Дело № 2-5616/2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего: Петрушенко Ю.В.
при секретаре: Идт А.А.
с участием прокурора: Костенко Н.В.
27 ноября 2013 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском гражданское дело по исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «БК» о возложении обязанности составить паспорта на отходы IV класса опасности и предоставить их на согласование в Управление Росприроднадзора по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к ООО «БК» о возложении обязанности составить паспорта на отходы IV класса опасности и предоставить их на согласование в Управление Росприроднадзора по <адрес>. В обоснование исковых требований указав, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности ООО «БК», осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, офиса 10 в городе <адрес>. В ходе осуществления своей деятельности ООО «БК» образуются собственные отходы IV класса опасности: код по ФККО №... - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), код по ФККО №... - отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, код по ФККО №... – отходы сложного комбинированного состава, не вошедшие в другие пункты ФККО и др. Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии с пунктами 2,3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. В соответствии с п. 1 инструкции по заполнению паспорта опасного отхода, утвержденной Приказом МПР РФ от "."..г. №... «Об утверждении паспорта опасного отхода», паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. В соответствии с п. 4 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом МПР РФ от "."..г. №№..., в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к V классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности. Территориальным органом МПР России по <адрес>, осуществляющим согласование паспортов на отходы I - IV класса опасности, является Управление Росприроднадзора по <адрес>.
Как установлено в ходе проверки, у ООО БК» не разработаны паспорта на отходы IV класса опасности, образующиеся в результате хозяйственной деятельности предприятия, согласованные в установленном законом порядке. Данные нарушения были выявлены Комитетом при проведении проверки, по результатам которой составлен акт проверки №... от 22.07.2011года, выдано предписание об устранении нарушений №... от "."..г. года.
Отсутствие у ответчика утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при осуществлении хозяйственной деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления, нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся в том числе, проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами.
Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется (согласно ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды») в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч.2 ст.34 указанного закона). Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан (особенно жителей <адрес>, проживающих и находящихся в т. н. зоне влияния предприятия) и окружающей среде, что в силу ст. 1065 ГК РФ и ст.80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке. Приостановление деятельности ответчика может существенно отразиться на исполнении социальных обязательств перед работниками учреждения, на выплате налогов, на исполнении договорных обязательств, что противоречит общественным интересам, прокуратура находит целесообразным не заявлять требования о приостановлении (запрещении) деятельности администрации, в то же время, настаивая на обеспечении ответчиком выполнения требований федерального законодательства при образовании отходов производства и потребления.
Просит суд обязать ООО «БК» исполнить требования природоохранного законодательства, а именно в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу составить паспорта на отходы IV класса опасности: код по ФККО №... - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), код по ФККО №... - отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, код по ФККО №... - отходы сложного комбинированного состава, не вошедшие в другие пункты ФККО, представить их на согласование в Управление Росприроднадзора но <адрес>.
Представитель истца – помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика ООО «БК» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещены заказным письмом с уведомлением. Почтовые конверты возвращены за истечением срока их хранения. Возражений по существу заявленных исковых требований ответчик не представил. Суд в соответствии с требованиями ст.ст.113, 114, 115, 116, 117 ГПК РФ принял все меры к надлежащему извещению ответчика о судебном заседании, с учетом требований ст.233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ООО «БК» в порядке заочного производства.
Представители третьих лиц Комитета охраны окружающей среды и природопользования администрации <адрес>, Управления Росприроднадзора по <адрес> в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены заказным письмом с уведомлением, причины неявки не известны.
Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности ООО «БК», осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, офиса 10 в городе <адрес>. В ходе проверки установлено, что при осуществлении деятельности, в ООО «БК» образуются собственные отходы IV класса опасности: код по ФККО №... - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), код по ФККО №... - отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, код по ФККО №... – отходы сложного комбинированного состава, не вошедшие в другие пункты ФККО и др.
ООО «БК» осуществляет сбор, транспортировку и передачу отработанных моторных, индустриальных, энергетических масел предприятиям области для использования, а также сбор и транспортировка отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков с острова Зеленый <адрес>. Кроме того, обществом арендуются складские помещения у ООО «Логический центр «<...>» для организации складских работ, общей площадью 150 кв. м. и замощенные бетоном покрытые площади, для организации отстоя автотранспорта, общей площадью 215 кв.м. по адресу: 404112, <адрес>, 2-й <адрес>.
Согласно ст. 1 Федерального закона от "."..г. № №...-ФЗ «Об отходах производства», отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы (ст. 4.1 указанного Закона).
В соответствии со ст.34 Федерального закона от "."..г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановления природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.
Согласно ст. 11 Федерального закона от "."..г. № 89-ФЗ «Об отходах производства» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, согласно ч.1 ст. 19 Закона осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно ч. 1,2, ст. 39 Федерального закона от "."..г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством;
п.п. 1,6 п.1 ст. 11 Федерального закона от "."..г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
ч. 1 ст. 19 Закона, Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ, лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от "."..г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной в феврале 2012 года внеплановой проверки Комитетом установлено, что обществом нарушения природоохранного законодательства в части разработки паспортов не устранены, о чем был составлен акт проверки №... от "."..г. года, и выдано предписание №... от "."..г. года, а также составлен протокол об административном правонарушении по №... за неисполнение предписания. Постановлением мирового судьи судебного участка №... по делу №... предприятие привлечено к административной ответственности по №... в виде штрафа в размере <...> рублей.
В ходе проведенной в июне 2012 года внеплановой проверки Комитетом установлено, что обществом нарушения природоохранного законодательства снова не устранены, о чем был составлен акт проверки №... от "."..г. и выдано предписание №... от "."..г. года, а также составлен протокол об административном правонарушении по ч№... за неисполнение предписания. Постановлением мирового судьи судебного участка №... по делу №... предприятие привлечено к административной ответственности по ч. №... в виде штрафа в размере <...> рублей.
В ходе проведенной в ноябре 2012 года внеплановой проверки Комитетом установлено, что обществом нарушения природоохранного законодательства снова не устранены, о чем был составлен акт проверки №... от "."..г. и выдано предписание №... от "."..г. года, а также составлен протокол об административном правонарушении по №... за неисполнение предписания. Постановлением мирового судьи судебного участка №... по делу №... предприятие привлечено к административной ответственности по №... в виде штрафа в размере <...> рублей.
В ходе проведенной в апреле 2013 года внеплановой проверки Комитетом установлено, что обществом нарушения природоохранного законодательства снова не устранены, о чем был составлен акт проверки №... от "."..г. и выдано предписание №... от "."..г. года, а также составлен протокол об административном правонарушении по №... за неисполнение предписания. Постановлением мирового судьи судебного участка №... по делу №... предприятие привлечено к административной ответственности по №... в виде штрафа в размере <...> рублей.
В ходе проведенной в сентябре 2013 года внеплановой проверки Комитетом установлено, что обществом нарушения природоохранного законодательства снова не устранены, о чем был составлен акт проверки №... от "."..г. года. До настоящего времени ООО «БК» мер по устранению нарушений природоохранного законодательства не принято. Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства со стороны предприятия, ответственного за соблюдение норм природоохранного законодательства. Несмотря па неоднократные требования органа государственной власти предприятием нарушение не устранено, в связи с чем данная ситуация требует прокурорского вмешательства в целях обеспечения верховенства закона и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что Волгоградским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности ООО «БК», в ходе которой были выявлены нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации.
Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства со стороны ООО «БК».
Бездействием ответчика нарушаются интересы Российской Федерации, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ в области охраны здоровья, окружающей среды, гарантированные статьей 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Таким образом, ООО «БК» необходимо устранить допущенные нарушения, установленные в ходе проверки.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, обязать Общество с ограниченной ответственностью «БК» исполнить требования природоохранного законодательства, а именно в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу составить паспорта на отходы IV класса опасности: код по ФККО №... - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), код по ФККО №... - отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, код по ФККО №... - отходы сложного комбинированного состава, не вошедшие в другие пункты ФККО, представить их на согласование в Управление Росприроднадзора но <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ IV ░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░ №... - ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░), ░░░ ░░ ░░░░ №... - ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░ №... - ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░░