период с 05.06.1996 по 31.01.2017 и выплатить недополученную часть пенсии за указанный период, поскольку при назначении пенсии по вине ответчика она была лишена права выбора порядка определения среднемесячного заработка, поскольку ей не было разъяснено какие документы должны быть предоставлены при подаче заявления о назначении пенсии, в том числе справка о размере заработной платы за 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности, в связи с чем пенсия по страсти была ей начислена в гораздо меньшем размере, чем она могла бы получать.

В судебное заседание Мишукова М.В. не явилась, доверила представлять свои интересы представителю.

Представитель истца Овчинникова Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что изначально при обращении с заявлением о назначении пенсии сотрудниками пенсионного органа необходимо было уточнить у истца о выборе порядка определения среднемесячного заработка. Кроме того, истцу не был предложен наиболее выгодный вариант расчета пенсии. Полагает, что ответчиком не были выполненные обязательства по разъяснению истцу ее пенсионных прав, не запрошены необходимые документы.

Представитель ответчика ОПФР по НАО Шустров Н.В. с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил в их удовлетворении отказать.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Из материалов дела следует, что заявлением от 24.06.1996 Мишукова М.В. просила назначить ей пенсию по старости, при этом к заявлению были приложены, в том числе копия трудовой книжки, а также справка о размере заработной платы за 24 последних месяца работы.

Решением отделения ПФР по Ненецкому округу Пенсионного фонда России №3/278 от 15.07.1996, Мишуковой М.В. с 25.06.1996 в соответствии с п. «б» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года N 340-1 назначена пенсия по старости, при этом размер пенсии был определен на основании приложенной к заявлению справки о размере заработной платы.

В последующем, истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями (от 14.10.1996, 15.06.2006, 25.03.2008) о перерасчете размера пенсии, которые как следует из пенсионного дела истца, были удовлетворены с произведением соответствующих перерасчетов.

10 января 2017 г. Мишукова М.В. обратилась ОПФР по НАО с заявлением, в котором просила произвести перерасчет размера страховой пенсии за периоды до 01.01.2015 в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». К указанному заявлению были приложены в том числе: справка о заработной плате, документ, подтверждающий среднемесячный заработок, архивная справка о размере среднемесячного заработка за 60 месяцев работы.

На основании данного заявления, распоряжением ОПФР по НАО №174/17 от 13.01.2017 истцу был произведен перерасчет размера страховой пенсии и который с 01.02.2017 составил 19 787 руб. 97 коп., тогда как ранее ее размер составлял 13 733 руб. 30 коп.

Заявлением от 09.03.2017 истец просила ответчика произвести ей перерасчет размера страховой пенсии по старости за период с 05.06.1996 по 31.01.2017 включительно и выплатить недополученную часть пенсии за данный период, ссылаясь на то, что специалистами пенсионного органа при назначении ей пенсии ненадлежащим образом были истребованы документы, необходимые для правильного начисления ей пенсии и которое письмом ответчика от 16.03.2017 оставлено без удовлетворения.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением и заявляя требования о возложении на ОПФР по НАО обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости за период с 05.06.1996 по 31.01.2017 с выплатой недополученной части пенсии за указанный период, Мишукова М.В. ссылается на то обстоятельство по вине ответчика она была лишена право выбора порядка определения среднемесячного заработка при назначении пенсии, в связи с чем пенсия по страсти была ей начислена в гораздо меньшем размере, чем она могла бы получать.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами истца на основании следующего.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действующего в период возникновения правоотношений (далее по тексту - Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1), пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона).

При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии.

Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.

В силу ст. 102 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй настоящей статьи, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.

Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании ст. 118 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 119 Закона.

Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и документов по почте, днем обращения считается дата их отправления.

В случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы, обратившемуся за пенсией дается разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если они будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения считается день подачи заявления.

Заявление о назначении пенсии рассматривается органом социальной защиты населения не позднее 10 дней после его поступления со всеми необходимыми документами или поступления дополнительных документов.

Размер назначенной пенсии изменяется: при возникновении права на ее повышение - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился с заявлением о повышении пенсии со всеми необходимыми документами; при наступлении обстоятельств, влекущих уменьшение пенсии, - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (ст. 121).

Согласно ст. 126 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 организация (гражданин) несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выданных для назначения и выплаты пенсии.

Таким образом, согласно действующему в спорный период пенсионного законодательства, назначение пенсии носило заявительный характер с правом выбора обратившегося с таким заявлением наиболее выгодного для него варианта определения расчетного капитала.

Вместе с тем, при предоставлении Мишуковой М.В. 24.06.1996 заявления о назначении пенсии с приложенной к нему справкой о размере заработной платы за периоды с июня 1994 года по май 1996 года, т.е. за 24 последних месяца работы, при отсутствии иной справки о размере среднемесячной заработной платы, у пенсионного органа отсутствовали основания сомневаться в волеизъявлении истца об исчислении размера пенсии именно исходя из представленной справки, иного как того требует ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Кроме того, согласно пенсионного дела истца, изначально Мишуковой М.В. была назначена пенсия в максимальном размере.

Пунктом 1 ч.2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена возможность перерасчета размера страховой пенсии, в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.

Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (п. 2 ч. 1 ст. 23).

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ч. 2 ст. 23).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17 ноября 2014 г. утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ.

Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.

Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (п. 63).

Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии на момент обращения Мишуковой М.В. 10.01.2017 с заявлением о перерасчете страховой пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии. Перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии. При этом установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные отношения, механизм и порядок перерасчета размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчет размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Между тем, из материалов дела следует, что с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости истец обратилась 10.01.2017, в связи с чем ответчик правомерно произвел перерасчет размера пенсии с учетом вновь представленных документов со следующего месяца, то есть с 01.02.2017.

При этом в данном конкретном случае оснований для возложения на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с 05.06.1996 не имеется, поскольку материалы дела не содержат сведений о предоставлении истцом ответчику при обращении с заявлением о назначении пенсии по старости справки подтверждающий иной размер средней заработной платы нежели как за 24 последних месяца работы.

Кроме того, пенсионный орган не правомочен самостоятельно определять порядок расчета пенсии, а в своей деятельности обязан руководствоваться правовыми нормами, действующими на момент рассмотрения поступающих к нему заявлений.

В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу принципа состязательности каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом они сами несут ответственность за полноту предоставленных ими доказательств, от которых зависит правильность и полнота решения дела.

Вместе с тем, истцом доказательств, подтверждающих виновные действия пенсионного органа при принятии документов, назначении и расчете пенсии вопреки ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Мишуковой М.В. к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии, выплатить недополученную часть пенсии оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий                                                                          Д.А.Яровицына

Копия верна

Судья                                                                                                        Д.А.Яровицына

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2018 года

2-1039/2018 ~ М-957/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мишукова Мария Васильевна
Ответчики
ГУ-ОПФ РФ по НАО
Другие
Овчинникова Елена Викторовна
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Яровицына Дарья Андреевна
Дело на странице суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
12.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2018Передача материалов судье
17.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.10.2018Предварительное судебное заседание
10.10.2018Судебное заседание
15.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2018Дело оформлено
09.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее