Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тольятти 29.03.2017 года
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Винтер А.В., при секретаре Усмановой Ю.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-621/2017 года по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России ... по Самарской области к УШАКОВУ М.А.о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы ... по .... обратилась в суд с административным иском к Ушакову М.А. о взыскании суммы задолженности по налогам и пени, мотивируя свои требования тем, что в соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Согласно пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ). К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ). В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог,подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность. Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В нарушении ст. 45 НК РФ Ушаков М.А. не исполнил установленную законом обязанность, в связи с чем, в его адрес было направлено налоговое уведомление ... от ..., в котором транспортный налог и налог на имущество рассчитаны за налоговый период .... В связи с неуплатой налогов, налогоплательщику со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочке исполнения обязанности. Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. В связи с изложенным, административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за ... года в размере ... руб. 00 коп. и пени – ... руб. 38 коп., недоимку по налогу на имущество за ... год в размере ... руб. 00 коп. и пени – ... руб. 17 коп., а всего ... руб. 52 коп.
Представитель административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы ... по .... в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Административный ответчик Ушаков М.А. в судебном заседании с иском согласился частично, задолженность по налогам не оспаривал, однако не согласен с начислением пени, поскольку налоговые уведомления и требования не получал, следовательно своевременно налог не оплатил не по своей вине. Просил не применять к нему штрафные санкции в виде пеней. Учесть его семейное и материальное положение.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержатся также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ).
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» № 86-ГД от 06.11.2002 года налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц до 01 января 2015 года была предусмотрена Законом РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
С 01 января 2015 года данная обязанность определена в главе 32 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, в силу ч. 4 ст. 393 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что объектами налогообложения за спорный период являются автомобиль марки ... г/н ..., моторная лодка ... ... г/н ...; квартира, расположенная по адресу: ...., ул....., принадлежащие на праве собственности административному ответчику Ушакову М.А.
На основании ст. 52 НК РФ в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № ... от ... года, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, доли в праве, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и в результате о выведенной сумме налога, подлежащей уплате за соответствующий налоговый период, со сроком оплаты до ..., что подтверждается почтовыми реестрами.
Оплаты по налоговому уведомлению ... от ... не последовало.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Из материалов дела следует, что в установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате недоимки по налогам и пени ... по состоянию на ... ... по состоянию на ... с предложением добровольно погасить задолженность. Данные требования были оставлены ответчиком без удовлетворения.
... мировым судьей судебного участка ... Комсомольского судебного района .... был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки и пени по налогам, который на основании заявления Ушакова М.А. определением мирового судьи от ... отменен.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В соответствии со ст. 62 КАС каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Административный ответчик в судебном заседании достоверных и объективных доказательств в обоснование обстоятельств, подтверждающих отсутствие задолженности перед истцом по обязательным платежам, суду не предоставил, не оспаривал наличие задолженности по налогам.
Таким образом, выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, расчет налога и пени, предоставленные административным истцом, суд, приходит к выводу о правомерности и обоснованности требований истца о взыскании недоимки и пени, поскольку Ушаков М.А. не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, однако, при сложении сумм, подлежащих взысканию с административного ответчика, была допущена арифметическая ошибка.
Из материалов дела следует, что объектами налогообложения за спорный период (... год) являются автомобиль марки ... г/н ..., моторная лодка ... маран ... г/н ... ...; квартира, расположенная по адресу: ...., ул....., ..., принадлежащие на праве собственности административному ответчику. Согласно расчету административного истца сумма транспортного налога составляет за автомобиль – ... руб. 00 коп., за моторную лодку ... руб. 00 коп.; налог на имущество – ... руб. 00 коп.; пени по транспортному налогу ... руб. 38 коп. и по налогу на имущество – ... руб. 17 коп., а всего ... руб. 55 коп., а ... руб. 52 коп, как указано в просительной части административного иска.
Доводы Ушакова М.А. о том, что он не получал ни налогового уведомления, ни налогового требования, в связи с чем, должен быть освобожден от уплаты пеней, суд находит несостоятельными, поскольку в материалах дела имеются копии реестров заказных отправлений с отметкой почтового отделения, подтверждающие направление и уведомления, и требования в адрес ответчика. Правильность почтового адреса ответчиком не оспорена. Данные реестры являются доказательством исполнения налоговым органом обязанности по направлению налогоплательщику уведомления и требования.
Таким образом, учитывая, что обязанность по направлению налогового уведомления, требований об уплате налога и пени была исполнена налоговым органом в соответствии с требованиями ст.ст. 52, 69, 70 НК РФ, следовательно, у ответчика возникла обязанность по уплате налога. При этом, неполучение Ушаковым М.А. налогового уведомления и требований не является основанием для освобождения его от исполнения обязанности по оплате установленных законом налогов.
Оснований для снижения суммы пени также не имеется, поскольку снижение размера пени Налоговым кодексом РФ или иным законом, регулирующим налоговые правоотношения, не предусмотрено. Правовых оснований для снижения размера пени в порядке гражданского законодательства (ст. 333 ГК РФ) у суда также не имеется.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере ... руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России ... по Самарской области к УШАКОВУ М.А. о взыскании обязательных платежей, – удовлетворить.
Взыскать с УШАКОВА М.А. в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России ... по .... недоимку по налогу на имущество в размере ... руб. 00 коп. и пени, - ... руб. 17 коп., недоимку по транспортному налогу в размере .... 00 коп. и пени - ... руб. 38 коп.
Взыскать с УШАКОВА М.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ... руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03.04.2017 года
Судья А.В. Винтер