Дело № 2-921/2019 (2-11387/2018)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 15 января 2019 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Смыковой Ю.А.,
при секретаре Тихоновой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента строительства Вологодской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Вологодской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
решением Вологодского городского суда от 14.09.2017 на Департамент строительства Вологодской области (далее - Департамент) возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
16.11.2017 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам (далее – МОСП) Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области (далее – УФССП по ВО) на основании исполнительного листа от 20.10.2017 серии № возбуждено исполнительное производство №, установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
По заявлению должника от 27.11.2017 определением Вологодского городского суда от 21.12.2017 Департаменту предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 21.06.2018.
В связи с неисполнением в установленный срок в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП по ВО 29.05.2018 с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
13.12.2018 Департамент обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Требования мотивировал тем, что в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 11.07.2016 № 597, имущество Департамента является государственной собственностью Вологодской области и согласно пункту 4.2 указанного Положения источниками формирования имущества Департамента является бюджетные средства, а также имущество, составляющее областную собственность и закрепленное за Департаментом на праве оперативного управления. Таким образом, для Департамента, финансируемого из областного бюджета, сумма назначенного исполнительского сбора в размере 50 000 рублей является весьма обременительной и приобретает характер чрезмерного взыскания.
Кроме того, Департаментом предприняты все меры для исполнения данного судебного решения, однако в связи с недостаточностью бюджетного финансирования судебное решение не могло быть исполнено в установленные сроки. Распоряжением Департамента от 18.07.2018 ФИО1 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; 23.07.2018 с ФИО1 заключен договор найма указанного жилого помещения. 21.08.2018 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
27.11.2017 Департамент обратился в Вологодский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением суда от 21.12.2018 Департаменту предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 21.06.2018.
Просит освободить от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя.
В судебное заседание представитель истца - Департамента не явился, извещен надлежаще.
В судебное заседание представитель ответчика – МОСП УФССП по ВО не явился, извещен надлежаще.
В судебное заседание прокурор Вытегорского района, третье лицо ФИО1 не явились, извещены надлежаще.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
На основании части 1 статьи 112 указанного Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что Департамент требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнил.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что 27.11.2017, то есть до принятия судебным приставом постановления от 29.05.2018 о взыскании исполнительского сбора, Департамент обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения. Определением от 21.12.2018 должнику предоставлена отсрочка исполнения решения сроком до 21.06.2018.
С учетом изложенного, того, что должник в рамках предоставленных полномочий и возможностей предпринимал все возможные меры к исполнению решения суда, являясь бюджетным учреждением, не имел возможности своевременно исполнить требования судебного пристава-исполнителя, в настоящий момент решение исполнено, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника в неисполнении решения суда, в связи с чем, полагает возможным освободить Департамент от взыскания исполнительского сбора.
При этом суд принимает во внимание, позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 30.07.2001 № 13-11, от 01.04.2008 № 419-0-П, в соответствии с которой исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Возложение обязанности по уплате исполнительского сбора должно применяться с соблюдением вытекающих и Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 194-199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Департамента строительства Вологодской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Департамент строительства Вологодской области от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области от 29.05.2018, вынесенному в рамках исполнительного производства №.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья | Ю.А. Смыкова |
Мотивированное заочное решение изготовлено 21.01.2019.