Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-817/2012 ~ М-754/2012 от 03.10.2012

по делу 2-817\2012 года РЕШЕНИЕ

                                   Именем Российской Федерации

23 ноября 2012 года                                                                         г. Семёнов         Судья Семёновского районного суда Нижегородской области Смирнова М.Г.,

при секретаре Швецовой Н.В.,                                                                   

с участием истца Афанасьев Н.В.,

представителя ответчика администрации городского округа Семеновский Нижегородской области по доверенности Хорошиловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Афанасьев Н.В. к администрации городского округа Семеновский Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании восстановить его и членов его семьи в льготной очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в которой состоят ветераны боевых действий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ и признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета,

УСТАНОВИЛ:

     Афанасьев Н.В. обратился в суд с иском к администрации городского округа Семеновский Нижегородской области об обязании восстановить его и членов его семьи в льготной очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в которой состоят ветераны боевых действий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ и признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Судом с согласия истца в качестве соответчика привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области.

В судебном заседании истец Афанасьев Н.В. свои исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Семеновского района Нижегородской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В соответствии с удостоверением серия БК от ДД.ММ.ГГГГ он является Ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.95г. № 5-ФЗ «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ им в Администрацию г. Семенова было написано заявление с просьбой восстановить его и членов его семьи в льготной очереди, которая предполагала первоочередное бесплатное предоставление жилья Ветеранам боевых действий согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». В данный момент он и члены его семьи состоят в общей очереди по<адрес>. Он считает, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «О ветеранах», в той мере, в какой им ограничивается право ветеранов боевых действий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ не соответствует ряду статей Конституции РФ.Кроме этого, в тех случаях, когда федеральный закон находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, суду, при вынесении решения, необходимо оценивать содержание закона и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Считает, что он как ветеран боевых действий имеет право на то, чтобы состоять со своей семьей в льготной очереди по улучшению жилищных условий, так как законодательство предполагает льготы по получению жилья ветеранами боевых действий в первоочередном порядке и его с членами его семьи, администрация должна была поставить в льготную очередь, а не в общую. Просит суд обязать ответчика восстановить его и членов его семьи в льготной очереди, в которой состоят ветераны боевых действий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и признать за ним право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как он является ветераном боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ, и не имеет жилья.

        Представитель ответчика администрации городского округа Семеновский Нижегородской области по доверенности Хорошилова И.В. в судебном заседании исковые требования Афанасьев Н.В. не признала в полном объеме, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Семеновского района Нижегородской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. На основании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Семеновского района ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ с отметкой, что он является ветераном боевых действий. Администрация городского округа Семеновский не может восстановить истца в льготной очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку такой очереди не предусмотрено действующим жилищным законодательством и истец в ней соответственно никогда не стоял. Обеспечить истца жильем за счет средств федерального бюджета они также не вправе, поскольку на них не возложены такие полномочия.

        

Представитель соответчика- Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседании не явился, указав в своем заявлении, что просит рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Министерства социальной политики Нижегородской области.Министерство не согласно с исковыми требованиями в связи со следующим. Из искового заявления следует, что Афанасьев Н.В. является ветеранов боевых действий. По имеющейся информации истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации городского округа Семеновский Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно статье 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; Согласно статье 23.2 Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, Нижегородской области переданы полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение данной нормы в Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 07.07.2006 № 68-3 «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» (далее - Закон). Согласно статье 1 Закона определены формы и порядок обеспечения жильем проживающих на территории Нижегородской области и нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, в частности, установленных статьей 16 Федерального закона, вставших на учет до 01.01.2005. Действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения ветеранов боевых действий жильем, обратившихся с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, но они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности (апелляционное определение Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу ).Таким образом, Афанасьев Н.В., являющийся ветераном боевых действий и вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после вправе претендовать на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке очередности, обеспечению жильем в соответствии с Законом и статьей 23.2 Федерального закона в рамках переданных Нижегородской области от Российской Федерации полномочий истец не подлежит. Просят в иске Афанасьев Н.В. отказать.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Афанасьев Н.В. удовлетворению не подлежат.

       

        Судом установлено, что истец Афанасьев Н.В. является ветераном боевых действий, о чем свидетельствует удостоверение серии БК , выданное ДД.ММ.ГГГГ.

     ДД.ММ.ГГГГ Афанасьев Н.В. обратился в администрацию Семеновского района Нижегородской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

    На основании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Семеновского района ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ. В настоящее время он также состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по<адрес>).

Согласно справке ООО « Жилсервис» от ДД.ММ.ГГГГ, Афанасьев Н.В. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> имеет следующий состав семьи: жена ФИО5, дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

        Суд считает, что требования истца о восстановлении его и членов его семьи в льготной очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в которой состоят ветераны боевых действий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ и признании за ним права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не основаны на нормах закона.

       Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.10.2012) "О ветеранах", ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

Согласно статье 23.2 вышеуказанного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    

        Таким образом, поскольку Афанасьев Н.В., являющийся ветераном боевых действий встал на учет как лицо, нуждающееся в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ, он должен обеспечиваться жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.


      Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

      Из изложенного следует, что действующим жилищным законодательством не предусмотрено льготных очередей на предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

             Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 г. N 990-О-О, Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа от принятых на себя публично-правовых обязательств.

       Аналогичная позиция Конституционного Суда РФ содержится и в Определении от 22 марта 2011 г. N 359-О-О, согласно которому реализация конституционного права на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.

      В связи с этим суд находит необоснованными доводы истца нарушении его конституционных прав и необходимости применения Конституции Российской Федерации в качестве акта прямого действия, в связи с не соответствием подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «О ветеранах» Конституции РФ.

       Таким образом, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Афанасьева Николая Валерьевича к администрации городского округа Семеновский Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании восстановить его и членов его семьи в льготной очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в которой состоят ветераны боевых действий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ и признании за ним права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета следует отказать.

                                      

        Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                                  РЕШИЛ:

           В удовлетворении исковых требований Афанасьев Н.В. к администрации городского округа Семеновский Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании восстановить его и членов его семьи в льготной очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в которой состоят ветераны боевых действий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ и признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Семеновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                 Судья -                                                                  М.Г. Смирнова

2-817/2012 ~ М-754/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Афанасьев Николай Валерьевич
Ответчики
Министерство социальной политики Нижегородской области
Администрация городского округа Семеновский
Суд
Семеновский районный суд Нижегородской области
Судья
Смирнова Марина Геннадьевна
Дело на сайте суда
semenovsky--nnov.sudrf.ru
03.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2012Передача материалов судье
03.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2012Подготовка дела (собеседование)
16.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2012Судебное заседание
23.11.2012Судебное заседание
30.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2013Дело оформлено
13.08.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее