Копия Дело №2-1925/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2012г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Кочешковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Л.А. к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск о признании действий незаконными, восстановлении нарушенного права и возврате субсидий,
У С Т А Н О В И Л :
Соколова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края (далее – УСЗН г. Железногорск), в котором просит признать незаконными действия ответчика по лишению ее жилищных субсидий за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., за ДД.ММ.ГГГГ., восстановить ее право на получение субсидии, обязать ответчика произвести возврат субсидий за указанные месяцы в сумме (...) руб..
Свои требования истица мотивирует тем, что является получателем субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, субсидии перечисляются на ее расчетный счет от УСЗН г. Железногорск. При снятии денег с расчетного счета она обнаружила, что ей не выплачены субсидии за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., за январьДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в УСЗН г. Железногорск на ее вопрос сообщили, что субсидии не перечислены из-за наличия у нее задолженности по уплате коммунальных услуг.
Указанная задолженность образовалась по уважительным причинам: в ДД.ММ.ГГГГ. она тяжело болела, что требовало дорогостоящего лечения, продолжает лечиться и сейчас.
Считает, что лишена субсидии незаконно, так как не была предупреждена об этом, до прекращения предоставления субсидии ответчик не выяснил причин возникновения задолженности, уведомлений-предупреждений о приостановлении предоставления субсидии ей не направлял.
Истец, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Каур Н.А. (полномочия по доверенности) в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, сославшись на изложенные в заявлении доводы.
Представитель ответчика Милюшина О.В. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку истцом пропущен срок обращения в суд за защитой права, кроме того, сослалась на письменные возражения ответчика, согласно которымистцу была назначена субсидия с учетом доходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в размере (...) руб. ежемесячно); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в размере (...) руб. ежемесячно).
По данным МП Г,, которые передаются в УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск в электронной форме, на ДД.ММ.ГГГГ у истца образовалась задолженность за оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расположенного по <адрес>, более чем за <данные изъяты> месяца. Ввиду указанных обстоятельств истцу было направлено уведомление о приостановлении субсидии на оплату ЖКУ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Были разъяснены основания приостановления и порядок восстановления выплаты субсидии (что субсидия может быть возобновлена при наличии уважительных причин (стационарное лечении, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), повлекших неуплату получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение.Уважительные причины должны быть подтверждены документами в течение 1 месяца со дня приостановления выплаты субсидии). Истец не предоставила подтверждающие документы об уважительных причинах. Кроме того, истец предупреждена, что предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты текущих платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в течение 2-х месяцев или невыполнению условий по погашению задолженности. В поданном заявлении о предоставлении субсидииот ДД.ММ.ГГГГ с указанным предупреждением истец была ознакомлена под роспись. Согласно п. 63 предоставление субсидии прекращается со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидии, поэтому было принято решение о прекращении предоставления субсидии с ДД.ММ.ГГГГ (протокол закрытия от ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, по данным МП ГЖКУ, которые передаются в УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск в электронной форме, на ДД.ММ.ГГГГ у истца вновь образовалась задолженность за оплату жилого помещения и коммунальных услуг более чем за <данные изъяты> месяца. Истцу вновь было направлено уведомление о приостановлении субсидии на оплату ЖКУ от ДД.ММ.ГГГГ№, с разъяснениями и предупреждениями.
Истец не предоставила подтверждающие документы об уважительных причинах. Предоставление субсидии было прекращено. Действия должностных лиц УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск правомерны, выплата субсидии с учетом доходов прекращена на законных основаниях.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчиком сделано заявление об отказе в удовлетворении заявления по тем основаниям, что заявителем пропущен срок для обращения в суд за защитой права.
Представитель истца признала, что срок обращения в суд пропущен, но просила его восстановить, указывая на уважительность причин пропуска срока, так как истица вначале обращалась к ответчику, пытаясь разрешить спорные вопросы до обращения в суд.
Оценивая представленные сторонами документы в их совокупности, суд соглашается с требованием ответчика об отказе в удовлетворении заявления по этим основаниям.
В силу положений ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с частями 1, 4 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Часть вторая той же статьи определяет, что причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует принимать во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Истица оспаривает законность принятого ответчиком решения о прекращении выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ., за ДД.ММ.ГГГГ. в порядке главы 25 ГПК РФ.
Субсидии, как установлено, перечисляются ответчиком на расчетный счет истца до <данные изъяты> числа месяца, следующего за истекшим, таким образом, истец могла (или должна была) узнать о принятом ответчиком решении (о том, что выплата субсидии прекращена, и денежные средства не перечислены) не позднее <данные изъяты> числа в ДД.ММ.ГГГГ., в ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное обстоятельство (осведомленность истицы) ни истицей, ни ее представителем в судебном заседании не оспаривались.
Из искового заявления также следует, что истица была осведомлена об указанных обстоятельствах, поскольку, уже на момент ее обращения к ответчику для оформления субсидии на следующий период ДД.ММ.ГГГГ она знала об этих невыплатах.
На момент предъявления в суд заявления об оспаривании решений ответчика по прекращению предоставления субсидии, заявителем пропущен предусмотренный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок: как установлено, не позднее ДД.ММ.ГГГГ она узнала о принятом ответчиком решении, срок обращения в суд за защитой права истекает ДД.ММ.ГГГГ
В суд с иском истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока.
Оценивая доводы истца и представленные ею доказательства, суд не находит оснований для восстановления срока исковой давности.
Согласно ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Данных об уважительности причин для восстановления пропущенного срока обращения в суд истица и ее представитель не представили, не установлены они и судом. Доводы представителя истца о том, что истица пропустила срок, поскольку пыталась разрешить спор в досудебном порядке, не являются основанием для восстановления срока на обращение в суд.
Пропуск срока обращения в суд является в соответствии с ч. 2 ст. 256 ГПК РФ основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Вместе с тем, оценивая представленные суду сторонами доказательства, суд также не усматривает оснований для признания заявленных требований обоснованными.
Соколова Л.А. является собственником жилого помещения: квартиры, расположенной в <адрес>
Соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Соколова Л.А. обращалась в УСЗН г. Железногорск с заявлениями о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в заявлении указан расчетный счет, куда Соколова Л.А. просила перечислять субсидии.
Протоколами УСЗН г. Железногорск от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Соколовой Л.А. устанавливалась жилищная субсидия в размере (...) руб.. в месяц на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Соколовой Л.А. ответчиком направлены уведомления о приостановлении предоставления субсидии по причине неуплаты текущих платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в течение <данные изъяты> месяцев и более. Дано разъяснение, что субсидии возобновляются при наличии уважительных причин, повлекших неуплату получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и коммунальные услуги или после полного погашения задолженности. Указано, что необходимо представить подтверждающие документы.
Протоколами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ прекращено предоставление жилищной субсидии.
Факт наличия задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период более чем за <данные изъяты> месяца истицей не оспаривался. Подтверждается также представленными ею квитанциями МП ГЖКУ, из которых следует, что задолженность составляет более <данные изъяты> месяцев (как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., так и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.).
Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являющихся одной из мер по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении гражданами права на жилище.
В силу части 1 статьи 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с положениями Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения по оплате жилья и коммунальных услуг" меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий.
Согласно положениям ст. 24этого же Закона Красноярского края субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 11 настоящего Закона, предоставляются путем перечисления средств органов местного самоуправления до установленного срока внесения платы за жилье и коммунальные услуги на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 11 настоящего Закона, банках банковские счета или вклады до востребования.
Во исполнение статьи 159 ЖК РФПостановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).
Согласно пункту 3 данных Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
В силу п. 6 Правил субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с пп. "а" п. 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.
По делу установлено, что извещениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истец была уведомленао приостановлении выплаты субсидии по тем основаниям, что у нее имеется задолженность по оплате коммунальных услуг.
Соколовой Л.А. не оспорено наличие задолженности по оплате ЖКУ за оспариваемые периоды.
Поскольку у ответчика имелась объективно подтвержденная (предоставлена МП «ГЖКУ) информация о наличии у истца задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, то в соответствии с вышеуказанными нормативными актами ответчик обоснованно приостановил истцу выплату жилищных субсидий. При этом документов, свидетельствующие об уважительности образования задолженности на момент принятия решения о приостановлении выплаты субсидии, представлено не было.
В соответствии с п. 58, 59 Правил при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
При отсутствии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил, предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Соколова Л.А., что ею не оспаривалось, не представилаответчику доказательств уважительности причин возникновения задолженности или квитанцию об оплате ЖКУ за оспариваемые периоды.
В соответствии с п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
На основании изложенного, руководствуясь п. 60 Правил, учитывая наличие задолженности по оплате ЖКУ более 2 месяцев отмена субсидий в оспариваемые периоды была произведена ответчиком обоснованно.
Доводы истца о том, что ответчик был обязан письменно уведомить ее о приостановлении выплаты субсидии, выяснить уважительность причин неоплаты текущих платежей за жилое помещение, и лишь при их отсутствии прекратить выплату субсидии, на выводы суда при установленных обстоятельствах не влияют.
Ответчиком представлены доказательства направления истцу извещений о приостановлении выплаты субсидии. Истец, как следует из ее заявлений о предоставлении субсидии, была предупреждена о последствиях неуплаты платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в течение <данные изъяты> месяцев или невыполнении условий по погашению задолженности, однако ни в установленные сроки, ни позднее ответчику, а при разбирательстве дела – суду - доказательства уважительности причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил, не представила.
На ответчике не лежит обязанность доказать, что истец по уважительным причинам не выполняет обязанности по внесению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требования Соколовой Л.А.о признании действий незаконными, восстановлении нарушенного права и возврате субсидий.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Соколовой Л.А. к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск о признании действий незаконными, восстановлении нарушенного права и возврате субсидий отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 01 января 2013г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова
....