РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕЕРАЦИИ
Г.Рязань 05 июня 2018 года
Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Прошкиной Г.А., при секретаре Токарь Г.А.,
с участием представителя истца администрации г.Рязани - Новинской Н.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации г.Рязани к Парамонову Владимиру Михайловичу о прекращении права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Истец, администрация г.Рязани, обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что постановлением от 09 февраля 2015 года № признан аварийным и подлежащим сносу, а постановлением от 21 декабря 2015 года признан подлежащим изъятию для муниципальных нужд многоквартирный дом <данные изъяты>, жилое помещение в котором, а именно квартира № площадью <данные изъяты> кв.м, решением Советского районного суда г.Рязани, принадлежавшая на праве собственности ФИО6., была изъята путем выкупа, с признанием права собственности на нее за муниципальным образованием - городской округ г.Рязань. Ссылаясь на то, что переход права собственности к муниципальному образованию зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22 декабря 2017 года, а все зарегистрированные в квартире лица утратили право проживания в ней, истец просил суд прекратить право пользования данным жилым помещением у зарегистрированного в нем Парамонова В.М., не исполнившего требования о снятии с регистрационного учета в добровольном порядке.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, посчитав возможным, на основании положений ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и об его отложении не просившего, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция РФ, гарантируя охрану законом частной собственности (ст. 35) и право на жилище (ст. 40), не исключает как возможности принудительного отчуждения имущества по решению суда, в том числе для муниципальных нужд, так и лишение жилища в установленном законом порядке.
Так, ст. 32 ЖК РФ прямо предусмотрено, что признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно подлежит изъятию путем выкупа каждое жилое помещение в указанном доме, на основании соглашения между уполномоченным органом и собственником помещения либо на основании соответствующего судебного решения.
В свою очередь, согласно ст. ст. 288, 292 ГК РФ, переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением его прежним собственником и членами семьи прежнего собственника, к которым ст. 31 ЖК РФ относит проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, детей и родителей, а также других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и в исключительных случаях иных граждан, вселенных собственником в качестве членов его семьи.
В случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им) (ст. 35 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено:
16 мая 2011 года Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной постановлением главы администрации г.Рязани от 21 февраля 2011 года №, пришла к заключению, составленному по результатам обследования, о том, что жилые помещения многоквартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты>, в связи с физическим износом основных элементов здания в процессе эксплуатации, являются несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодными для проживания.
В соответствии с постановлением администрации г.Рязани от 12 июля 2013 года №, в редакции от 18 мая 2016 года «Об утверждении адресной программы муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» <адрес> включен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу, четвертого этапа расселения в 2016-2017 годах.
09 февраля 2015 года администрацией г.Рязани было вынесено постановление № о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, возложении на собственников помещений дома обязанности произвести его снос в срок до 1 сентября 2015 года, а в случае не осуществления такого сноса самими собственниками, об его самостоятельном сносе и завершении процедуры переселения граждан в срок до 01 сентября 2017 года.
В связи с неосуществлением собственниками помещений сноса дома в указанный в постановлении срок, дд.мм.гггг. администрацией г.Рязани было вынесено постановление об изъятии объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>, в том числе расположенной в многоквартирном доме <данные изъяты> квартиры <данные изъяты>, для муниципальных нужд.
Решением Советского районного суда г.Рязани от 15 июня 2017 года, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения Рязанского областного суда от 11 сентября 2017 года, принадлежащее на праве собственности ФИО6 жилое помещение по адресу: <адрес> было изъято путем выкупа, с выплатой денежной компенсации в размере 1 134 770 руб., прекращено право собственности ФИО6 на жилое помещение и пропорциональную размеру общей площади квартиры долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также прекращено право ФИО6 на пользование жилым помещением, с ее последующим выселением.
С 22 декабря 2017 года право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит муниципальному образованию - г.Рязань, соответствующая запись о чем внесена в Единый государственный реестр недвижимости.
Однако, согласно справке ООО «ЖЭУ № 20» от 10 апреля 2018 года и информации из Отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Рязанской области по состоянию на 05 июня 2018 года в жилом помещении по адресу: <адрес> с 28 декабря 2015 года по настоящее время значится зарегистрированным Парамонов В.М., который на письменные требования администрации г.Рязани сняться с регистрационного учета не реагирует.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.
Разрешая исковые требования администрации г.Рязани, учитывая указанные установленные выше обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь ч. 2 ст. 292 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что с момента регистрации перехода права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> от ФИО6 к муниципальному образованию, как бывший собственник, так и все лица, вселенные последним в данное жилое помещение на правах членов свой семьи, в том числе Парамонов В.М., утратили право пользования данным жилым помещением.
Как указывалось выше, единственным условием изъятия жилого помещения для государственных нужд или муниципальных нужд является предварительное и равноценное возмещение его стоимости собственнику такого помещения, на основании соглашения о возмещении, заключенного между ним и органом, производящим изъятие, либо на основании решения суда.
При этом, положения закона, закрепляющие общий характер гарантий, применительно к изъятию жилых помещений для государственных и муниципальных нужд права членов семьи собственника жилого помещения и других лиц, имеющих право пользования изымаемым жилым положением, не регулируют.
Действующее законодательство исходит из того, что никто кроме собственника самостоятельного вещного права пользования жилым помещением, находящимся в его частной собственности, не имеет, а, следовательно, в отношении всех остальных пользующихся таким помещением лиц может быть применена ч. 2 ст. 292 ГК РФ.
Статья 32 ЖК РФ также не содержит положений, каковые приведены в ст. 56.11 ЗК РФ для лиц, обременения на изымаемую недвижимость в пользу которых или договоры с которыми прекращены на основании заключенного соглашения об изъятии недвижимости либо вступившего в законную силу решения суда, но это не лишает возможности на обращение члена семьи бывшего собственника к последнему с требованием о производстве с ним каких-либо взаиморасчетов.
Сам по себе факт отсутствия (наличия) у Парамонова В.М. иного жилого помещения для проживания, не может служить основанием для сохранения за ним права пользования спорным жилым помещением, тем более, что материалами дела подтверждено наличие у него на правах собственника такого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Более того, ответчик вправе в установленном законом порядке поставить перед администрацией г.Рязани вопрос о признании его малоимущими и постановке в общем порядке на учет нуждающимися в улучшении жилищных условий для обеспечения жилым помещением на условиях социального найма.
Сохранение регистрации Парамонова В.М. в спорном жилом помещении при таком положении дела признается судом злоупотреблением правом, которое в силу ст. 10 ГК РФ, недопустимо, нарушающим права муниципального образования, восстановление которых в принудительном порядке возможно исключительно на основании судебного акта о признании Парамонова В.М. прекратившим право пользования жилым помещением (ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца администрации г.Рязани о прекращении права пользования Парамонова В.М. спорным жилым помещением, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г. Рязани удовлетворить.
Прекратить право пользования Парамонова Владимира Михайловича жилым помещением по адресу: : <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Судья