УИД 37RS0017-01-2020-000179-31
Дело № 2-162/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2020 года г.Родники
Родниковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи: Созиновой Н.А.
при секретаре: Ващенко М.Е.
с участием:
представителя истца - Марченко К.В. Кочетова Е.В., действующего на основании доверенности и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика – Администрации МО «Родниковский муниципальный район Ивановской области» Кочневой Т.П., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марченко К.В. к администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области об обязании предоставить специализированное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Марченко К.В. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Родниковский муниципальный район Ивановской области» об обязании предоставить специализированное жилое помещение на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области».
Исковые требования обоснованы тем, что ввиду лишения ее отца Марченко В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, и матери Марченко М.А. родительских прав на основании решения Родниковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решением ТУСЗН (ранее ТОСЗН) по Родниковскому муниципальному району она была признана ребенком, оставшимся без попечения родителей. По причине отсутствия у Марченко К.В. в собственности какого-либо жилого помещения она была признана лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащими обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени Марченко К.В. не предоставлено жилое помещение, как ребенку-сироте, и она проживает во временно предоставленном ей жилом помещении – комнате в коммунальной квартире. При этом зарегистрирована Марченко К.В. по месту проживания своего опекуна, назначенного на основании Распоряжения ТУСЗН – ее бабушки Поповой И.А.
Марченко К.В. просит обязать ответчика Администрацию МО «Родниковский муниципальный район» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить ей специализированное жилое помещение на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>».
Истец Марченко К.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Представитель истца Марченко К.В. Кочетов Е.В., действующий на основании доверенности и ордера, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что исполнение решения суда, в случае удовлетворения исковых требований, по закону должно исполняться за счет средств бюджета.
Представитель ответчика Администрации МО «Родниковский муниципальный район Ивановской области» Кочнева Т.П. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать. Поддержала ранее представленные возражения, согласно которым в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Частью 5 статьи 8 Закона Ивановской области от 14.03.1997 №7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» определено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Ивановской области. В соответствии со статьей 8.1. Закона Ивановской области от 14.03.1997 №7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области»: 1. Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот). 2. Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций. В соответствии с пунктом 14.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Таким образом, обеспечение жильем Марченко К.В., как лицу из числа детей-сирот, является расходным обязательством Ивановской области и реализуется администрацией муниципального образования «Родниковский муниципальный район» в рамках предоставленных субвенций из областного бюджета для исполнения переданных государственных полномочий. 3. В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 14.2) обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1,2,4,6,13,22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с частью 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 №250-ОП «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: в развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с часть 5 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии со статей 41 Устава муниципального образования «Родниковский муниципальный район» порядок осуществления расходов районного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Ивановской области. Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств районного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых районному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии с федеральными законами, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств районного бюджета Родниковского муниципального района (за исключением финансовых средств, передаваемых районному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Однократное обеспечение детей сирот жилыми помещениями Уставом муниципального образования «Родниковский муниципальный район» не предусмотрено. В соответствии со статьей 8 Закона Ивановской области от 14.03.1997 года № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области»: «4. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Органы местного самоуправления, указанные в статье 8.1 настоящего Закона, вправе предоставлять лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, жилые помещения общей площадью более 33 квадратных метров при условии использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств. 5. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Ивановской области». На основании вышеизложенного переложение на органы местного самоуправления ответственности за финансирование отдельных государственных полномочий возможно только в том случае, если при исполнении переданных им полномочий они по своей воле превысят установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций. Однако переложение указанной ответственности недопустимо, если дополнительные расходы, не учтенные при расчете субвенций, станут следствием решений, принятых органами государственной власти, либо если методика распределения соответствующих субвенций будет утверждена с нарушением законодательства, что повлечет несоответствие расчетных и фактических расходов по осуществлению государственных полномочий. В связи с этим, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточности финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений. В соответствии с пунктом 1 статьи 8.7 Закона Ивановской области от 14.03.1997 года № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется Департаментом социальной защиты населения <адрес>, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере социальной защиты населения. Администрация муниципального образования «Родниковский муниципальный район» не имеет правомочий самостоятельно определять лиц, которым будут предоставлены приобретенные жилые помещения. Таким образом, в случае вынесения решения Родниковского районного суда об удовлетворении требования Марченко К.В. Департамент социальной зашиты населения <адрес> самостоятелен в определении кандидатуры на предоставление жилого помещения, приобретенного за счет субвенции и имеет право предложить иную кандидатуру из списка детей сирот. Срок предоставления Марченко К.В. специализированного жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ, указанный в уточненном исковом заявлении, представитель ответчика считает разумным.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области, извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, из представленного суду письменного отзыва следует, что Марченко К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. её мать лишена родительских прав в <данные изъяты>, отец умер в <данные изъяты>. В соответствии со статьей 8 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» (в редакции Закона Ивановской области от 27.04.2018 № 22-ОЗ), (далее - Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно статье 8.1 Закона с 28.04.2018 государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. На эти цели предоставляются субвенции в соответствии с очередностью, установленной списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - Список). Очередность в Списке устанавливается, исходя из даты рождения. Обеспечение жильем осуществляется в соответствии с указанным областным Списком. Марченко К.В. включена в Список. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее порядковый номер в областном Списке - № (постановка на учет осуществлена по Родниковскому муниципальному району). Жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Марченко К.В. будет предоставлено Администрацией Родниковского муниципального района в порядке очередности по мере поступления средств из областного бюджета. Кроме того, удовлетворение исковых требований и предоставление жилья Марченко К.В. в порядке исполнения судебного решения повлечет нарушение прав таких же детей-сирот, которые старше ее по возрасту, что нельзя считать социально справедливым. Вместе с тем, поскольку Марченко К.В. в установленном порядке включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, но не была обеспечена жильем, она сохраняет за собой право на получение жилого помещения в соответствии с указанным Списком и установленным финансированием данной государственной социальной поддержки детей-сирот.
Представитель третьего лица Территориального управления социальной защиты населения по Родниковскому муниципальному району, извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, из представленного суду письменного отзыва следует, что Марченко К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать - Марченко М.А. лишена родительских прав Решением Родниковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело №, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ; отец - Марченко В.А. лишен родительских прав Решением Родниковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело №, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Решением Родниковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Марченко В.А. установлен факт смерти, дата смерти - ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Свидетельство о смерти №, выдано отделом по <адрес> комитета <адрес> ЗАГС ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст. 8 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» (далее - Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного - жилищного фонда по договорам найма специализированных помещений. В соответствии со ст. 8.1 Закона с ДД.ММ.ГГГГ государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В соответствии с Распоряжением Главы администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над Марченко К.В. установлена опека и закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В соответствии с Распоряжением главы администрации МО «Родниковский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отменено сохранение жилья по адресу: <адрес>. В соответствии с Постановлением Главы администрации МО «Каминское сельское поселение <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Марченко К.В. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении по Каминскому сельскому поселению. В связи со сменой места жительства по адресу: <адрес>, Марченко К.В. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по Родниковскому муниципальному району. В этой связи, обязанность по предоставлению жилого помещен Марченко К.В. возложена на Администрацию МО «Родниковский муниципальный район» <адрес>. На осуществление государственных полномочий по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов предоставляются субвенции в соответствии с очередностью, установленной списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - Список). Марченко К.В. состоит в Списке. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее порядковый номер в Списке - № (постановка на учет осуществлена по Родниковскому муниципальному району). Жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Марченко К.В. будет предоставлено администрацией МО «Родниковский муниципальный район» <адрес> в порядке очередности в соответствии с установленными нормами предоставления. Кроме того, удовлетворение исковых требований и предоставление жилья Марченко К.В. в порядке исполнения судебного акта повлечет нарушение прав таких же детей-сирот, которые старше ее по возрасту, и также не реализовали право на получение жилого помещения, что нельзя считать социально справедливым. Вместе с тем, поскольку Марченко К.В. в установленном порядке включена в Список, но не была обеспечена жильем, она сохраняет за собой право на получение жилого помещения в соответствии с указанным Списком и установленным финансированием данной государственной социальной поддержки детей-сирот. В связи с изложенным ТУСЗН по Родниковскому муниципальному району считает, что в исковых требованиях Марченко К.В. к администрации МО «Родниковский муниципальный район» о понуждении предоставления специализированного жилого помещения, следует отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельству о рождении Марченко К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее родителями являются Марченко В.А. и Марченко М.А. (л.д.13).
Согласно сведениям <адрес> филиала комитета <адрес> ЗАГС в архиве <адрес> филиала комитета <адрес> ЗАГС имеется запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ Марченко В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40).
Из представленного Департаментом социальной защиты населения <адрес> учетного дела в отношении Марченко К.В. следует, что истица отнесена к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по тем основания, что ее мать Марченко М.А. решением Родниковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец Марченко В.А. умер (л.д.94).
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним у Марченко К.В. на момент рассмотрения дела отсутствовали зарегистрированные права на объекты недвижимости (л.д.16).
Согласно информации, представленной администрацией МО «Каминское сельское поселение» Родниковского муниципального района <адрес>», содержащейся в учетном деле, Марченко К.В. состояла на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготному списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с ДД.ММ.ГГГГ и не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.97).
Согласно информации, представленной администрацией муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> Марченко К.В. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (л.д.96).
Из справки МО МВД России «Родниковский» слудует, что Марченко К.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.39).
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Согласно п.п. ж,ж1 ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение; защита семьи, материнства, отцовства и детства.
Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
В соответствии с п. 9 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 3. ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно п. 4 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичные положения содержатся и в ст.ст. 8 и 8.8. Закона Ивановской области 14.03.1997 г. №7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области».
Согласно п. 7 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно ст. 5 Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами Ивановской области.
Согласно п. 5 ст. 8 Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Ивановской области.
Согласно п. 6 ст. 8 Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 8.1 Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот). Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций.
Судом установлено, что Марченко К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец Марченко В.А. умер в <данные изъяты>, мать Марченко М.А. лишена родительских прав в отношении дочери, истицы по делу, решением Родниковского районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Марченко К.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, формируемом Департаментом социальной защиты населения <адрес>, и не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилыми помещениями. До настоящего времени Марченко К.В. Администрацией МО «Родниковский муниципальный район» <адрес> жилым помещением не обеспечена.
Факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» стороной ответчика не оспаривается.
Предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от очередности постановки такого лица на учет и должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств, по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку исходя из требований ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Отсутствие надлежащего финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ивановской области 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Марченко К.В. имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите, в том числе на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, т.к. своего жилья на праве собственности не имеет, в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департаментом социальной защиты населения по <адрес> включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. ДД.ММ.ГГГГ Марченко К.В. достигла возраста 18 лет. По достижению Марченко К.В. 18-летнего возраста органы местного самоуправления были обязаны обеспечить Марченко К.В. жилым помещением. До настоящего времени истице Марченко К.В. жилое помещение, отвечающее требованиям закона, не предоставлено.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая, что отсутствие в муниципальной собственности Родниковского муниципального района в настоящее время жилых помещений, которые могли бы быть предоставлены Марченко К.В., отсутствие в бюджете Родниковского муниципального района денежных средств на данные цели, считает разумным и справедливым установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Марченко К.В. к Администрации МО «Родниковский муниципальный район» <адрес> об обязании предоставить специализированное жилое помещение, законные, обоснованные и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Марченко К.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Родниковский муниципальный район» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Марченко К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>».
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.А.Созинова
Мотивированное решение составлено 10.07.2020 Н.А.Созинова