№2-1568/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2015 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска УР
под председательством судьи Андриянова А.В.,
при секретаре Лагуновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики в интересах Климовича Д.А. к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах истца Климовича Д.А. к ответчику о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год. Свои требования мотивировал тем, что Климович Д.А. является ребенком-инвалидом и имеет право на получение государственной социальной помощи, в том числе, право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. 11.07.2013 года материальный истец обратился в Фонд социального страхования с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2013 году, приложив к нему заключение медицинского учреждения о нуждаемости в санаторном лечении. За 2013 год путевка ему предоставлена не была.
Определением от 15 мая 2015 года ответчик Министерство социальной защиты населения УР в соответствии со ст. 44 ГПК РФ заменен на Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, в связи с правопреемством.
В судебном заседании законный представитель истца Климович Е.В. на исковых требованиях настаивала.
В судебное заседание не явился истец Климович Д.А., извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики Мальцева И.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указано, что обеспечение инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется по принципу очередности в пределах выделенных финансовых средств из бюджета, в связи с отсутствием достаточного финансирования путевка истцу предоставлена не была.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
ФИО3 является законным представителем ФИО1, -Дата- года рождения.
ФИО1, -Дата- года рождения, признан ребенком-инвалидом в 2013 году повторно. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается справкой серии МСЭ-2013 № от -Дата-, выданной Бюро МСЭ № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике». Инвалидность установлена на срок до -Дата-.
-Дата- ФИО3 - законный представитель ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения в ... с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2013 году, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении и отсутствии общих противопоказаний, исключающих направление на санаторно-курортное лечение.
Указанные заявления зарегистрированы УСЗН в ... -Дата-. ФИО1 поставлен на учет для получения санаторно-курортной путевки согласно профилю заболевания, указанному в справке.
В 2013 году ФИО1 путевка на санаторно-курортное лечение предоставлена не была.
Согласно п. 5 Постановления Правительства УР от -Дата- № «О Министерстве социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики» Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики является правопреемником Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с п.9 ст. 6.1. Федерального закона №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.
Согласно п. 1.1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии с п.2 ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года (п.2 ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от -Дата- № утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), согласно которому:
- обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.3.1);
- организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.3.3);
- граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки (п.3.6);
- при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п.3.7);
- исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (п.3.9).
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики о передаче Правительству Удмуртской Республики осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 2174-р и распоряжением Правительства Удмуртской Республики от -Дата- N 889-р, Правительство Удмуртской Республики определило Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики и его территориальные органы уполномоченными органами государственной власти Удмуртской Республики по осуществлению части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики.
Также Постановлением Правительства УР от -Дата- №81, утвержден Порядок организации предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее Порядок №81).
Согласно п.4, 5 Порядка № 81:
- организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;
- предоставление путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется территориальным органом Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики (далее - территориальный орган) по месту жительства гражданина, на основании заявлений граждан, представляемых с -Дата- в территориальный орган либо переданных Министерству региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Согласно материалам дела, законный представитель материального истца своевременно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки, приложил медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении и отсутствии противопоказаний к лечению, при этом, право истца на получение данных социальных услуг ответчиком не оспаривается.
За 2013 год истцу путевка на санаторно-курортное лечение предоставлена не была по причине отсутствия достаточного финансирования.
Однако суд считает, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета по следующим основаниям.
Установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Поскольку Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики и его территориальные органы являются уполномоченными органами государственной власти Удмуртской Республики по осуществлению части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, переданных Правительству Удмуртской Республики, постольку именно Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики является надлежащим ответчиком по делу.
При этом ответчик Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики не может быть освобождено от исполнения указанных обязанностей, в том числе, и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи», так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав.
Так как истец после получения медицинской справки, подтверждающей право на санаторно-курортное лечение, обратился с соответствующим заявлением, и был включен в список лиц, находящихся в ожидании путевки, ему не могло быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
На день судебного заседания у истца отсутствуют противопоказания к санаторно-курортному лечению, что подтверждается справкой для получения путевки № от -Дата-, выданной Детской городской поликлиникой №9.
Доводы ответчика о том, что существует очередность в предоставлении путевок, также не могут быть положены в основу решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований.
Неисполнение государством своих обязанностей в установленный законом период (календарный год) обеспечить санаторно-курортными путевками всех лиц, имеющих право на данную социальную льготу, не является основанием для лишения конкретного гражданина (истца) принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, тем более, что истцом на день рассмотрение дела подтверждена нуждаемость в санаторно-курортном лечении и отсутствие противопоказаний, исключающих направление на санаторно-курортное лечение.
В соответствии со ст. 206 ч.2 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда один месяц со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок суд считает разумным и достаточным, учитывая необходимость выделения бюджетных средств и соблюдения процедуры выделения данных средств, время, необходимое для проведения конкурса на закупку путевок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора ... Республики в интересах ФИО1 к Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение удовлетворить.
Обязать Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики предоставить ФИО1, -Дата- года рождения путевку на санаторно-курортное лечение с сопровождающим лицом за 2013 год.
Решение суда подлежит исполнению в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Судья А.В.Андриянов