№ 2а-1573/2021
70RS0004-01-2021-001221-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Куц Е.В.,
при секретаре Новоселовой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ИФНС России по г. Томску к Мамонтову И.Т. о взыскании в соответствующий бюджет задолженности по налогу на имуществу физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4579 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 11 руб. 91 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Томску обратилось в суд с административным иском к Мамонтову И.Т. о взыскании задолженности по налогу на имуществу физических лиц за 2018 в сумме 4579 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 11 руб. 91 коп.
В обоснование требований указано, что согласно сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленных в налоговый орган в соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ, ст.400, 409 НК РФ Мамонтов И.Т. является собственником объектов: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>; нежилое здание по адресу: <адрес> и соответственно налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. На основании ст.403, 404, 408 НК РФ ИФНС России по г.Томску налогоплательщику проведено исчисление налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 63 696 руб. с учетом переплаты на сумму 59117 руб. сумма к уплате составила 4579 руб. На основании п.2 ст. 409 НК РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с извещением на уплату налога. В установленный срок налог не был уплачен. В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени в сумме 11,91 руб. На основании ст.69,70 НК РФ направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по налогу на имущество физических лиц. В установленный срок налог на имущество физических лиц и пени по налогу на имущество физических лиц уплачены не были.
Административный истец надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направил, в административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ИФНС России по г. Томску.
Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, своего представителя не направил.
На основании ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного истца ИФНС России по г. Томску подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно части 1 статьи286КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправеобратитьсявсудс административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке илипропущенуказанный в таком требованиисрокуплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи286КАС РФ).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций,судпроверяет полномочия органа, обратившегосяс требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден лисрокобращениявсуд, если такойсрокпредусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи286КАС РФ).
Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные требования закреплены в ч.1 ст.3 и п.1 ч.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Статьей 19 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с ч.4 ст.57 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из содержания статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что единое сводное налоговое уведомление и требования об уплате налога направляются по почте заказным письмом только при условии отсутствия подключения к личному кабинету. Всем физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, единое сводное налоговое уведомление и требования об уплате налога, направляются в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Частью 1 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно ч.2 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии со 400 НК РФ Мамонтов И.Т. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
На основании ст.ст.403, 404, 408 НК РФ ИФНС России по г. Томску налогоплательщику проведено начисление налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате:
ДД.ММ.ГГГГ год из расчета:
- иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, кадастровый №:
16 437 руб. (кадастровая стоимость) x 1 (доля в праве на объект) x 0,50% (налоговая ставка) x 12/12 (количество месяцев владения/12) = 82 руб.
- нежилое здание по адресу: <адрес>, кадастровый №:
63 408598 руб. (кадастровая стоимость) x 2091/31344 (доля в праве на объект) x 0,50% (налоговая ставка) x 12/12 (количество месяцев владения/12) = 21150 руб.
ДД.ММ.ГГГГ год из расчета:
- иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, пр-т. Мира, 1/1, 97, кадастровый №:
16 437 руб. (кадастровая стоимость) x 1 (доля в праве на объект) x 0,50% (налоговая ставка) x 12/12 (количество месяцев владения/12) = 82 руб.
- нежилое здание по адресу: <адрес>, кадастровый №:
63 408598 руб. (кадастровая стоимость) x 2091/31344 (доля в праве на объект) x 0,50% (налоговая ставка) x 12/12 (количество месяцев владения/12) = 21150 руб.
ДД.ММ.ГГГГ год из расчета:
- иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, пр-т. Мира, 1/1, 97, кадастровый №:
16 437 руб. (кадастровая стоимость) x 1 (доля в праве на объект) x 0,50% (налоговая ставка) x 12/12 (количество месяцев владения/12) = 82 руб.
- нежилое здание по адресу: <адрес>, кадастровый №:
63 408598 руб. (кадастровая стоимость) x 2091/31344 (доля в праве на объект) x 0,50% (налоговая ставка) x 12/12 (количество месяцев владения/12) = 21150 руб.
Сумма налога с учетом переплаты 59117 руб. составляет 4579 руб.
На основании п. 2 ст.409 НК РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с извещением на уплату налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 4579 руб. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ год уплачен не был.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 13 (количество дней просрочки) х 4579 (недоимка для пени) х 0,0002 (ставка рефинансирования ЦБ РФ / 300 /100) = 11,91 руб. (начислено пени за период).
Таким образом, размер пени по налогу на имущество физических лиц составил 232,10 руб.
В соответствии с порядком, установленным ст. 69 Налогового кодекса РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование, извещающее налогоплательщика о наличии задолженности по налогу и пени, и обязанности указанную задолженность погасить в установленный срок, а именно: требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в сумме 4579 руб. и пени в сумме 11 руб. 91 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Процедура и сроки взимания задолженности по уплате налогов и пени в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса РФ, главой 32 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по г. Томску в пределах шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения вышеуказанных требований об уплате обязательных платежей и санкций с учетом положений ч.2 ст.48 НК РФ в мировой суд направлялось заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Мамонтова И.Т. задолженности по налогам и пени в общей сумме 4590 руб. 91 коп, в том числе: задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 в сумме 4579 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 11 руб. 91 коп. Судебный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка № 2 Советского судебного района г. Томска ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировому судье от должника Мамонтова И.Т. поступило заявление об отмене судебного приказа. На основании указанного заявления налогоплательщика определением мирового судьи судебного участка № 2 Советского судебного района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
Учитывая положения п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, ч.1, 2 ст.93 КАС РФ срок для обращения в суд с настоящим заявлением истекает ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление направлено в суд по почте ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом срока, и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что административный истец в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика Мамонтов И.Т. подлежит взысканию в доход муниципального образования «Город Томск» государственная пошлина в размере 183,64 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178 КАС РФ
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ИФНС России по г. Томску к Мамонтову И.Т. о взыскании в соответствующий бюджет задолженности по налогу на имуществу физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4579 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 11 руб. 91 коп. удовлетворить.
Взыскать с Мамонтова И.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 4590 руб. 91 коп., из которых задолженность по налогу на имуществу физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4579 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 11 руб. 91 коп.
Взыскание налога, пени осуществить по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску) ИНН 7021022569. КПП 701701001. Банк получателя: Отделение Томск г. Томск. Расчетный счет 40101810900000010007. БИК 046902001. Код ОКТМО 69701000, КБК 18210601020041000110 – уплата налога на имущество, КБК 18210601020042100110-уплата пени по налогу на имущество.
Взыскать с Мамонтова И.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в доход муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 183,64 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья