Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1158/2021 ~ М-734/2021 от 06.04.2021

дело №2а-1158/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 июля 2021 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи             Крикуновой А.В.,

при секретаре                     Барышевой Т.А.,

помощник судьи                     Ковалева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Томской области к Федорову Сергею Владимировичу о взыскании задолженности по пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование, пени по единому налогу на вмененный доход, дохода от денежных взысканий (штрафа), поступающего в счет погашения задолженности,

установил:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 8 по Томской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федорову С.В., в котором просит:

- признать причину пропуска срока на подачу административного искового заявления уважительной и восстановить срок на взыскание налоговой задолженности;

- взыскать в пользу соответствующего бюджета с Федорова С.В. задолженности в размере 4287,19 руб. в том числе:

- пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном paзмере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ года) в сумме 2714,62 руб. в том числе: 1851,50 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; 863,12 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.;

пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетныe периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 557,62 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности сумме 514,95 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.;

доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году в размере 500,00 руб.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что должник Федоров С.В. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Налогоплательщику были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, подлежащие уплате за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года, в фиксированном размере 23400,00 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - 16126,80 руб., на обязательное медицинское страхование не работающего населения в фиксированном размере, подлежащая yплате за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года, в фиксированном размере 4590,00 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - 3547,96 руб. Сумма страховых взносов, исчисленная налогоплательщиком по расчету за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ год, не оплачена в установленный законом срок. Инспекцией ФНС России по г. Томску за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов были начислены пени. Сумма пени в размере 2714,62 рублей начислена по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ год. Сумма пени в размере 557,62 руб. начислена по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за расчетный период – ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ год. Поскольку сумма пени по страховым взносам, исчисленная налогоплательщиком по расчету за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ год не оплачена в установленный законом срок в полном объеме, МИФНС России №8 по Томской области, на основании ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением уплатить пени по страховым взносам за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 2714,62руб. - ОПС; и пени в сумме 557,62 руб. на ОМС.

Согласно п.3 ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации по итогам налогового периода предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. В соответствии со ст.346.32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик представил ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган налоговую декларацию по ЕНВД за ДД.ММ.ГГГГ года. Сумма ЕНВД, подлежащая уплате, исчисленная налогоплательщиком, составила 6117,00 рублей. Также налогоплательщик представил ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган налоговую декларацию по ЕНВД за ДД.ММ.ГГГГ года. Сумма ЕНВД, подлежащая уплате, исчисленная налогоплательщиком, составила 3417,00 рублей. Согласно ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации ЕНВД, исчисленный в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается налогоплательщиком в срок не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. В установленный срок сумма ЕНВД в размере 6334,00 руб. уплачена не была. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начислены пени в размере 514,95 рублей. На основании ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Пени в сумме 514,95 руб. уплачены не были.

Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно статье 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой. В соответствии с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения вх. № от ДД.ММ.ГГГГ Федоров С.В. применяет специальный налоговый режим - УСН. Положением пп. 2 п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые декларации по налогу представляются не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация за ДД.ММ.ГГГГ год должна быть представлена не позднее 02.05.2017. Налогоплательщик представил налоговую декларацию за ДД.ММ.ГГГГ год ДД.ММ.ГГГГ, то есть позднее установленного срока, тем самым, нарушив положения вышеуказанной статьи. Таким образом, было совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации. МИФНС России №8 по Томской области было вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ Федоров С.В. был привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 500,00 руб. МИФНС России №8 по Томской области, на основании ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок штраф налогоплательщиком уплачен не был.

В соответствии с главой 11.1 КАС РФ МИФНС России № 8 по Томской области направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Федорова С.В. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №3 Томского судебного района Томской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с Федорова С.В. в размере 4287,19 руб. Налогоплательщиком представлено заявление об отмене судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании налога, пени может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения oб отмене судебного приказа. Согласно ст. 95 КАС РФ, по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Инспекцией пропущен шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа для обращения с административным исковым заявлением о взыскании задолженности в суд общей юрисдикции в связи со следующим. Учитывая большой объем направления Инспекцией в мировой суд заявлений о выдаче судебных приказов о взыскании задолженности с налогоплательщиков, административных исковых заявлений в суды общей юрисдикции и сжатые сроки направления заявлений, а также тот факт, что заявления не формируются автоматически, а составляются вручную сотрудниками Инспекции, срок обращения с заявлением в районный суд Инспекцией был пропущен.

Представитель административного истца, надлежащим образом извещен о дате времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Административный ответчик Федоров С.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Согласно п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений данного пункта.

Согласно положениям части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно подп. 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые в силу пункта 2 статьи 14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

В соответствии с пунктом 5 статьи 430 НК РФ определено, что, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором индивидуальный предприниматель снят с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату снятия с учета в налоговых органах индивидуального предпринимателя включительно.

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщикам страховых взносов.

Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В силу пунктов 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика, плательщика страховых взносов в случае уплаты налогов, страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В силу статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в фиксированном размере 23400 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года, 26 545 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4590 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года, 5 840 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно представленному административным истцом расчету за административным ответчиком числится задолженность по уплате пени по ОПС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1851,50 рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 863,12 рублей, а всего 2714,62 рублей; пени по ОМС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 557,62 рублей.

На основании ст. ст. 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику Федорову С.В. направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ содержащее предложение добровольно уплатить пени по страховым взносам за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно реестру отправлений заказных писем ФНС требование вручено Федорову С.В. ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок данные требования Федоровым С.В. исполнены не были.

Частью 1 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

Согласно ст. 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

В силу п. 1 ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

В статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии недоимки по налогу налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов административного дела, Федоров С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял предпринимательскую деятельность, и в соответствии со ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации являлся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД).

На основании поданных в налоговый орган деклараций Федорову С.В. начислен ЕНВД за ДД.ММ.ГГГГ года – 6117,00 руб., за 4 квартал 2015 года - 6423 руб., за 1 кв. 2018 года - 3417,00 рублей.

По утверждению административного истца налогоплательщиком в установленный законом, а затем и требованиями срок ЕНВД уплачен не был.В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начислены пени в размере 514,95 рублей.

На основании ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику Федорову С.В. направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до 08.04.2020.

Согласно реестру отправлений заказных писем ФНС требование вручено Федорову С.В. ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок данные требования Федоровым С.В. исполнены не были.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

С учетом указанных положений закона срок представления налоговой декларации за ДД.ММ.ГГГГ год наступал не позднее 02.05.2017.

Как следует из решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе камеральной налоговой проверки в соответствии с п. 2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, проведенной на основании первичной налоговой декларации по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год, представленной в Межрайонную инспекцию ФНС России № 8 по Томской области, установлено, что Федоров С.В. декларация по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год представлена ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административный ответчик не исполнил обязанность по своевременному представлению в налоговый орган декларации по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год.

В соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Указанным решением от ДД.ММ.ГГГГ Федоров С.В. привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации с назначением наказания с учетом положений п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 500 рублей.

Федорову С.В. направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по уплате штрафа в размере 500 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование от ДД.ММ.ГГГГ Федоровым С.В. не исполнено. Доказательств обратного административным ответчиком в суд не представлено.

Административным истцом заявлено о признании причин пропуска срока на подачу административного искового заявления уважительными, в исковом заявлении содержится просьба восстановить срок на взыскание налоговой задолженности.

Рассматривая данное заявление, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как указано в ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Судом установлено, как это указано в административном иске, административный истец заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Федорова С.В. задолженности по пени, направил мировому судье и мировым судьей судебного участка № 3 Томского судебного района Томской области вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Федорова С.В. задолженности в размере 4287,19 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 Томского судебного района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен.

Настоящий административный иск направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичное положение содержится и в абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 № 308-О, право судьи рассмотреть вопрос о восстановлении пропущенного срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. Вместе с тем, выводы суда относительно указанных обстоятельств и уважительных причин формируются в каждом конкретном случае по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из указанных стороной причин пропуска, а также установленных обстоятельств о препятствиях своевременному обращению в суд с заявлением.

Судом установлено, что судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок на подачу административного иска истекал ДД.ММ.ГГГГ, настоящий административный иск был направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока установленного законом.

Таким образом, при проверке соблюдения административным истцом сроков, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает установленным, что срок обращения налогового органа в суд по требованиям о взыскании задолженности по пени за 2017, 2018 года, доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, является пропущенным.

Административный истец фактически никаких уважительных причин пропуска срока обращения в суд, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не привел, доказательств невозможности в установленные сроки обратиться за взысканием недоимки, не представил, такие доказательства в материалах дела, отсутствуют.

Причин и обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу на протяжении длительного времени после отмены судебного приказа обратиться в суд с административным иском не приведено, судом не установлено.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу закона налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска.

По убеждению суда, административным истцом в настоящем деле не представлено доказательств, объективно препятствовавших на протяжении длительного времени налоговому органу обратиться в суд, и не приведено никаких объективных обстоятельств, которые могли бы быть оценены судом как уважительные причины пропуска установленного законодательством о налогах и сборах срока.

При таких данных, исходя из приведенных налоговым органом обстоятельств, у суда, оценивающего собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований полагать, что срок обращения в суд административным истцом был пропущен по уважительным причинам, не имеется.

Таким образом, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов и пени (статья 57 Конституции Российской Федерации), оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Федорова С.В. заложенности по пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 714,62 рублей, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 557,62 рублей, пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 557,62 рублей, доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности в размере 500 рублей, а всего в размере 4287,19 рублей в настоящем деле у суда не имеется, поскольку административным истцом без уважительных причин и значительно пропущен установленный налоговым законодательством срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании налога, оснований для восстановления которого не установлено.

В силу статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу п. 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате налога на имущество физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание, которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Данная правовая позиция отражена в Определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации».

Поскольку административному истцу отказано в восстановлении срока на взыскание задолженности, оснований для взыскания пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 714,62 рублей, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 557,62 рублей, пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 557,62 рублей, доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности в размере 500 рублей, а всего в размере 4287,19 рублей также не имеется.

Частью 5 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Согласно ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении ходатайства Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Томской области о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления в отношении Федорова Сергея Владимировича о взыскании задолженности по пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование, пени по единому налогу на вмененный доход, дохода от денежных взысканий (штрафа), поступающего в счет погашения задолженности отказать.

В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Томской области к Федорову Сергею Владимировичу о взыскании задолженности по пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование, пени по единому налогу на вмененный доход, дохода от денежных взысканий (штрафа), поступающего в счет погашения задолженности на общую сумму 4 287,19 руб. - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления решения суда.

Председательствующий /подпись/ А.В. Крикунова

Копия верна

Судья         А.В.Крикунова

Секретарь          Т.А.Барышева

УИД 70RS0005-01-2021-001086-47

Подлинник подшит в административном деле в

Томском районном суде Томской области №2а-1158/2021

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.08.2021.

Судья А.В.Крикунова

2а-1158/2021 ~ М-734/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Томской области
Ответчики
Федоров Сергей Владимирович
Суд
Томский районный суд Томской области
Судья
Крикунова Анна Викторовна
Дело на странице суда
tomsky--tms.sudrf.ru
06.04.2021Регистрация административного искового заявления
07.04.2021Передача материалов судье
09.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2021Подготовка дела (собеседование)
26.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2021Судебное заседание
06.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.07.2021Судебное заседание
10.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2022Дело оформлено
04.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее