К делу № 2-1129/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июня 2016года Туапсинский районный суд
Краснодарского края в составе:
Председательствующего - Г.Л. Авджи,
при секретаре - Н.М. Гайдидеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ДАнцевой В.М. и Дворецкого А.П. о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Данцева В.М. и Дворецкий А.П. обратились в суд с иском к Администрации МО Джубгское городское поселение Туапсинского района о предоставлении им в общедолевую собственность за плату земельного участка площадью 198 кв.м., с кадастровым номером № по адресу <адрес> - для целей, не связанных со строительством, ссылаясь на то, что им незаконно отказано в этом.
В судебном заседании Данцева В.М. пояснила, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Также, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о переуступке прав по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № им же принадлежит земельный участок площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Между указанными земельными участками расположен земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 198 кв.м. свободный от прав третьих лиц. Данный участок используется исключительно ими для подъезда к своим участкам, иного подъезда не имеют. В настоящее время участок, площадью 198 кв. метров сформирован, поставлен на кадастровый учет, с видом разрешенного использования - для целей, не связанных со строительством (благоустройство). Получив кадастровый паспорт, в октябре 2015 года они обратились в администрацию Джубгского городского поселения о предоставлении им за плату данного земельного участка. Однако, Администрацией Джубгского городского поселения письмом от 1.10. 2015 года им было рекомендовано обратиться с заявлениями в Администрацию МО Туапсинский район, т.к. в соответствии с п.3 ст.34 Федерального закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. и ст.34 ЗК РФ, предоставление таких земельных участков являются полномочиями администрации МО Туапсинский район. При обращении по данному вопросу в администрацию МО Туапсинский район Управлением имущественных отношений администрации МО Туапсинский район письмом от 11. 05. 2016 года было рекомендовано обратиться с данными заявлениями в администрацию Джубгского городского поселения в связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками в органы местного самоуправления. Таким образом, до настоящего времени вопрос о предоставлении нам в собственность за плату земельного участка, не разрешен. В то же время в соответствии с Федеральным Законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, согласно которому ст. 34 Земельного Кодекса РФ утратила силу. установлен ряд переходных положений, в том числе и в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным Кодексом РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу указанного Закона/ ст. 34 ФЗ № 171/. По вопросу полномочий по предоставлению земельных участков в соответствии со ст. 34 ЗК в рамках реализации переходных положений, уже рано разъяснение Минэкономразвития РФ, согласно которому при наличии правил землепользования и застройки, предоставление участком осуществляется органом местного самоуправления поселения. В связи с чем просят обязать администрацию МО Джубгское городское поселение предоставить им в собственность за плату земельный участок, площадью 198 кв.м., с кадастровым номером № по адресу <адрес> - для целей, не связанных со строительством/под благоустройство/.
Дворецкий А.П. в судебном заседании поддержал исковые требования по тем же основаниям.
Представитель Администрации МО Джубгское городское поселение Туапсинского района, в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав истцов, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Данцевой В.М. и Дворецкому А.П. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий вид разрешенного использования- для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности. Им же на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: пгт. <адрес> на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о переуступке прав по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Между земельными участками № и № расположен земельный участок, площадью 198 кв.м., свободный от прав третьих лиц, что видно из пояснительной записки к схеме расположения земельного участка.
Как видно из представленной схемы, подъезд к обоим участкам, находящихся во владении Данцевой В.М. и Дворецкого А.П., осуществляется по указанному участку. При этом на участке имеется обременение в виде сервитута для проезда к участку с кадастровым номером №.
Имея намерение приобрести в собственность за плату указанный земельный участок, истцы в феврале 2015 года обратилась в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 198 кв. метров, формируемого из неучтенных в ГКН земель государственной или муниципальной собственности в кадастровом квартале №, расположенного по адресу: РФ, <адрес>., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для благоустройства (для целей не связанных со строительством/. В настоящее время участок сформирован, поставлен на кадастровый учет под номером № с видом разрешенного использования- для целей, не связанных со строительством/ под благоустройство/, что подтверждается представленным кадастровым паспортами от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п.5,6 ст. 34 Земельного Кодекса РФ орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4/лицу, которому выдана схема расположения земельного участка/ и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка, после чего в недельный срок заключается Договор купли-продажи или аренды земельного участка.
Администрацией Джубгского городского поселения письмами от 01. 10. 2015 года и от 20. 02. 2016 года отказано истцам в предоставлении в собственность за плату сформированного земельного участка со ссылкой на п. 3 ст. 34 Федерального Закона от 23. 06. 2014 года № 171-ФЗ, так как полномочиями на распоряжение испрашиваемых истцом земельных участков обладает Администрация МО Туапсинский район.
При обращении в Администрацию МО Туапсинский район истцам также письмом от 11. 05. 2016 года было отказано в связи с отсутствием полномочий на арспоржением земельным участком.
Удовлетворяя требования истца, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Статья 34 Земельного Кодекса РФ/ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года/, предусматривала порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Пункт 2 ст. 34 Кодекса устанавливает единообразный порядок действий граждан, заинтересованных в получении земельных участков для целей, не связанных со строительством: граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный предоставлять земельные участки. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Кодекс не предъявляет специальных требований к оформлению заявления о предоставлении земельного участка. Такое заявление представляет собой письменный документ, содержащий сведения, исчерпывающим образом перечисленные в п. 3 ст. 34 Кодекса, достоверность которых подтверждается подписью заявителя.
Следующим этапом в процедуре предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, являются утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
После поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, оформленного в соответствии с требованиями Кодекса, орган местного самоуправления на основании этого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Таким образом, схема земельного участка утверждается и выдается заявителю на основании его заявления о предоставлении земельного участка на испрашиваемом праве, и решение об утверждении схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством, и выдача схемы заявителю может быть принята после рассмотрения вопроса о возможности предоставления данного участка.
Также во исполнение п. 1 ст. 34 Земельного Кодекса РФ, согласно которого органы местного самоуправления должны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, Решением Совета МО Туапсинский район № 517 от 30.09. 2011 года было утверждено «Положение о порядке распоряжения земельными участками на территории МО Туапсинский район», в которое были внесены изменения Решением Совета МО Туапсинский район № 137 от 27. 06. 2014 года.
В силу п. 3.16 указанного Положения предусмотрено предоставление без торгов в отношении земельных участков для целей не связанных со строительством, площадью не более 300 кв. метров, прилегающих к земельному участку, принадлежащему заявителю на каком-либо праве.
Статья 34 Земельного Кодекса РФ/ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года/, предусматривала порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Данная статья утратила силу в соответствии с Федеральным Законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанным Законом № 171-ФЗ установлен ряд переходных положений, в том числе и в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным Кодексом РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу указанного Закона/ ст. 34 ФЗ « 171/. При этом в силу данной нормы предоставление участков органом местного самоуправления муниципального района предусмотрено исключительно в случаях, установленных частью 16 ст. 34 Федерального Закона № 171- ФЗ, а именно если до дня вступления в силу настоящего закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка.
В то же время в силу ч. 3 ст. 34 Закона № 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего закона уполномоченным органом утверждена схема расположения земельного участка в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции).
При этом в соответствии с п.2 ст. 3.3 Федерального Закона от 25. 10. 2001 года № 137 « О введение в действие Земельного Кодекса РФ», введенным в действие с 01. 03. 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Таким образом, с 01. 03 2015 года предоставление земельных участков, в том числе и в отношении участков, предусмотренных ч.3 ст. 34 Федерального Закона № 171-ФЗ осуществляет органом местного самоуправления поселений при наличии утвержденных правил землепользования и застройки.
Так как Правила землепользования и застройки Джубгского городского поселения утверждены решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 28.03.2014г. № 90, следовательно, вопрос о предоставлении испрашиваемого истцами земельного участка, сформированного и поставленного на кадастровый учет с видом разрешенного использования- для целей не связанных со строительством/ для благоустройства/ относится к ведению органа местного самоуправления поселения, а именно администрации МО Джубгское городское поселение Туапсинского района.
В связи с чем отказ Администрации МО Джубгское городское поселение Туапсинского района в предоставлении Данцевой В.М. и Дворецкому А.П. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № для целей, не связанных со строительством, в связи с отсутствием полномочий на их распоряжение, является незаконным.
При этом, суд учитывает, что иных оснований для отказа истцам в предоставлении в собственность земельного участка, не усматривается и указанный участок должен были быть предоставлен истцам без проведения торгов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 198 ░░. ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: