Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-727/2017 ~ М-613/2017 от 22.06.2017

Дело № 2-727/2017

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

08 августа 2017 года    г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,

при секретаре Гулиной И.В.,

с участием помощника прокурора Нытвенского района Трушкова П.В.,

представителя ответчика МО «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района Пеньковой Е.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному Бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с.Покровское и Муниципальному образованию «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района о возложении обязанности по оборудованию здания,

установил:

Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Нытвенский районный суд с иском к МБДОУ детский сад с.Покровское и МО «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района о возложении обязанности на МБДОУ детский сад с.Покровское оборудовать здание по адресу: ул.Речная, 6а, с.Покровское, Нытвенский район, Пермский край, системой видеонаблюдения в срок до 01.07.2019, автономной системой оповещения в срок до 31.12.2019, физической охраной в срок до 01.03.2018; о возложении обязанности на МО «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить МБДОУ детский сад с.Покровское денежные средства на оборудование здания по адресу: ул.Речная, 6а, с.Покровское, Нытвенский район, Пермский край, системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения, обеспечение физической охраной.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Нытвенского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест с массовым пребыванием людей. В ходе проверки установлено, что детский сад с.Покровское является образовательным учреждением для несовершеннолетних, включенным в перечень объектов с массовым пребыванием людей, здание детского сада, расположенное по адресу: ул.Речная, 6а, с.Покровское, Нытвенский район, Пермский край, не в полной мере обеспечено инженерно-техническими средствами и режимными мерами антитеррористической защищенности.

Согласно Уставу Детского сада с.Покровское, он является дошкольным образовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район», главным распорядителем бюджетных средств в отношении учреждения - Управление образования администрации Нытвенского муниципального района. Детский сад с.Покровское осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии. Установление системы видеонаблюдения, системы оповещения и организация физической охраны в образовательном учреждении является обязательными мероприятиями, выполнение которых необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. В нарушение положений здание образовательного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, а также не обеспечена его физическая охрана. Неисполнение указанных требований связано, в частности, с отсутствием достаточных финансовых средств у образовательного учреждения.

В судебном заседании помощник прокурора Трушков П.В. исковые требования поддержал по доводам искового заявления, по возражениям ответчика указав, что запрашивалась информация, согласно которой у детского сада в планах имеются эти мероприятия, поэтому срок исполнения является достаточным для формирования бюджета и проведения необходимых работ. Детский сад включен в перечень объектов с массовым пребыванием людей.

Представитель ответчика – МБДОУ детский сад с.Покровское – Гавшина Е.С. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия, с требованиями не согласна, представлены письменные пояснения по иску, где указано, что здание не оборудовано системой видеонаблюдения в виду недостаточности средств, имеется кнопка экстренного вызова полиции, учреждение оснащено автоматической пожарной сигнализацией и ПАК «Стрелец-мониторинг». Физическая охрана отсутствует, автономной системы оповещения нет.

Представитель ответчика Управления образования администрации Нытвенского муниципального района Пенькова Е.В. в судебном заседании с иском не согласна, пояснила, что здание не оборудовано системой видеонаблюдения, физическая охрана отсутствует, объект охраняется сторожами. Автономной системы оповещения нет. Учреждение очень отдалено от г.Нытва. Не каждое общественное место может включаться в перечень мест массового пребывания людей. По штатному расписанию детского сада численность работников составляет 10 человек, численность воспитанников – 20. Указала, что требование по срокам является необоснованным, т.к. требования по исполнению обязательств должны быть заявлены с учетом финансирования и наличия бюджетных средств, прогнозного объема расходов, сроков на подготовку проектной документации.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

П.4 ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определяет противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

П. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31 -06-2009", утвержденные приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В приложении "В" к своду правил указано, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Согласно п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.

В соответствии с п.п. 30, 31, 32 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.

Пункты 24, 26 Требований предусматривают, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из исследованных в судебном заседании документов, установлено, что МБДОУ детский сад с.Покровское является действующим дошкольным образовательным учреждением, согласно Лицензии осуществляет образовательную деятельность, оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, по подвидам дополнительного образования (л.д. 17), т.е. является учреждением с массовым пребыванием людей.

Учредителем учреждения является муниципальное образование Нытвенский муниципальный район. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать, штамп, бланки со своим наименованием. Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников во время образовательного процесса (л.д. 18-25). Следовательно, МБДОУ детский сад с.Покровское обязано соблюдать и исполнять требования Федерального закона «Об образовании в РФ» и Федерального закона «О противодействии терроризму» с учетом Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов.

Прокуратурой Нытвенского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест с массовым пребыванием людей. По результатам проверки установлено, что здание дошкольного образовательного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения, системой оповещения, не обеспечена физическая охрана.

До настоящего времени образовательным учреждением выявленные нарушения не устранены.

Из сообщения администрации Нытвенского муниципального района от 28.02.2017 г. следует, что в МБДОУ детский сад с.Покровское отсутствует наличие квалифицированной физической охраны, системы видеонаблюдения (план 2018 год), автономной системы оповещения и управления. Имеется канал для передачи тревожных сообщений в ОВД (вневедомственной охраны) или ситуационный центр «Службы 112», договор № 544 от 01.01.2017 с ФГКУ УВО ВНГ РФ по Пермскому краю в дежурную часть ОВД (л.д. 5-8).

В перечень мест с массовым пребыванием людей в Нытвенском муниципальном районе, утвержденный распоряжением администрации района от 17.02.2016 № 76-р, входит в т.ч. МБОУ детский сад с.Покровское (л.д. 11-12). В связи с данным нормативным актом, доводы представителя ответчика Пеньковой Е.В. о том, что данный детский сад не является местом массового пребывания людей, поскольку согласно штатного расписания на период 2016-2017 МБДОУ д/с с.Покровское численность работников составляет 10 человек, а в муниципальном задании на 2017 и плановый период 2018 и 2019 г. количество детей указано 20 человек, суд относится критически, и признает их несостоятельными.

По информации МБДОУ детский сад с.Покровское от 17.03.2017 г. следует, что отсутствует квалифицированная физическая охрана, система видеонаблюдения, автономная система оповещения и управления. Имеется канал для передачи тревожных сообщений в ОВД (вневедомственной охраны) или ситуационный центр «Службы 112», договор № 571 от 01.01.2017 с УВО ВНГ РФ по Пермскому краю, сигнал ведется с сотового телефона (л.д. 13).

29.12.2016 г. МБДОУ детский сад с.Покровское заключен договор на техническое обслуживание средств автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией с ПРО ООО «ВДПО», договор по техническому мониторингу и обслуживанию объектовой станции с ООО «Центр пожарного мониторинга».

Из договора об оказании охранных услуг от 01.01.2017, заключенного между ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Пермскому краю и МБДОУ детский сад с.Покровское, следует, что услуги, оказываемые «Охраной», заключаются в обследовании объекта на предмет инженерно-технической укрепленности; осуществлении наблюдения за режимом работы технических средств охраны на объектах и подключенных на пульт централизованного наблюдения «Охраны»; обеспечение направления информации о срабатывании сигнализации на охраняемом объекте в дежурную часть.

Таким образом, наличие в здании автоматической пожарной сигнализации, не является достаточным мероприятием антитеррористической защищенности, которые определены действующим законодательством, а могут лишь являться дополнительными мерами для комплексной безопасности граждан, пребывающих в данном учреждении. При этом наличие тревожной кнопки экстренного вызова полиции в здании детского сада не освобождает образовательное учреждение от оборудования здания системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения, и обеспечения здания физической охраной.

На основании вышеизложенного, суд считает, что отсутствие системы видеонаблюдения, автономной системы оповещения и физической охраны способствует несанкционированному доступу в детский сад посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в дошкольном образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного дошкольного образовательного учреждения, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, воспитанников и работников, в том числе права на охрану жизни и здоровья.

Согласно п.п. 2 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию пo денежным обязательствам учреждений предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

Главным распорядителем средств бюджета муниципального образования «Нытвенский муниципальный район» является Управление образования администрации Нытвенского муниципального района, которое не только обеспечивает содержание дошкольных образовательных учреждений Нытвенского района, но и осуществляет функции по обеспечению данных учреждений финансовыми средствами для исполнения ими своих функций и обязанностей.

Отсутствие достаточного бюджетного финансирования само по себе не является основанием для несоблюдения установленных правил в области безопасности, невыполнение требований по обеспечению безопасности может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

Следовательно, обязанность по обеспечению МБДОУ детский сад с.Покровское финансированием и выделением денежных для проведения необходимых мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической деятельности следует возложить на Управление образования администрации Нытвенского муниципального образования в силу ст.210 ГК РФ как собственника имущества и распорядителя бюджетных средств, в виду недостаточности у МБДОУ детский сад с.Покровское денежных средств.

Суд критически относится к доводам представителя ответчика на недостаточный, по их мнению, срок для исполнения возложенных обязанностей, поскольку именно в результате несвоевременных действий ответчика не было произведено должным образом необходимых мероприятий и работ по соблюдению необходимых мер комплексной безопасности и антитеррористической направленности. Представителем ответчика не представлено доказательств того, что финансовое положение детского сада не позволяет в установленные сроки провести указанные мероприятия. Судом учтено, что ответчиком требования вышеуказанного законодательства не исполнялись надлежащим образом длительный период времени, а отсутствие таких мер безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации создает потенциальную угрозу для безопасности жизни и здоровья граждан, пребывающих в учреждении. Кроме того, ответчик не лишен права обратиться в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда.

На основании изложенного требования прокурора Нытвенского района Пермского края суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с характером соответствующих требований суд устанавливает срок исполнения решения суда – до 01.03.2018 года по обеспечению физической охраной, до 01.07.2019 - по оборудованию - системой видеонаблюдения, до 31.12.2019 года - по оборудованию автономной системой оповещения.

Вопрос о продлении сроков исполнения решения суда в случае их недостаточности при возникновении исключительных обстоятельств, не связанных с недобросовестными действиями ответчиков в процессе принятия мер, направленных на оборудование здания детского сада системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения и обеспечение физической охраной, может быть разрешен на стадии исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Покровское

оборудовать здание по адресу: Пермский край, Нытвенский район, с.Покровское, ул.Речная, 6а, системой видеонаблюдения в срок до 01.07.2019 и автономной системой оповещения в срок до 31.12.2019 года;

обеспечить физическую охрану здания по адресу: Пермский край, Нытвенский район, с.Покровское, ул.Речная, 6а, в срок до 01.03.2018 года.

Обязать Муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить Муниципальному Бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с.Покровское денежные средства на оборудование здания по адресу: Пермский край, Нытвенский район, с.Покровское, ул.Речная, 6а, системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения, а также на обеспечение физической охраной.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Пищикова

2-727/2017 ~ М-613/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Нытвенского района Пермского края
Ответчики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Покровское
Муниципальное образование "Нытвенский муниципальный район" в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Пищикова Л.А.
Дело на странице суда
nytva--perm.sudrf.ru
22.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2017Передача материалов судье
26.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2017Судебное заседание
15.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2017Дело оформлено
19.09.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее