Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 июня 2011 года г.Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего - судьи Кайшева А.Е.,
при секретаре Евменовой М.Г.,
с участием:
истца Федорченко Т.Г.,
ее адвоката Тороповой Л.В.,
представителя ответчика Луткова С.Ю.,
третьих лиц Федорченко О.А., Федорченко А.Р.,
Федорченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорченко Т.Г. к администрации Незлобненского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края о признании бездействий незаконными, возложении обязанности включить квартиру в реестр муниципального имущества и заключить договор приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Федорченко Т.Г. обратилась в суд с иском к администрации Незлобненского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края о признании бездействий незаконными, возложении обязанности на администрацию Незлобненского сельсовета Георгиевского района включить <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, ст.Незлобная, <адрес> в реестр муниципального имущества и заключить с ней договор приватизации спорной квартиры.
В судебном заседании Федорченко Т.Г. исковые требования поддержала и пояснила, что в 1987 г. она вступила в зарегистрированный брак с Федорченко А.Р.. В 1994 г. на основании постановления главы Незлобненской сельской администрации Георгиевского района Ставропольского края «Об утверждении выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ совместного заседания администрации и профкома АО «Незлобненский НКХП» «О распределении квартир жилого дома по <адрес> №» от ДД.ММ.ГГГГ № им, как работникам комбината АО «Незлобненский НКХП» была предоставлена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, ст.Незлобная, <адрес>. Ордер на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ и контрольный талон к ордеру на жилое помещение был получен на имя ее супруга Федорченко А.Р. Вселение в указанное жилое помещение состоялось в 1994г. и до настоящего времени она со своей семьей проживает в квартире и несет бремя ее содержания: производит ремонт, оплачивает коммунальные услуги. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Незлобненского сельского совета с просьбой заключить с ней договор приватизации квартиры, однако ей было отказано, так как согласно справки администрации Незлобненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира в реестре объектов муниципального имущества муниципального образования не числится. В июле 2010г. она обратилась в Министерство имущественных отношений Ставропольского края, где ей был дан ответ, что спорная квартира в реестре государственного имущества не значится. Квартира, в которой она со своей семьей проживает на законных основаниях является ее единственным жильем, во внесудебном порядке она не может реализовать свои права на приватизацию квартиры, поэтому вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав.
Адвокат истицы Торопова Л.В. исковые требования и доводы своего доверителя поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Незлобненского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края Лутков С.Ю., действующий на основании доверенности возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив при этом, что спорная квартира в реестре объектов муниципального имущества муниципального образования не значится. Ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Федорченко А.Р. был выдан на основании постановления главы Незлобненской сельской администрации Георгиевского района Ставропольского края «Об утверждении выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ совместного заседания администрации и профкома АО «Незлобненский НКХП» «О распределении квартир жилого дома по <адрес> №» от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что данная жилая площадь предоставляется АО «Незлобненский НКХП». Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, ст. <адрес> <адрес> состоит из 5 квартир. По данным архива администрации Незлобненского сельсовета <адрес> квартиры за №, 2, 3, были приватизированы в 1994-1995гг. Договора приватизации были заключены с собственником АО «Незлобненский НКХП», жильцы <адрес> признали право общей долевой собственности по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ Законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что приватизация жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. Жилые помещения предоставляются гражданам (нанимателям) собственником муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Учитывая то, что занимаемое Федорченко Т.Г. жилое помещение не входит в состав муниципального жилого фонда, администрация Незлобненского сельсовета не имеет законных оснований заключить с Федорченко Т.Г. договор приватизации спорной квартиры, так как не является ее собственником.
3-е лица – Федорченко О.А., Федорченко А.Р. и Федорченко А.А. исковые требования Федорченко Т.Г. поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
3-е лицо – представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Федорченко Т.Г. является нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением N 3 к данному Постановлению жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В период возникновения спорных правоотношений действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", и пунктом 5 этого правового акта предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
Как установлено судом, согласно постановления главы Незлобненской сельской администрации Георгиевского района Ставропольского края «Об утверждении выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ совместного заседания администрации и профкома АО «Незлобненский НКХП» «О распределении квартир жилого дома по <адрес> №» от ДД.ММ.ГГГГ № двухкомнатная <адрес> в ст. Незлобной была предоставлена семье Федорченко А.Р., как работнику комбинату (состав семьи 4 человека).
По распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1453-р, действовавшему в указанный период, передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должна была быть завершена до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 235.
Таким образом, при создании ОАО «НКХП» жилищный фонд, в том числе дом, в котором проживает истица, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости и не был включен в состав имущества ОАО «НКХП», что подтверждается письмом ООО КХ «Незлобненский», сведениями из Министерства имущественных отношений Ставропольского края о том, что спорная квартира в реестре государственной собственности Ставропольского края не значится.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация не имеет законных оснований заключить договор приватизации спорной квартиры, так как не является ее собственником, суд считает несостоятельными, поскольку они опровергаются представленными и исследованными судом доказательствами.
Каких либо, необходимых действий по принятию в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, являющихся предметом настоящего спора, органами местного самоуправления не производилось.
Отсутствие решения органа местного самоуправления о включении соответствующего дома в состав муниципальной собственности не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе права на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Кроме того, пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования истицы подлежат удовлетворению как основанные на законе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░> ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░