№ 2-1508/2020
УИД 18RS0005-01-2020-001504-77
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2020 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Хайминой А.С., при секретаре Смолиной М.С.,
с участием помощника прокурора Индустриального района г. Ижевска Мальцевой Ирины Анатольевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Индустриального района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Алексееву Валерию Павловичу, Семакину Олегу Вениаминовичу о возложении обязанности по категорированию объекта с массовым пребыванием людей и разработке паспорта антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Индустриального района г. Ижевска (далее – истец) обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с требованием с учетом изменения исковых требований к Алексееву Валерию Павловичу, Семакину Олегу Вениаминовичу о возложении на ответчиков - собственников торгового центра «Январь» (<адрес> обязанности провести категорирование объекта торговли и разработать паспорт антитеррористической безопасности в целях обеспечения безопасности граждан в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Индустриального района г. Ижевска проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности на объекте с массовым пребыванием людей - торговый центр «Январь» (далее - ТЦ «Январь»), в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму на объектах торговли. Данный торговый центр является объектом с массовым пребыванием людей и распоряжением Главы Удмуртской Республики от 08.05.2018 № 1-РГ/ДСП включен в Перечень торговых объектов, расположенных в пределах территории Удмуртской Республики и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защищенности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 №1273 утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), согласно пунктам 13-14 которых к антитеррористической защищенности всем торговым объектам (территориям), включенным в соответствующие перечни в целях антитеррористической защищенности, присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования. Для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в соответствующий перечень. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней. Согласно сведений Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики в адрес правообладателя торгового объекта 15.05.2018 года, 20.06.2019 года направлялись письменные уведомления о необходимости в течение 30 дней со дня его получения создать комиссию по обследованию и категорированию торговых объектов. Факт уведомления о необходимости проведения категорирования и паспортизации торгового объекта собственником не оспаривается. Вместе с тем, до настоящего времени собственниками ТЦ «Январь» работа комиссии по категорированию не организована, паспорт антитеррористической защищенности торгового объекта не утвержден. Обращение прокурора в суд обусловлено наличием угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц на объекте с массовым пребыванием людей в случае совершения акта незаконного вмешательства.
Ответчики Алексеев В.П., Семакин О.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, не просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
В силу ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Согласно ч. 3 ст. 233 ГПК РФ в случае, если явившийся в судебное заседание истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания.
Суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст.ст. 233-244 ГПК РФ в порядке заочного производства.
В судебном заседании помощник прокурора Индустриального района г. Ижевска Мальцева И.А. исковые требования с учетом их изменения поддержала в полном объеме. Против рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства не возражала.
Выслушав истца, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.
Разрешая настоящее гражданское дело суд руководствуется положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нормой ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 5 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма; устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории).
Требованиями установлено, что перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 5).
Под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 2).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий) (пункт 10).
Устанавливаются следующие категории торговых объектов (территорий):
а) торговые объекты (территории) первой категории, к которой относятся:
- торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта Российской Федерации в течение последних 3 лет совершено или предотвращено 4 и более террористических акта и (или) в течение последних 12 месяцев совершено или предотвращено 2 и более террористических акта;
- торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился критический ("красный") уровень террористической опасности более 4 раз и (или) высокий ("желтый") уровень террористической опасности более 8 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический ("красный") уровень террористической опасности более 2 раз и (или) высокий ("желтый") уровень террористической опасности более 4 раз;
торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - более 50 млн. рублей;
б) торговые объекты (территории) второй категории, к которой относятся:
- торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта Российской Федерации в течение последних 3 лет совершено или предотвращено от 1 до 4 террористических акта и (или) в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершение (попытка к совершению) террористических актов;
- торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился критический ("красный") уровень террористической опасности от 2 до 4 раз и (или) высокий ("желтый") уровень террористической опасности от 2 до 8 раз или повышенный ("синий") уровень террористической опасности более 6 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический ("красный") уровень террористической опасности от 1 до 2 раз и (или) высокий ("желтый") уровень террористической опасности от 1 до 4 раз или повышенный ("синий") уровень террористической опасности от 2 до 4 раз;
- торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 200 до 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - от 15 до 50 млн. рублей;
в) торговые объекты (территории) третьей категории, к которой относятся:
- торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта Российской Федерации в течение последних 3 лет не зафиксировано совершение (попытка к совершению) террористических актов;
- торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился высокий ("желтый") уровень террористической опасности не более 1 раза или повышенный ("синий") уровень террористической опасности менее 4 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический ("красный") уровень террористической опасности от 1 до 2 раз и (или) высокий ("желтый") уровень террористической опасности от 2 до 4 раз или повышенный ("синий") уровень террористической опасности менее 2 раз;
- торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 200 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости от 5 до 15 млн. рублей (пункт 12).
Всем торговым объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований (пункт 13).
Для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней (пункт 14).
На каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории). Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом. Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами (пункт 21).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на руководителей, правообладателей объектов торговли обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) путем осуществления категорирования торговых объектов (территорий) и разработки паспорта антитеррористической защищенности.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 10.04.2020, 02.06.2020 ООО «Прадо-Ижевск» - действующее юридическое лицо, зарегистрированное 08.02.2011 за ОГРН № и расположенное по адресу: <адрес> Основной вид деятельности Общества - <данные изъяты>, его учредителями являются ФИО6 и ФИО7, генеральным директором – ФИО7
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 15.04.2020 по адресу: <адрес>, расположено нежилое здание – двухэтажный магазин площадью 1 277,3 кв.м, собственниками которого на праве общей долевой собственности являются: Алексеев В.П. (2/3 доли в праве общей долевой собственности) и Семакин О.В. (1/3 доля в праве общей долевой собственности).
Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 08.05.2018 № 1-РГ/ДСП утвержден перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Удмуртской Республики и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
21.05.2018 Министерство промышленности и торговли УР направило правообладателю торгового объекта «Прадо-Ижевск» уведомление о включении ТЦ «Январь», расположенного по адресу: <адрес>, в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Удмуртской Республики и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты и необходимости создания комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта в течение одного месяца со дня получения уведомления. Уведомление получено адресатом 20.06.2018.
27.02.2020 Министерство промышленности и торговли УР направило правообладателю торгового объекта «Прадо-Ижевск» уведомление о включении ТЦ «Январь», расположенного по адресу: <адрес>, в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Удмуртской Республики и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты с требованием начать работы по обследованию и категорированию торгового объекта, а также разработки и утверждения необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте. Уведомление получено адресатом 10.03.2020.
Однако по настоящее время мероприятия по категорированию, разработке и согласованию паспорта безопасности объекта не выполнены.
Поскольку Алексеев В.П. и Семакин О.В. являются собственниками ТЦ «Январь» на праве общей долевой собственности, действующее законодательство именно на них возлагает обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность данного торгового объекта с осуществлением его категорирования и разработки паспорта антитеррористической защищенности. Поскольку данные требования ответчиками не выполнены, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и считает необходимым их удовлетворить в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно под. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер подлежащей уплате государственной пошлины физическими лицами по настоящему иску составляет 300 руб. Соответственно, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчиков в доход бюджета Муниципального образования "город Ижевск" в размере 300 руб., т.е. по 150 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-244 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Индустриального района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Алексееву Валерию Павловичу, Семакину Олегу Вениаминовичу о возложении обязанности по категорированию объекта с массовым пребыванием людей и разработке паспорта антитеррористической защищенности удовлетворить.
Возложить на Алексеева Валерия Павловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Ижевска, зарегистрированного по адресу: <адрес>, и Семакина Олега Вениаминовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, обязанность по проведению категорирования объекта торговли – торгового центра «Январь», расположенного по адресу: <адрес>, и разработке паспорта антитеррористической безопасности в целях обеспечения безопасности граждан в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Алексеева Валерия Павловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, и Семакина Олега Вениаминовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход бюджета Муниципального образования «город Ижевск» государственную пошлину в размере 150 рублей с каждого.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Удмуртской Республики Удмуртской Республики через Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Судья А.С. Хаймина
Решение принято в окончательной форме 09 октября 2020 года.
Судья А.С. Хаймина