Дело № 2-5734/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» августа 2018 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Захаровой Л.Н.
при секретаре Томашевской А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Човпило Ростислава Васильевича к Администрации городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказ Администрации городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района Московской области в заключении договора найма специализированного жилого помещения по адресу: АДРЕС, об обязании Администрацию городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района Московской области заключить с Човпило Ростиславом Васильевичем договор найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС
В обоснование требований указал, что Човпило Р.В., проходит военную службу по контракту. Решением жилищной комиссии от 13 апреля 2018 г. № ему было предоставлено специализированное жилое помещение в общежитии по адресу: АДРЕС на время контракта. Ранее указанное жилое помещение занимал военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, ФИО1 Ответчик отказывается заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения (письмо от 18 мая 2018 г. №).
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в ходатайстве, направленном в адрес суда, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, с учетом возражения, направленного по электронной почте.
Представитель Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования "Голицынский пограничный институт Федеральной слубжы безопастности РФ" в судебное заседание явился, исковые требований поддержал, представил письменные пояснения.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 15 Федерального Закона № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативно - правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения, предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Пункт 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является нормой прямого действия и означает, что жилищный фонд, занимаемый военнослужащими, закреплен законом за Министерством обороны Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба и, в случае освобождения такого фонда, подлежит заселению военнослужащими.
Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
Положение Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющее право на повторное заселение, не изменено ни Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Човпило Р.В., проходит военную службу по контракту. Решением жилищной комиссии от 13 апреля 2018 г. № ему было предоставлено специализированное жилое помещение в общежитии по адресу: АДРЕС на время контракта. 16.05.2018 на заседании Жилищной комиссии городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района Московской области на основании ходатайства заместителя начальника Голицынского пограничного института ФСБ РФ ФИО2 был рассмотрен вопрос о предоставлении Човпило Р.В., жилого помещения (квартиры № в АДРЕС) и о заключении договора найма служебного жилого помещения, в предоставлении указанного помещения отказано.
Ранее указанное жилое помещение занимал военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, ФИО1 по срочному договору найма жилого помещения.
Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
Положение Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющее право на повторное заселение, не изменено ни Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений.
Доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение может быть предоставлено только очередникам администрации, несостоятелен, поскольку согласно части 3 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма могут быть предоставлены определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ, или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Из указанной правовой нормы следует, что право на получение жилого помещения по договору социального найма закреплено за категориями граждан, указанных не только в Жилищном Кодексе РФ, но и в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации.
Законодатель, независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, другим военнослужащим и членам их семей, положения и. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, и при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района Московской области не регулирует порядок реализации требований ФЗ «О статусе военнослужащих» и не исключает решение вопросов обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.
По смыслу ч.2 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. В соответствии с указанной нормой жилищного права, а также положениями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров наймов специализированных жилых помещений", вопрос установления ( изменения) статуса служебного жилого помещения относится к компетенции собственника жилищного фонда (органа местного самоуправления). Исключение из реестра служебных жилых помещений спорной квартиры в 2016 году (постановление от 22 сентября 2016 г. № 137) является неправомерным в связи с тем, что в спорном жилом помещении проживал военнослужащий, которому была предоставлена квартира как специализированный жилой фонд. Таким образом, включение в реестр спорного жилого помещения как общежития не будет противоречить требованиям законодательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. № 453-0, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции РФ), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Из вышеизложенного следует, балансодержатель обязан заключить договор найма на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Таким образом, в судебном заседании установлено, что оснований для отказа истцу в заключении договора найма специализированного жилого помещения не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района Московской области в заключении договора найма специализированного жилого помещения по адресу: АДРЕС
Обязать Администрацию городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района Московской области заключить с Човпило Ростиславом Васильевичем на состав семьи 1 человек договор найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Л.Н. Захарова
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2018 года