Р Е Ш Е Н И Е <данные изъяты>
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2011 г. г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в г. Канске в составе председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Полуяновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Красноярскому краю о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании действий Управления Федеральной миграционной службы РФ по Красноярскому краю незаконными. Свои требования мотивирует тем, что он родился и проживал в г. Канске, в 1973 г. вместе с родителями выехал в Республику Казахстан на постоянное жительство. В 1997 году был вынужден покинуть место жительства в п. Капчагай Алма-Атинской области Республики Казахстан вследствие преследования его и его семьи по признаку расовой и национальной принадлежности и возникшего языкового барьера.
В связи с вынужденным переселением он обратился в Федеральную миграционную службу РФ с ходатайством о признании вынужденным переселенцем по месту новою пребывания. Местом своего жительства ФИО1 выбрал г. Канск, т.е. место своего рождения.
ДД.ММ.ГГГГ год ФИО1 был присвоен статус вынужденного переселенца и выдано удостоверение вынужденного переселенца сроком на пять лет. По приезду в Канск ему, как вынужденному переселенцу, на период решения вопроса о предоставлении жилья для постоянного проживания, было выделено временное жилое помещение, расположенное в общежитии по адресу: <адрес>. Данное общежитие принадлежало Пассажирскому Автотранспортному Предприятию (ПАТП). Таким образом, начиная с 1997 года, ФИО1 проживал вместе со своей семьей в указанном общежитии по договору найма, собственником данного жилья не являлся, в приватизации не участвовал, с указанного адреса никуда не выезжал. Как нуждающийся в жилье по категории – граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, он был поставлен на учет в Администрацию города Канска и стал участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», таким образом, у ФИО1 возникло право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которого удостоверяется государственным жилищным сертификатом, согласно Постановлению Правительства от 17 сентября 2001 г. N75 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы».
В 2002 году у него истёк пятилетний срок предоставления статуса вынужденного переселенца, однако ни сертификата, ни жилья он не получил, поэтому миграционная служба, в соответствие с законом, ежегодно продляла его статуса вынужденного переселенца. ДД.ММ.ГГГГ у заявителя истекал продленный срок действия статуса вынужденного переселенца и он в очередной раз обратился за его продлением в УФМС России по Красноярскому краю с пакетом документов, который предоставлял в прошлые года в соответствие с п. 21 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым установлен перечень документов, необходимый для ежегодного продления срока действия статуса вынужденного переселенца. При этом, представленный им пакет документов, в т.ч. и договор найма жилого помещения в общежитии, полностью соответствовал требованиям указанною пункта.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ, он получил уведомление №. от ДД.ММ.ГГГГ. в котором сказано, что решением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в продлении действия статуса вынужденного переселенца и что основанием отказа является истечение срока предоставления статуса, со ссылкой на п. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с чем он утрачивает статус вынужденного переселенца. В приложенном к уведомлению письме было разъяснено, что статус вынужденного переселенца не может быть продлен, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие ему в жилищном обустройстве на новом месте жительства, а именно: проживание в жилых помещениях, предоставленных для постоянного проживания по договору найма, и что согласно предоставленным им документам, жилое помещение, в котором он проживает, передано его семье «в бессрочное владение и пользование» для проживания в нем в соответствии с договором найма жилого помещения муниципального жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ему и отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и ФИО1 снимают с регистрационного учета в связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца.
Решением Канского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ действия УФМС по Красноярскому краю были признаны незаконными, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем восстановления статуса вынужденного переселенца.
ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился в УФМС с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему вновь было отказано в продлении статуса по тем же основаниям. Не согласен с данным решением, просит признать действия УФМС незаконными, обязать устранить данные нарушения.
В судебном заседании заявитель ФИО1 требования поддержал, пояснил, что по-прежнему проживает в комнате общежития, никаких изменений в его жилищных условиях не произошло, фактически никакого жилья им получено не было, в связи с чем решением УФМС он лишен возможности на получение государственного жилищного сертификата.
Представитель заявителя ФИО3 требования поддержала, пояснила, что данными действиями УФМС нарушены права и законные интересы заявителя, в связи с чем он не может в настоящее время получить государственный жилищный сертификат.
Представители УФМС по Красноярскому краю ФИО4, ФИО5 в судебном заседании пояснили, что поскольку Администрацией г. Канска постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ был снят статус общежития с <адрес>, в котором проживает ФИО1, следовательно, в данное время ФИО1 обеспечен жилым помещением по договору социального найма, поэтому оснований для продления ему статуса вынужденного переселенца не имеется.
Представитель заинтересованного лица ООО «ЖилФонд» ФИО6 (на основании доверенности) суду пояснила, что дом, в котором проживает ФИО1, обслуживается их организацией. Действительно, статус общежития с данного дома был снят. Однако фактически инженерно-техническая реконструкция дома не производилась. Места общего пользования по-прежнему являются общими, пользуется ими вся секция, а не каждая квартира отдельно. Договор социального найма жилого помещения заключается с каждым жильцом по его желанию, ФИО1 с такой просьбой к ним не обращался.
Исследовав доказательства, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя законным и обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 9 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года N 4530-1 устанавливает исчерпывающий перечень оснований утраты статуса вынужденного переселенца:
прекращения гражданства Российской Федерации,
выезд для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации,
умышленное предоставление ложных сведений или предъявление заведомо фальшивых документов, послужившие основанием для признания лица вынужденным переселенцем.
в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона «О вынужденных переселенцах».
Статья 5 указанного закона устанавливает, что общий срок предоставления статуса вынужденного переселенца составляет пять лет, но при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается. Т.е. Закон предписывает продлять статус, если государство не выполнило свое обязательство об обустройстве переселенца.
Согласно п. 41 Постановления от 8 ноября 2000 г. N 845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», установлено, что, жилое помещение для постоянного проживания предоставляется в виде отдельной квартиры сучетом норм предоставления жилья, установленных жилищным законодательством. Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение в виде жилого дома, отдельной квартиры, части жилого дома или части квартиры.
П. 42 Положения «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев», установлено, что предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания должно осуществляться на основании решения, принятого органом местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 с 1961 г. проживает в г. Канске Красноярского края. В 1973 г. вместе с родителями выехал в Республику Казахстан на постоянное жительство. В 1997 году был вынужден покинуть место жительства в п. Капчагай Алма-Атинской области Республики Казахстан, г. Канск. ДД.ММ.ГГГГ год ФИО1 был присвоен статус вынужденного переселенца и выдано удостоверение вынужденного переселенца сроком на пять лет. По приезду в Канск ему, как вынужденному переселенцу, на период решения вопроса о предоставлении жилья для постоянного проживания, было выделено временное жилое помещение, расположенное в общежитии по адресу: <адрес>. Данное общежитие принадлежало Пассажирскому Автотранспортному Предприятию (ПАТП). Таким образом, начиная с 1997 года, ФИО1 проживал вместе со своей семьей в указанном общежитии по договору найма, собственником данного жилья не являлся, в приватизации не участвовал, с указанного адреса никуда не выезжал. Как нуждающийся в жилье по категории – граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, он был поставлен на учет в Администрацию города Канска и стал участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», таким образом, как полагает суд, у ФИО1 возникло право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, согласно Постановлению Правительства от 17 сентября 2001 г. N ("75 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы».
Поскольку в 2002 году у него истёк пятилетний срок предоставления статуса вынужденного переселенца, однако ни сертификата, ни жилья он не получил, поэтому миграционная служба, в соответствие с законом, ежегодно продляла его статуса вынужденного переселенца. ДД.ММ.ГГГГ у заявителя в очередной раз истек продленный срок действия статуса вынужденного переселенца и он обратился за его продлением в УФМС России по Красноярскому краю с пакетом документов, который предоставлял в прошлые года в соответствие с п. 21 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.12.2007 г. № 465, которым установлен перечень документов, необходимый для ежегодного продления срока действия статуса вынужденного переселенца.
ДД.ММ.ГГГГ, он получил уведомление №. от ДД.ММ.ГГГГ. в котором сказано, что решением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в продлении действия статуса вынужденного переселенца, основанием отказа являлось истечение срока предоставления статуса, со ссылкой на п. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с чем он утрачивает статус вынужденного переселенца. В приложенном к уведомлению письме было разъяснено, что статус вынужденного переселенца не может быть продлен, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие ему в жилищном обустройстве на новом месте жительства, а именно: проживание в жилых помещениях, предоставленных для постоянного проживания по договору найма, и что согласно предоставленным им документам, жилое помещение, в котором он проживает, передано его семье «в бессрочное владение и пользование» для проживания в нем в соответствии с договором найма жилого помещения муниципального жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ему и отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и ФИО1 снимают с регистрационного учета в связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца. Решением Канского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ действия Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю были признаны незаконными, нарушающими его права и законные интересы на получение жилья в виде государственного жилищного сертификата. На УФМС была возложена обязанность устранить допущенное нарушение его права, препятствующего осуществлению путем восстановления и продления статуса вынужденного переселенца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью получения государственного жилищного сертификата на приобретение жилья.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился в УФМС по Красноярскому краю с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил уведомление, в котором на основании решению от ДД.ММ.ГГГГ ему вновь отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Основанием к отказу явилось истечение срока предоставления статуса в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах». Также было указано, что в настоящее время обстоятельств, препятствующих ФИО1 в жилищном обустройстве отсутствуют, поскольку он и его семья зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>. В соответствии с постановлением администрации г. Канска № 1385 от 11.09.09 г. общежитие по вышеуказанному адресу утратило свой статус и переведено в статус жилого дома, что дает ФИО1 право заключить договор социального найма.
Суд полагает, что данные действия УФМС являются незаконными. Согласно п. 41 Постановления от 8 ноября 2000 г. N 845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» срок действия статуса вынужденного переселенца может истечь только тогда, когда государство обеспечит переселенца жильем.
Жилье, в котором в настоящее время проживает ФИО1, имеет статус общежития и, следовательно, является жильем для временного проживания, что подтверждается Выпиской из реестра муниципальной собственности г. Канска. Договор социального найма с ФИО1 на данное жилое помещение не заключен, иное жилое помещения для постоянного проживания ему не предоставлено. Несмотря на то, что статус общежития с данного дома снят постановлением Администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ, фактически никаких изменений в жилищных условиях ФИО1 не произошло.
Комната в общежитии фактически может быть предоставлена только для временного проживания, договор с ФИО1 найма комнаты в общежитии заключен в 2006 г. до настоящего времени не изменялся.
Кроме того, согласно актам обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с семьей с семьей проживает в общежитии семейного типа, в комнате нет холодного и горячего водоснабжения, а также туалета, всё это находится в местах общего пользования.
Данное жилое помещение могло быть предоставлено для постоянного проживания ФИО1 только с его согласия, с заключением договора социального найма жилого помещения. Поскольку такового договора с ФИО1 не было заключено, своего согласия на предоставление ему данной комнаты в постоянное пользование ФИО1 не давал, суд полагает, что ему было незаконно отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в связи с чем ФИО1 не может получить государственный жилищный сертификат на приобретение жилья. Следовательно, его права нарушены действиями УФМС по Красноярскому краю.
Доводы УФМС о том, что жилье ФИО1 было предоставлено, в связи с чем он лишается статуса вынужденного переселенца, суд полагает неосновательными, поскольку договор найма от ДД.ММ.ГГГГ не является договором социального найма жилого помещения, статус общежития подтвержден выпиской из реестра муниципальной собственности г Канска.
Кроме того, предоставленное ФИО1 жилье не является отдельной квартирой, в связи с чем его права также нарушены, как полагает суд. Поскольку до настоящего времени жилое помещение в виде отдельной квартиры с учетом норм предоставления жилья, установленных жилищным законодательством РФ ФИО1 не предоставлено, следовательно, срок действия статуса вынужденного переселенца ФИО1 обязаны продлить.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Признать действия Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по красноярскому краю, выразившиеся в отказе ФИО1 в продлении действия статуса вынужденного переселенца, незаконными.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Красноярскому краю устранить допущенное нарушение прав ФИО1, препятствующее осуществлению его прав, путем восстановления и продления статуса вынужденного переселенца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающему по адресу: <адрес>. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в 10-дневный срок с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Глущенко Ю.В.