Дело №3-112-2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.
при секретаре Добрыдневой Т.С.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой A.M., представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае Б., П., действующих на основании доверенностей, представителя заинтересованных лиц - Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края К. действующей на основании доверенностей,
представителя заинтересованного лица - Правительства Пермского края К1. действующей на основании доверенности, представителей заинтересованного лица - администрации МО «Фроловское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края Б1., Н., действующих на основании доверенностей,
представителей заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью «Финпроект» З. Э., действующих на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица - Открытого акционерного общества «Строительно-монтажный трест № 14» Р., действующего на основании доверенности,
рассмотрел 30 октября 2014 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 26 июля 2013 года № 993-п «О включении земельных участков в границы населённого пункта **** и об изменении вида разрешённого использования земельных участков»,
установил:
26 июля 2013 года Правительством Пермского края принято постановление № 993-п «О включении земельных участков в границы населённого пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида разрешённого использования земельных участков», в соответствии с которым в границы села Фролы
Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края включены земельные участки общей площадью 630474 кв.метра:
кадастровый номер ** площадью 72299 кв.м,
кадастровый номер ** площадью 437100 кв.м,
кадастровый номер ** площадью 89995 кв.м,
кадастровый номер ** площадью 31080 кв.м,
и изменён вид разрешенного использования земельных участков с «для учебной и научно-исследовательской работы" на"для комплексного освоения в целях жилищного строительства".
Постановление опубликовано в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 29 июля 2013 года № 29 (260).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю обратилось в суд в защиту интересов Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного правового акта, полагая его незаконным, принятым с нарушением процедуры, установленной Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации», и не соответствующим общим принципам перевода земель из одной категории в другую, а также нарушающим законные права и интересы Российской Федерации. Полагает, что основанием для выдачи заключения о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков явилось обращение неуполномоченного лица, а именно Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, тогда как, по мнению заявителя, таким правом в силу положений ст.4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации» после 31 декабря 2012 года обладает исключительно Федеральный Фонд содействия развитию жилищного строительства. В момент издания заключения оно не соответствовало требованиям действующего законодательства, так как земельный участок с кадастровым номером ** непосредственно не примыкал к границам населенного пункта с.Фролы. Оспариваемое постановление в нарушение положений ст.З Федерального закона «О переводе земельных участков из одной категории в другую» не только не содержит сведений о границах и описание местоположения земель, из которых сформированы земельные участки, но и содержание указанных данных невозможно установить ввиду отсутствия документов, являющихся приложением к оспариваемому постановлению, из которых указанную информацию можно было бы получить. Кроме того имелись основания для выдачи отрицательного заключения ввиду несоответствия границ подлежащих включению в границы населенного пункта земельных участков документам территориального планирования - Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки с.Фролы. В нарушение требований ст. 17.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации» до настоящего времени не изменены документы территориального планирования с.Фролы в связи с включением оспариваемым постановлением земельных участков в границы населенного пункта. В период, следующий за принятием оспариваемого нормативного акта, субъект осуществил ряд процедур, которые формально дают ему право требования передачи спорных земельных участков из федеральной собственности в собственность Пермского края. В отношении спорных земельных участков заключены договоры аренды. В случае соблюдения порядка перевода спорных земельных участок из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и правомерного распоряжения ими субъект смог бы приобрести право собственности на них, а денежные средства, полученные за организацию и проведение торгов, перечислены в бюджет субъекта Российской Федерации, также как и подлежащая внесению в соответствии с договорами аренды плата за пользование спорными земельными участками. В отношении земельного участка с кадастровым номером ** до настоящего времени не принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования. Предоставление такого земельного участка в аренду без прекращения права постоянного (бессрочного) пользования невозможно, что прямо запрещено ст.6 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Пунктом 8 Постановления Правительства Россиийской Федерации от 13 мая 1992 года № 312 установлено, что не допускается изъятие земельных участков без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
В судебном заседании представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае Б., П., на заявленном требовании, с учетом письменного уточнения (т.5 л.д. 157-158), настаивали. Представитель заявителя Б., письменно заявил о подложности доказательств по делу - сведений о размещении Генерального плана Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края в форме двух распечаток с сайтов (т.5 л.д. 163-164).
Представитель Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края К. возражала против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных отзывах (т.1 л.д.96-102, 191-192, т.5 л.д.115-122), просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Правительства Пермского края К1. полагая заявленные требования необоснованными, просила в их удовлетворении отказать.
Представители заинтересованного лица администрации МО «Фроловское сельское поселение» Б1., Н., возражали против удовлетворения заявленного требования, в том числе по доводам, изложенным в письменных возражениях (т.5 л.д.3-7,
Представители Общества с ограниченной ответственностью «Финпроект» З. Э., заявленные требования полагали необоснованными, представили письменные возражения на заявление (т.1 л.д.188-г90,т.5л.д.93-95).
Представитель Открытого акционерного общества «Строительно-монтажный трест № 14» Р., просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление (т.1 л.д.184-186).
Федеральный Фонд содействия развитию жилищного строительства, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (т.5 л.д.85), представителя для участия в судебном заседании не направил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил. Ранее направил в суд письменные пояснения относительно заявления, в которых просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований (т.1 л.д. 178-181).
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебном заседании участия не принимал, в суд направлен письменный отзыв на заявление (т.4 л.д. 139-140)
ФГБУ «ФКП Росреестра» направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (т.5 л.д.67).
Общество с ограниченной ответственностью «Сигма-Сервис», извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (т.5 л.д.84), своего представителя для участия в судебном заседании не направило, ходатайство об отложении судебного заседания не заявило.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные отзывы на заявление, доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных, с учетом уточнения, требований.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов.
Принятие решений о включении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для обеспечения использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", не позднее 31 декабря 2016 года, находящихся в федеральной собственности земельных участков в границы населенных пунктов, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (редакция на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов в силу части 2 статьи 4.1 указанного закона принимается одновременно с решением об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков.
В соответствии с ч.4 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления такого заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка. В случае включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства публичные слушания не проводятся (ч.5 ст.4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей -статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи (часть 13 ст.4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Согласно ч.18 ст.4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Основания для отказа в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта установлены ч.19 ст.4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Приведенные законоположения свидетельствуют о том, что порядок рассмотрения заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта строго регламентирован и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан рассмотреть его в установленные законом сроки и принять одно из решений: о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об отказе в принятии такого решения.
Судом установлено, что протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 31 октября 2012 года № 42 принято решение о передаче органам государственной власти Пермского края осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению пятью земельными участками ориентировочной площадью 650600 кв.м, 31100 кв.м, 437100 кв.м, 72300 кв.м и 90000 кв.м, которые образованы из земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, представляющих собой обособленные части с учетными номерами **, **, **, входящие в состав находящегося в федеральной собственности единого землепользования, местоположение: **** (кадастровый номер: **), площадью 36134144 кв.м, в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) соответствующей территории для комплексного освоения в целях жилищного строительства и на срок, предусмотренный Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» (пункт 2 протокола) (т. 1 л.д.20-31).
В соответствии с переданными полномочиями, на основании пункта 3.43 Положения о Министерстве по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 15 декабря 2006 года № 88-п, приказом указанного Министерства от 30 мая 2013 года № СЭД-31-02-2-02-481 образованы земельные участки с кадастровыми номерами ** площадью 31080 кв.м, ** площадью 89995 кв.м, ** площадью 437100 кв.м, ** площадью 72299 кв.м, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенной использование "для учебной и научно-исследовательской работы" (т.1 л.д.219-221). В период с 19 по 21 июня 2013 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки (т.1 л.д.206-209).
8 июля 2013 года Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края обратилось к главе Фроловского сельского поселения с заявлением о выдаче заключения о возможности и целесообразности включения указанных четырех участков в границы населенного пункта ****, а также возможности и целесообразности изменения вида разрешенного использования земельных участков - для комплексного освоения в целях жилищного строительства. К заявлению были приложены свидетельства на земельные участки, кадастровые паспорта, копия Протокола заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 31 октября 2012 № 42 с копией приложения к данному Протоколу выписка из ЕГРЮЛ(т.1 л.д. 204-205).
Рассмотрев указанное заявление, 18 июля 2013 года администрация муниципального образования «Фроловское сельское поселение» направила Правительству Пермского края заключение о возможности включения земельных участков в границы с.Фролы и изменения вида разрешенного использования земельных участков - для комплексного освоения в целях жилищного строительства (т.1 л.д.202-203).
Довод представителя заявителя о том, что необходимость и целесообразность перевода земель из одной категории в другую в заключении органом местного самоуправления не мотивированы, нельзя признать обоснованным.
Ни федеральное, ни региональное законодательство не содержит критерия целесообразности включения земельных участков—в—состав населенного пункта.
Из материалов дела видно, что вопрос о возможности включения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и не используемых для реализации полномочий Российской Федерации, в границы село Фролы в целях жилищного строительства рассматривался с 2008 года, направлялись соответствующие заявки и предложения, в том числе по запросам Федерального Фонда содействия развитию жилищного строительства (т.5 л.д.28-47).
Кроме того, как следует из анализа положений статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границу населенных пунктов - прерогатива соответствующего органа местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах оснований полагать, что заключение о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта с.Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края является не мотивированным, не установлено.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о наличии оснований к отказу в выдаче органом местного самоуправления заключения, в том числе положительного.
Утверждение заявителя о том, что с заявлением о выдаче заключения в администрацию Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края обратилось неуполномоченное лицо, что являлось основанием для отказа в выдаче заключения, нельзя признать основанным на законе.
Правом на обращение с заявлением о включении находящихся в федеральной собственности земельных участков в границы населенного пункта в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" не позднее 31 декабря 2016 года, и об изменении вида разрешенного использования земельного участка, обладают лица, указанные в частях 4 и 4.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". При этом лица, перечисленные в части 4 указанной статьи должны быть правообладателями земельных участков, тогда как Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, указанный в качестве лица, имеющего право на обращение с заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления, в исключение из общего правила, правообладателем земельного участка на момент обращения с заявлением может не быть.
Часть 4.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" введена в указанный закон Федеральным законом от 30.12.2012 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях реализации нормы 5 пункта 1.3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", введенной Федеральным законом от 10.07.2012 года № 118-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, которая наделяет Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства правом обращаться в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, с заявлением о включении находящегося в собственности земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка для его использования в целях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Суд соглашается с позицией Правительства Пермского края, Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства о том, что принятие части 4.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" направлено на сокращение сроков вовлечения земельных участков, которые предлагаются передать для формирования имущества Фонда, однако данная норма не может быть истолкована как запрещающая органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" осуществляют полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, обращаться в органы местного самоуправления с заявлениями о включении таких земельных участков в границы населенных пунктов и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Системное толкование положений Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что часть 4.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" относится исключительно к тем земельным участкам, которые передаются Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства.
Поскольку достижение цели передачи органам государственной власти Пермского края полномочий Российской Федерации - комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства предполагает осуществление мероприятий по включению земельных участков, имеющих категорию земель сельскохозяйственного назначения, в границы населенного пункта и изменение вида их разрешенного использование, оснований полагать, что в данном случае Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края не является заинтересованным во включении спорных земельных участков в границы населенного пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, не имеется.
Судом проверен и отклоняется, как несостоятельный, довод заявителя о том, что Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края не обладало на момент обращения в администрацию Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края с заявлением о выдаче заключения о целесообразности и возможности включения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, такими полномочиями.
Право исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на принятие решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказе в принятии решения установлено частью 18 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 11 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края является Правительство Пермского края.
Правительством Пермского края 15 декабря 2006 года утверждено постановление № 88 «Об утверждении Положения о Министерстве по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края». В соответствии с п.3.43 указанного Положения Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края» осуществляет в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, управление и распоряжение земельными участками; согласно п.3.43.3 - является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти Пермского края осуществления указанных полномочий Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Таким образом, в силу указанных норм Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края является лицом, уполномоченным обращаться с мотивированным заявлением в органы местного самоуправления о возможности и целесообразности включения земельных участков, находящимися в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти Пермского края осуществления указанных полномочий Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" в границы населенных пунктов и изменения вида разрешенного использования земельных участков.
Довод заявителя о том, что на момент выдачи органом местного самоуправления соответствующего заключения в отношении спорных земельных участков и до настоящего времени не было прекращено право бессрочного пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером **, является несостоятельным.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером ** образован из земельного участка с кадастровым номером **, который в свою очередь представляющий собой обособленную часть земельного участка с кадастровым номером ** (т.1 л.д. 34-36)
Как видно из распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 29.10.2012 года № 695-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА на земельный участок с кадастровым номером **. Доказательств, свидетельствующих об отмене указанного распоряжения, не имеется, равно, как и не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что на момент выдачи заключения и принятия оспариваемого постановления земельный участок с кадастровым номером ** находится в пользовании, владении государственного образовательного учреждения. Указанное обстоятельство исключало необходимость соблюдения органом местного самоуправления при выдаче заключения о целесообразности и возможности включения указанного участка в границы с.Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и изменения вида разрешенного использования п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 года № 312 «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования», согласно которому не допускалось изъятие или изменение служебного назначения зданий и сооружений, используемых учреждениями, предприятиями и организациями системы образования, предоставленных им земельных участков, без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что органом местного самоуправления не могло быть выдано положительное заключение, поскольку земельный участок с кадастровым номером ** не примыкал к границам с.Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края является необоснованным, поскольку согласно Генеральному плану **** земельный участок с указанным кадастровым номером непосредственно примыкает с земельному участку с кадастровым номером **, который примыкал к границам с.Фролы.
Не могут быть признаны состоятельными доводы заявителя и его представителей о том, что заключение о возможности и целесообразности включения спорных земельных участок в границы населенного пункта село Фролы не соответствует документам территориального планирования, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что документами территориального планирования муниципального образования, утвержденными в установленном порядке, не предусмотрено использование указанных земельных участков для жилищного строительства. Более того, на момент издания оспариваемого постановления спорные земельные участки входили в проектируемую черту с.Фролы Фроловского сельского поселения согласно генеральному плану поселения.
Доводы заявителя о необходимости последующего изменения муниципальных правовых актов территориального планирования в соответствии с пунктом 24 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не влияют на законность оспариваемого постановления и не влекут его недействительность.
Правительством Пермского края решение о включении этих земельных участков в границы населенного пункта и изменении их вида разрешенного использования, которое оспаривается заявителем в части включения в границы **** земельных участков с кадастровыми номерами ** площадью 31080 кв.м, ** площадью 89995 кв.м, ** площадью 72299 кв.м и изменения вида разрешенного использования этих земельных участков с "для учебной и научно-исследовательской работы" на "для комплексного освоения в целях жилищного строительства" принято на основании указанного выше положительного заключения органа местного самоуправления.
Суд считает, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, которое в соответствии со ст.23 Устава Пермского края является высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края и органом, которым правомочен в соответствии с ч.18 ст.4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" принимать решения о включении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в границу населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка. В связи с чем утверждение представителя заявителя о том, что п.1 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" устанавливает исключительный перечень полномочий, полномочия по принятию решения о включении земельных участков в границы населенного пункта не установлены данным перечнем не свидетельствует об отсутствии у Правительства Пермского края полномочия на принятие решение о включении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в границу населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Являются несостоятельными доводы представителя заявителя относительно отсутствия полномочия у органа государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением г.Москва и Московской области) на принятие решения о включении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и изменения вида разрешенного использования после 31 декабря 2012 года, поскольку статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что принятие таких решений для обеспечения использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" возможно не позднее 31 декабря 2016 года.
Не смотря на доводы представителя заявителя о том, что при подготовке нормативного правового акта исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не проверил заключение на соответствие документам территориального планирования субъекта, суд считает, что оспариваемый акт принят с соблюдением требований законодательства к порядку принятия.
В соответствии со ст. 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края Правительство Пермского края в рамках своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений правительства Российской Федерации, Устава Пермского
края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, указов губернатора Пермского края издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений правительства Пермского края.
Порядок подготовки проектов постановлений Правительства Пермского края установлен Постановлением Правительства Пермского края от 5 ноября 2007 года № 223-п «Об утверждении Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и Председателя Правительства Пермского края. Оспариваемый акт подготовлен в соответствии с Регламентом подготовки и проектов правовых актов Правительства Пермского края и Председателя Правительства Пермского края, имеет установленную форму, проект акта прошел согласование в соответствии с установленным в Регламенте порядке, в том числе с заместителем министра по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, министром территориального развития Пермского края (т.1 л.д. 193-201), акт подписан уполномоченным должностным лицом.
Правительством Пермского края соблюдены правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе правила опубликования, установленные Указом губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края.
Доводы заявителя относительно того, что оспариваемое постановление не содержит достаточных сведений о земельных участках, которые включены в границы населенного пункта ****, проверены судом и не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частью 1 ст.5 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
Согласно части 1 статьи 7 указанного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края к заявлению, адресованному во Фроловскую сельскую администрацию Пермского муниципального района Пермского края, были приложены документы, в том числе кадастровые паспорта на земельные участки. Суд считает, что кадастровые паспорта позволяют определить уникальные характеристики земельного участка и определить его границы на местности. Из содержания оспариваемого постановления видно, что в постановлении указаны кадастровые номера спорных земельных участков. Таким образом, указанный довод заявителя не является основанием для признания оспариваемого в части постановления недействующим.
Суд считает установленным, что нарушений при издании оспариваемого в части нормативного правового акта, влекущих признание акта недействующим, не имеется.
Суд отмечает, что Правительством Пермского края оспариваемое постановление принято в пределах годичного срока, на который Правительству Пермского края переданы полномочия осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками.
Анализируя характер и предмет спора, положения Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О порядке перевода земель или земельных участков из одной категории в другую", Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", регулирующих спорное правоотношение, суд полагает, что принятие решений об установлении или изменении границ населенных пунктов, а также о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных участков осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Как видно из материалов дела, оспариваемое постановление принято Правительством Пермского края в целях включения земельных участков в границы населенного пункта и изменения разрешенного вида для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В силу положений ч.1 и ч.2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) включение находящихся в федеральной собственности земельных участков в границы населенного пункта для обеспечения использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", не позднее 31 декабря 2016 года исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей возможно, как до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, так и при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов.
Доводы заявителя о том, что при отсутствии утвержденных Генеральных планов в соответствии с указанной статьей, которую следовать трактовать в совокупности со ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», исключена возможность включения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в границы населенного пункта основаны на неверном истолковании указанных выше правовых норм.
В силу статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" допускается возможность изменения границ населенного пункта путем включения в данные границы земельных участков до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений.
Утверждение представителей заявителя о том, что на момент принятия оспариваемого нормативного акта генеральный план не был опубликован, кроме того генеральный план не опубликован в полном объеме до настоящего времени, в связи с чем нельзя считать, что генеральный план является действующим нормативным правовым актом, на правовую судьбу оспариваемого нормативного правового акта не влияет по основаниям, изложенным ранее.
Доводы представителя заявителя, изложенные в заявлении о подложности доказательств по делу (т.5 л.д.163) - сведений о размещении Генерального плана **** в форме двух распечаток с сайтов (т.5 л.д.8,10), правового значения для дела не имеют, поскольку сам по себе факт опубликования Генерального плана Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края или отсутствие такового опубликования на день принятия оспариваемого постановления не может свидетельствовать о недействительности постановления, по мотивам, изложенным выше.
Кроме того, в материалы дела представлено решение Совета депутатов Фроловского сельского поселения от 30.05.2013 года № 296 об утверждении Генерального плана Фроловского сельского поселения (т.5 л.д.56), которое опубликовано в соответствии с Уставом муниципального образования «Фроловское сельское поселение» в Бюллетене нормативных правовых актов Фроловского сельского поселения от 30.05.2013 года № 7.
Суд считает, что названные заявителем обстоятельства не предусмотрены в качестве безусловного основания для принятия решения об отказе включить земельные участки в границы населенного пункта. Иные препятствия для принятия положительного решения, перечисленные в пунктах 1, 2 части 18 статьи Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", установленные федеральными законами ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельных участков; документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципального образования предусмотрено использование земельных участков, не соответствующее указанному в заявлении, отсутствуют. Земельные участки не принадлежат к землям лесного фонда, землям, предоставленным воинским формированиям или органам по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности.
Являются несостоятельными доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление нарушает права Российской Федерации.
Принятие решений об использовании находящихся в федеральной собственности земельных участков в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» относится к полномочиям Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации. Как установлено при рассмотрении дела, решение об использовании спорных земельных участков в целях, установленных указанным законом, принято Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства 31 октября 2012 года.
Кроме того в соответствии со ст.84 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Изменение категории спорных земельных участков с «земель сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» осуществлено на основании Протокола заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 31.10.2012 года №42, то есть основано на волеизъявлении собственника. На момент рассмотрения дела судом право собственности на спорные земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией.
При указанных обстоятельствах ссылка заявителя на то, что денежные средства за участие в торгах и арендные платежи за пользование спорными участками поступили в бюджет субъекта Российской Федерации, а не в федеральный бюджет, не является подтверждением факта нарушения прав и интересов Российской Федерации. Обжалуемые заявителем нормы не регулируют правоотношения по предоставлению земельных участков в пользование и аренду.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт принят Правительством Пермского края в пределах предоставленных полномочий, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права Российской Федерации не нарушает.
В соответствии с ч.1 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах, заявителю следует отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 198-199, ч.1 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о признании недействующим постановления Правительства Пермского края от 26 июля 2013 года № 993-п «О включении земельных участков в границы населённого пункта **** и об изменении вида разрешённого использования земельных участков» в части включения в границы населенного пункта село **** из категории земли сельскохозяйственного назначения земельных участков с кадастровым номером ** площадью 31080 кв.метров, с кадастровым номером ** площадью 89995 кв.метров с кадастровым номером ** площадью 72299 кв.метров и изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков с «для учебной и научно-исследовательской работы» на «для комплексного освоения в целях жилищного строительства» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья - Хрусталева Л.Е.
Решение не вступило в законную силу.